Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МЭС зан 7 тема 7_2 фарм.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
262.66 Кб
Скачать

Врачебно-сестринские формирования

В условиях чрезвычайных ситуаций, применение и четкая работа врачебно-сестринских бригад (ВСБ), значительно влияет на эффективность оказания своевременной неотложной медицинской помощи массовому количеству пострадавших.

Бригады формируются объектами здравоохранения в соответствии с планом-заданием комитета (управления) по здравоохранению, из числа штатных сотрудников на базе лечебно-профилактических учреждений: больниц, медико-санитарных частей, поликлиник, диспансеров, санаториев. Основное назначение этих бригад в ЧС - усиление бригад СМП в районе бедствия с целью оказания своевременной и эффективной первой врачебной помощи пострадавшим и проведение медицинской эвакуации по назначению. В состав бригады входят: врач, 2 медицинские сестры и 2 санитара. За 6 часов работы в очаге катастрофы они должны оказать ЭМП 50 пострадавшим.

Главным врачам целесообразно перед подписанием приказа о создании ВСБ, подбирать персонал, руководствуясь принципами слаженности, коллективизма и совместимости создаваемого формирования.

Кроме того, администрация должна оперативно выделить госпитальную базу и резервные койки, которые в любой момент готовы принять пострадавших. При этом руководитель прибывшего формирования обязан сразу же поставить эти вопросы перед администрацией и настоять на их выполнении. При этом, как правило, к работе в зоне ЧС активно привлекаются работники местных ЛПУ, зачастую недостаточно знакомые со спецификой работы при ЧС и катастрофах. Руководителю прибывшего формирования необходимо взять под контроль соответствующие действия администрации и осуществлять общее руководство по принципу единоначалия, одновременно проявляя корректность и в то же время настойчивость.

Оградить медицинских работников от лишних контактов с местным населением, чтобы избежать помех в работе, а иногда и прямой агрессии по отношению к медицинскому работнику, призваны силы правопорядка. Акцентируется внимание на психических нарушениях, которые в зависимости от вида и масштаба катастрофы охватывают до 80% населения, и может быть разнообразным: от невротических реакций до реактивных психозов, от истерических неврозов до явных признаков нарушения адаптивного поведения. Нельзя игнорировать также проявления национализма, религиозные и национальные местные особенности. Необходимо подчеркнуть недопустимость различий в обращении с точки зрения расы, политических взглядов, вероисповедания, философских убеждений, национальности, социального или имущественного положения или какими-либо другими соображениями.

С другой стороны, особое внимание должно быть уделено наиболее уязвимым категориям: детям, инвалидам, старикам, беременным. В случае необходимости возможно предоставление дополнительной одежды тем, кто не переносит холод. В целом выше означенный принцип должно применять, сообразуясь со здравым смыслом. Особую сторону в деятельности медицинского персонала представляет собой общение с пострадавшими, находящимися, как правило, в состоянии сильнейшего психологического стресса, что может выражаться в тяжелейшей депрессии. Затрудняется сбор анамнеза, осмотр, проведение лечебно-диагностических действий.

Группу пораженных с выраженными признаками дезадаптации необходимо отделить сразу же, но и у остальных пострадавших необходимо учитывать повышенную психическую лабильность. В условиях ЧС возможен самый широкий спектр повреждений, с которыми врачу, находящемуся в очаге поражения приходилось сталкиваться довольно редко, а возможно и никогда. Важно проявлять разумную решительность, не выказывая ни малейшей растерянности, сохранять самообладание, внешнее спокойствие. В условиях экстремальных обстоятельств необходимо уважать волю пострадавшего, который, как и в обычное время, должен дать согласие на проведение операции, лечебной или диагностической манипуляции, если конечно он находится в адекватном физическом и психическом состоянии. Однако если пострадавший находится в бессознательном состоянии, а его жизни угрожает реальная опасность, врач вправе принять самостоятельное решение, взяв на себя всю полноту ответственности.

Следует соблюдать также принципы сохранения врачебной тайны, не разглашая без необходимости посторонним лицам ту или иную информацию о пораженных. В процессе оказания экстренной помощи ведется специальная регистрационная документация, поскольку в условиях ЧС это иногда единственная возможность получить информацию о пострадавших их родственниками и узнать достоверно, живы их близкие или погибли. Это касается и установления личности умерших. В любом случае в каждом медицинском формировании, работающем на месте катастрофы, должны быть достаточно подробные сведения о прошедших через этап медицинской эвакуации пострадавших.

