Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2 Мифы о евреях. Истоки, природа и цели антисем...docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
5.57 Mб
Скачать

Максим Моисеевич Винавер (1863- 1926)

российский юрист и политический деятель, член I Государственной думы, один из лидеров Конституционно-демократической партии (кадетов). Активно участвовал в работе Общества для распространения просвещения среди евреев. В 1905 г. был одним из учредителей Союза для достижения полноправия еврейского народа в России. В 1919 г. эмигрировал во Францию, где призывал союзников России продолжить поддержку белого движения.

Оскар Осипович (Израиль Иосифович) Грузенберг

(1866- 1940)

российский юрист и общественный деятель. В 1913 г. был одним из защитников М. Бейлиса на процессе по делу о ритуальном убийстве. Был членом партии кадетов. Во время революции 1917 года был избран во Всероссийское учредительное собрание по еврейскому национальному списку. В 1920 г. эмигрировал в Германию.

Теперь именно способность еврея к асси­миляции, к тому, чтобы стать «как мы», виделась главной угрозой. Получают все более широкое распространение разнообразные те­ории еврейского заговора, скроенные по образцу теорий польско­го заговора 1860-х гг.

4. ЕВРЕИ В ЭПОХУ ПОЗДНЕЙ ИМПЕРИИ: ЛОЯЛЬНОСТЬ, АДАПТАЦИЯ, ОППОЗИЦИЯ.

Несмотря на сохранение Черты оседлости, в пореформенный период она стала более проницаемой для целого ряда категорий еврейского населения. В течение 1860—1870-х гг. был издан ряд законов, разрешавших повсеместное жительство в империи лицам иудейского исповедания с высшим образованием, с учеными сте­пенями кандидата, магистра, доктора (прежде всего медицины); в 1865—1867 гг. закон был распространен на ев­реев-врачей, не имеющих ученой степени, в 1872-м — на выпуск­ников Санкт-Петербургского технологического института, наконец, в 1879-м право жить за Чертой получили все, окончившие курс в высших учебных заведениях, а также аптекарские помощники, дан­тисты, фельдшеры, повивальные бабки и изучающие фармацию, фельдшерское и повивальное искусство. 28 июня 1865 г. такое же право получили ремесленники, а 25 июня 1867-го — отставные николаевские солдаты. Евреи получили также право поступать на государственную службу.

Принятые законы привели, во-первых, к быстрому росту петер­бургской еврейской общины (в 1855 г. здесь насчитывалось менее 500 евреев, в 1910-м — почти 35 тысяч). В Петербург, этот центр финансовой и экономической жизни, устремились наиболее предприимчивые и удачливые евреи-предприниматели; это относилось, хотя не в столь ярко выраженной степени, и к некоторым другим торгово-промышленным центрам. Во-вторых, сотни, затем тысячи ев­рейских детей и юношей двинулись в гимназии, университеты и институты. Если их сверстникам иных вероисповеданий среднее и высшее образование сулили перспективную карьеру в условиях пореформенной России, то для евреев это означало еще и возмож­ность в значительной степени преодолеть ограничения, налагавши­еся на их соплеменников. Получение образования сулило также или освобождение от военной службы, или же сокращенный и облег­ченный вариант ее прохождения. Быстрыми темпами шли здесь и процессы ассимиляции: если в 1869 г. идиш назвали родным языком 97% евреев — обитателей Петербур­га, то в 1910-м родным языком 42% петербургских евреев был рус­ский, в то время как доля идиш существенно снизилась.

Евреи-предприниматели начинают играть крупную роль в эко­номическом развитии России, особенно в финансовой сфере. В 1859 г. в Петербурге был основан банкирский дом «И.С. Гинцбург», первый, открытый евреем за пределами Черты оседлости. Среди других крупных предпринимателей выделялись финансисты и же­лезнодорожные магнаты братья Поляковы, банкиры Е. Ашкенази, И. Вавельберг, А. Варшавский, А. Зак, семья Ефрусси, сахаро­заводчики Бродские, Зайцевы и др.

