Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Демидова Е.В. Ненасильственная компонента револ...doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
211.46 Кб
Скачать

Иваново-Вознесенская стачка

Иваново-Вознесенская стачка, охватившая весь Иваново-Вознесенский промышленный район, началась 12 мая и продолжалась 72 дня. В ней приняло участие около 700 тысяч человек. Это было самое выдающееся событие рабочего движения лета 1905 г. Начавшись как экономическая борьба с хозяевами фабрик, стачка очень скоро приняла политическую окраску: уже на третий день многотысячный митинг выдвинул требование Учредительного собрания. Организация и проведение стачки могли бы служить примером проявления доброй воли и стойкости рабочих в своем ненасильственном протесте и сопротивлении. Основной формой протеста во время Иваново-Вознесенской стачки были митинги. Ежедневно по утрам рабочие собирались сначала на площади перед Городской Думой, а после запрета губернатором этих собраний как мешающих уличному движению, на берегу реки Талки. Тысячи бастующих принимали участие в этих митингах, каждый из которых открывался речью депутата (из Совета Уполномоченных) информировавшего собравшихся о ходе забастовки, переговорах с хозяевами и властями. После этого обычно следовали выступления рабочих, перемежавшиеся с пением революционных песен.

14 мая бастующие избрали 150 депутатов (57 из них были большевиками) для ведения переговоров с представителями власти и руководства стачкой. Так был создан Совет Уполномоченных. Целью переговоров было восстановление справедливости в отношениях рабочих с предпринимателями и властью.

Проведение ежедневных выступлений на митингах способствовало осознанию рабочими своего действительного положения и целей, за которые они должны бороться. Так что эти собрания представляли собой своеобразный университет для рабочих. Стачка носила хорошо организованный характер. Ивановцы вели себя спокойно и мирно, но проявляли готовность продолжать бороться до тех пор, пока их требования не будут удовлетворены. Они продолжали бастовать и настаивать на принятии их требований администрацией города, несмотря на запреты местных властей и в нарушение государственного закона.

Популярность стачки и авторитет Совета росли с каждым днем. Вместе с тем росла и нужда бастующих. Для них была организована касса взаимопомощи, куда стали поступать деньги, собранные в других городах. Создавались комиссии по выдаче пособий. За время стачки в кассу поступило около 15 тысяч рублей.

Если шествие 9 января еще не представляло реальной угрозы властным структурам, власть чувствовала свою силу и поэтому позволила себе самые решительные меры в расправе с недовольными, то во время Иваново-Вознесенской стачки ситуация была принципиально иной. Количество бастующих было слишком велико. Забастовка и все связанные с нею акции были организованы исключительно хорошо. Протестующие впервые создали свой орган управления - Совет, которому подчинялись все участники стачки. Для поддержания порядка в городе была образована рабочая милиция и боевая дружина. Совет объявил свободу слова, печати, собраний. Он издавал ежедневный бюллетень о ходе стачки и пользовался поддержкой жителей окрестных деревень, которые видя силу нового органа, образались в Совет со своими проблемами и просьбами.

Напор рабочего сопротивления был столь велик, что местные власти в первый момент просто растерялись. Результатом сложившегося в городе двоевластия был некоторый период мирного противостояния сторон, которое продолжалось в течение полутора месяцев. В первые дни полиция не мешала работе Совета, но затем потребовала протоколы заседаний. После отказа Совета предъявить документы, его заседания были запрещены. Совет продолжал работать нелегально. После запрещения собраний на городской площади они были перенесены на берег реки. 2 июля губернатор издал постановление о запрещении и этих собраний, после чего конспиративное заседание депутатов решило все-таки продолжить митинги. 3 июля около 11 часов утра собралось примерно 3000 человек. Они сидели на земле и ждали. Появился отряд казаков - рабочие продолжали сидеть до тех пор, пока не раздалась команда, и отряды с гиканьем не понеслись на сидящих. Были даны ружейные выстрелы по толпе. Расправа с митингующими спровоцировала ряд поджогов, погромов винных лавок, разрывов телефонных проводов, а также избиение некоторых полицейских.

В результате борьбы иваново-вознесенские текстильщики добились некоторых уступок от хозяев: заработная плата была повышена на 10-15 %, рабочий день сокращен до 10 часов. Изменения, произошедшие в этой акции, были достигнуты, в основном, путем принуждения, но принуждения ненасильственного, забастовщиками хозяев и городской администрации, ставшего возможным, благодаря большому количеству открыто неповинующихся людей и лишения законной власти большинства источников силы. Часть требований была удовлетворена, рабочие почувствовали силу организованного действия. Было привлечено внимание как жителей близлежащих окрестностей, так и отдаленных районов России. Фактически, это был первый опыт длительного, последовательно и хорошо организованного ненасильственного протеста в городе.

Анализируя отношение ивановских рабочих к представителям власти, с которой вел переговоры Совет Уполномоченных, интересно отметить следующую особенность: ответственность за "неинформированность" хозяев фабрик о бедственном положении трудящихся возлагалась на промежуточное звено управляющих и чиновников. Аналогичный процесс наблюдался и во время марша 9 января, когда вина опять же за "неинформированность" переносилась на министров и членов правительства. И хотя В.И.Ленин писал о событиях 9 января, что в тот день была расстреляна народная вера в царя, тем не менее даже летом упование рабочих на царя еще сохранялось. Фактически, оно сошло на нет ко времени Всероссийской октябрьской стачки. Традиционное и наивное представление о царе или же фабрикантах как творящих несправедливость не по злому умыслу, а случайно, по неведению, - обусловливало такое отношение к ним рабочих, при котором они были готовы терпеливо вести переговоры и договариваться. Это сделало возможным для представителей власти признать справедливость выдвигавшихся требований и рассматривать их удовлетворение как восстановление ненамеренно нарушенной справедливости.

Нельзя сказать, что во время Иваново-Вознесенской стачки между оппонентами царила атмосфера полной доброжелательности. Ненасильственный характер акции был тогда просто естественным и органичным для текстильщиков. Никто не говорил вслух о ненасильственной борьбе, просто внутри каждого человека существовал запрет на насилие. Рабочие не стремились к захвату власти. Они требовали перемен в трудовых и властных отношениях. И то, чего они смогли добиться, они добились без применения силы - методами политического принуждения, переговоров, компромисса.