В экстремальных условиях, врач остается один на один с ситуацией, где нет времени на длительное обдумывание, где часто не с кем посоветоваться, и, тем не менее, приходится принимать быстрое и окончательное решение. Становится очевидным, как многократно возрастает ответственность врача за возможную ошибку, одновременно повышается психологическая нагрузка. В данном случае многое зависит от квалификации и самообладания врача. Часто для оказания необходимого объема помощи не хватает медицинского инструментария, медикаментов, перевязочных средств. В этих случаях персонал должен найти замещающие варианты, комбинации лекарственных препаратов, использование подручных средств, словом проявить находчивость и смекалку, поскольку в условиях ЧС под предлогом недостатка инструментария операцию отменить невозможно.

Важно соблюдать принцип разумной достаточности, который заключается в том, что нельзя выходить за рамки того объема медицинской помощи, который определен для данной бригады. Даже самый квалифицированный хирург должен выполнить объем первой медицинской и доврачебной помощи, а не пытаться, к примеру, провести остеосинтез или пластику сосудов, хотя и профессионально владеет этими методами в обычных условиях. Это чревато неоправданной потерей времени, снижением качества выполняемых мероприятий, поскольку для этого нет соответствующих условий и оснащения. Задерживается оказание помощи по жизненным показаниям другим пострадавшим, повышается расход медикаментов, утомление медицинского персонала. Это жестокая действительность при одновременном и массовом появлении пострадавших в условиях катастроф.

Оказывая в полном объеме помощь одному пациенту, можно потерять десятки жизней других пострадавших, нуждающихся в первоочередных мероприятиях.

Еще один важный вопрос - принятие решения о бесперспективности дальнейшего лечения пострадавших со значительными нарушениями витальных функций, при повреждениях не совместимых с жизнью. В обычных условиях весь персонал клиники борется за каждую жизнь до конца, иногда вопреки очевидной бесперспективности интенсивной терапии. При этом иногда случаются исключения, и отдельным пациентам все же удается сохранить жизнь. Во имя этих редких случаев и проводится в полном объеме весь комплекс реанимационных мероприятий, оправдан огромный расход медикаментов, инфузионно-трансфузионных средств и усилий персонала.

При катастрофах имеет место совершенно иной подход. При тяжелых повреждениях приоритет отдается тем пораженным, кто имеет более реальный шанс на спасение и выживание. Каждое решение, принимаемое в процессе медицинской сортировки, определяет судьбу, а порой и жизнь пострадавшего. Так, задержка эвакуации при не остановленном внутреннем кровотечении резко ухудшает прогноз. Отказ от ревизии кровоостанавливающего жгута перед дальнейшей длительной транспортировкой приводит к необратимой ишемии конечностей, развитию турникетного шока. И как следствие - к ампутации конечности. Еще более проблемным, в этическом аспекте, является отнесение пострадавшего к категории безнадежных (агонизирующих), что фактически обрекает его на смерть при отказе от дальнейшего активного лечения. Здесь еще раз на первый план выходит степень ответственности врача, принимающего окончательное решение.

Медицинские сестры в условиях ЧС в полной мере разделяют с врачами трудности полевой работы, ответственность за жизнь пострадавших. На их плечи ложится и дополнительная нагрузка. Они оперативно готовят укладки, инструменты, осуществляют подготовку операционной и перевязочной к работе, ведут медицинскую документацию. Все это должно быть выполнено четко и профессионально, несмотря на физическую усталость, напряженный режим работы, непривычность ситуации. Помимо этого медсестры успевают еще подбодрить пострадавших, обустроить временное жилье, приготовить пищу и найти добрые слова, как для пациентов, так и для измотанных коллег. Таким образом, работа медицинского персонала в условиях чрезвычайных ситуаций имеет свои медицинские, организационные, правовые, этические, психологические особенности, знание которых может обеспечить эффективность работы и спасти максимальное количество жизней.

Медицинский отряд (МО) является формированием повышенной готовности предназначенной для организации и оказания экстренной медицинской помощи (первой врачебной), организации медицинской сортировки и эвакуации пострадав­ших в ЛПУ в ЧС мирного и военного времени.

Медицинский отряд создается в мирное время на основании решения Мин­здрава республики.