Особую роль евреи играли в русской адвокатуре. В 1888 г. по Петербургскому судебному округу они составляли 21 % всех при­сяжных поверенных и 39% помощников присяжных поверенных. Среди «звезд» русской адвокатуры были А.Я. Пассовер, Г. Б. Слиозберг, М.М. Винавер, О.О. Грузенберг, А.С. Гольден­вейзер и др.

«Культурной столицей» евреев в 1860-е — первой половине 1870-х гг. оставалась Одесса. Здесь появились первые еврейские периодические издания на иврите — еженедельники «Ха-мелиц» и «Ха-шахар», идиш — «Кол-мевассер» (1862—1871, редактор А. Цедербаум) и русском — «Рассвет», «Сион» (1861—1862) и «День» (1869—1871). С конца 1870-х гг. центр еврейской интеллектуальной и культурной жизни переместился в Петербург. Фактически органом петербургской еврейской интеллигенции стал журнал «Рассвет» (1879-1883).

К 1870-м гг. относится начало все более активного участия ев­реев в российском революционном движении. Люди, получавшие образование, вышедшие в широкий мир, острее чув­ствовали свое неполноправное положение. Знаменитый адвокат О. Грузенберг вспоминал, что свое еврейство особенно отчетливо осознал однажды ночью 1886 г. в Киеве, во время полицейской облавы. Его, студента университета, полиция не тронула, зато его матери, приехавшей к сыну в гости из «черты оседлости», пришлось скоротать остаток ночи на заплеванном полу участка, рядом с пьяницами и проститутками. Вызволить ее удалось лишь по великому «блату». «Забыть, как унизили мою старуху мать, никого в своей жизни не обидевшую, значило бы забыть, что если жизнь чего-либо стоит, то только тогда, когда она не рабская, - писал с горечью и яростью Грузенберг.- После этой ночи я видел в каждом, кто боролся с самодержавным произволом, своего союзника, брата, перед которым я в долгу, которому я обязан прийти на помощь в дни его испытаний» (О. Будницкий Евреи и русская революция).

По подсчетам Э. Хаберера, численность евреев, участвовавших в народническом движении 1870—1880-х гг., возрастала каждые четыре-пять лет на 5%. К концу 1880-х евреи составляли от 35 до 40% участников революционного движения.

Евреи — участники народнического движения ассоциировали свои интересы, подобно их русским товарищам, с интересами рус­ских рабочих и крестьян; некоторые даже, подобно О. В. Аптекману, крестились для того, чтобы было сподручнее вести пропаганду среди крестьянства. Попытки создания революционных орга­низаций среди евреев носили единичный характер. Призывы вести пропаганду среди евреев и организовать нечто подобное «хождению в народ» на еврейской почве появились позднее.

Жертвы еврейских погромов в Малороссии. Вторая половина XIX в.

Переломным в истории российского еврейства стал 1881 г. После цареубийства 1 марта 1881 г. известный русский историк и консервативный публицист Д. Илловайский писал в «Петербургских ведомостях», что русские «нигилисты и социалисты»- только «грубое и нередко бессознательное орудие», их направляют на преступления «внутренние и внешние враги Русского государства, Русской национальности». Среди внутренних врагов Илловайский ставил на первое место поляков, а вторым элементом считал революционеров из евреев (О. Будницкий Евреи и русская революция). Погромы, начавшиеся на Юге и Юго- Западе империи, продолжались, с перерывами, в отдельных местностях до 1884 г. Правительство, с одной стороны, предприняло ряд мер для пресе­чения погромов, с другой — в конечном счете возложило ответ­ственность за них на самих евреев, сочтя их следствием «ненор­мального отношения между коренным населением некоторых губерний и евреями», иными словами, результатом пресловутой «эксплуатации» евреями коренного населения. Правительство ввело 3 мая 1882 г. «Временные правила о ев­реях», направленные вроде бы на предотвращение антиеврейских беспорядков, но под этим предлогом фактически вводившие но­вые ограничения для евреев. Евреям было запрещено селиться вне городов и местечек, а также приобретать недвижимость и арендо­вать землю.