При возникновении ЧС оповещение, сбор и приведение в готовность отряда осуществляется по указанию руководителя учреждения-формирователя на основа­нии решения территориального органа здравоохранения или выше стоящих органов управления здравоохранением. Готовность к работе в очаге 2-3 часа. Эффектив­ность использования отряда зависит от готовности его функционировать автономно и побригадно, от быстрого выдвижения и прибытия в район стихийных бедствий.

Медицинский отряд при определенной ситуации может стать единственный подвижным формированием, способным быстро выдвинуться в район (очаг) катаст­рофы, взять на себя всю тяжесть оказания первой врачебной помощи пострадавше­му населению. Первая врачебная помощь относится к категории догоспитальных видов медицинской помощи и направлена, прежде всего, на спасение жизни и обес­печение транспортабельности пораженных.

Оснащение МО всеми видами имущества и транспортом на военное время осуществляется поставщиками по заявкам территориальных органов здравоохране­ния согласно утвержденному табелю военного времени. Имущество и техника хра­нятся на медицинских складах баз спецмедснабжения областных управлений здра­воохранения.

Для перевозки медицинского имущества и личного состава отряда приписывается к отряду один автобус и одна бортовая машина. Средства индивидуальной защиты выдаются личному составу отряда в мо­мент выезда в заданный район.

Продолжительность работы 1 смены отряда - 12 часов. За это время отряд оказывает первую врачебную помощь 300 пострадавшим

В состав МО входит (69 чел., из них 10 врачей, 43 человека среднего и младшего медицинского персонала):

управление;

сортировочно-эвакуационная бригада;

токсико-терапевтическая бригада;

педиатрическая бригада;

отделение медицинской разведки;

материально-техническое отделение,

аптека.

Специализированные медицинские бригады постоянной готовности (СМБ ПГ) формируются на базе республиканских, областных, городских многопрофильных или специализированных лечебных учреждений, а также клиник и специализированных центров. Они предназначены для усиления лечебно-профилактических учреждений, оказывающих квалифицированную медицинскую помощь пострадавшим вне зоны катастрофы.

СЭМП формирует следующие СМБ ПГ: травматологические, ожоговые, нейрохирургические, общехирургические, анестезиолого-реанимационные, токсико-терапевтические, психиатрические и др.

Бригады оснащены необходимым имуществом (имущество в укладках), обеспечены медицинским транспортом и способны через 4-6 часов после ЧС приступить к оказанию квалифицированной медицинской помощи.

В состав бригады входят 2-5 врачей, 2-6 медсестер.

Для проведения в районе бедствия санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий создаются:

Группы эпидемиологической разведки в составе 2 чел (фельдшер эпидемиолог, водитель - санитар).

Санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО) - предназначены для организации и проведения мероприятий по санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому обеспечению населения в условиях ЧС. Численность отряда 42 чел (врачей–12, помощников санитарных врачей-3, лаборантов- 6, дезинфекторов-6, санитаров-3, прочих-12).

Республиканская санитарно-профилактическая бригада - проводит оперативные мероприятия в учреждениях в целях поддержания трудоспособности населения, оказавшегося в районе ЧС, сохранения его здоровья и обеспечения санитарного благополучия. Срок готовности бригады 3 часа.

Республиканская оперативная противоэпидемическая бригада - предназначена для оперативного изучения и оценки эпидемической обстановки, организации и обеспечения противоэпидемических мероприятий в очаге катастрофы или бедствия. Срок готовности бригады 2 часа.

Дополнительные медицинские формирования:

Группы специализированной медицинской помощи созданы на базе военных госпиталей для усиления лечебных учреждений. Они оказывают квалифицированную и специализированную медицинскую помощь (20 человек за 12 часов).

Команды спасателей формируются на базе отдельных воинских частей, соединений. Они предназначены для спасательных работ в очаге, за 6 часов могут оказать первую медицинскую помощь примерно 500 пострадавшим.

Пожарные и аварийно-восстановительные поезда формирует Белорусская железная дорога с целью ликвидации последствий железнодорожных катастроф.

Специализированные отряды военизированной пожарной охраны формирует МЧС для работы в очаге ЧС. Они проводят первоочередные аварийные и пожарно-спасательные работы.

Специализированные формирования потенциально-опасных объектов

Мы рассмотрели силы и средства догоспитального этапа и порядок организации их работы. Давайте рассмотрим работу госпитального этапа.