Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Демидова Е.В. Ненасильственная компонента револ...doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
211.46 Кб
Скачать

Три лагеря в революции

В рамках единой системы оппозиции можно выделить общественно-политические силы, различающиеся в политической стратегии и тактике борьбы. В.И.Ленин выделял три основных лагеря концентрации сил: царское правительство - лагерь открытой контрреволюции, буржуазно-либеральный лагерь и революционный пролетариат вместе с крестьянством14. Немного другое деление проводит С.Л.Франк в веховской статье. Консерваторы, полагал он, опирались на привычки, чувства, веру, традиционный уклад жизни и национально-политическую идеологию. В своем стремлении сохранить власть они использовали весь отлаженный механизм государственного насилия, и когда не хватало его - еще и добровольное насильничество "черной сотни"15. В рядах консерваторов тоже можно выделить наиболее реакционное направление, которое представляли сторонники политики Александра III, образовавшие после Манифеста 17 октября Союз Русского народа, Русскую монархическую партию, партию Правого порядка. К менее реакционным консерваторам относились сторонники постепенного обновления России. Они составили ядро партий "Союза 17 октября", Прогрессивно-экономической партии, Умеренно-прогрессивной партии.

Характеризуя консервативное направление общественного движения, необходимо упомянуть и о деятельности Православной церкви. Сразу же после событий 9 января Московский митрополит Владимир выступает с "Поучением", направленным на борьбу с подстрекателями. Отвечая на вопрос "Что делать?", он предлагает три основных пути: всенародное покаяние, стремление обратить ближних и быть готовым умереть за царя и Русь. На первых этапах борьбы с освободительным движением церковь придерживалась традиционных методов - усиление проповедей в церкви и вне ее, издание листовок с разоблачением деятельности бунтовщиков. Целью усиления церковной деятельности было достижение внутреннего, подлинного единения народа. Конечно, основную деятельность церкви в то время можно назвать традиционно миротворческой, хотя существовало достаточное количество священников, которые "увлекались" пропагандой против поляков и евреев. Во второй половине 1905 г. и в 1906-1907 гг. часть этих священников участвовала в многочисленных погромах и была представлена к различным наградам за то, что вдохновляли солдат на усмирение бунтовщиков и проявляли смелость и твердость, участвуя в битвах. Выражая поддержку такого рода деятельности, после многочисленных просьб, правда уже после принятия Манифеста, Синод разрешил представителям духовенства быть членами монархических партий (именно эти партии обвинялись общественностью в подготовке и участии в погромах). Таким образом официальная церковь не являлась выразительницей интересов народа: она выступала против перемен, пропагандировала христианское смирение и ненасилие, но не как средство социальных преобразований, а как способ сохранения существующего положения, выражение покорности государю. В дни октябрьской стачки Синод бездействовал, но не бездействовали многие представители высшего и рядового духовенства. Например, митрополит Владимир призвал "очнуться, проснуться и быть готовым умереть за царя и Русь"16. "Церковный вестник" призывал к мобилизации духовных сил на борьбу с враждебными церкви силами, которые содержатся в крайних партиях освободительного движения.

Не все духовенство было одинаково консервативно. После событий 9 января состоялось собрание петербургского духовенства. На нем выделилась группа молодых священников, выступивших в поддержку народа и против лицемерия духовенства. Но выступление это было нетипичным и робким. Духовенство в целом оставались на консервативных, апологетических по отношению к режиму позициях.

Либеральный лагерь освободительного движения был достаточно многочисленным и представительным. Именно либералы были единственно последовательными приверженцами ненасильственного пути государственного переустройства. Основной чертой либерализма являлось стремление к легальности, нарушение которой даже в крайних случаях, считалось нежелательным. Благодаря политике либералов революция в 1905 г. носила характер народного неповиновения. Либеральный лагерь после Манифеста представляли кадеты, партия свободомыслящих. Однако, либералы, по мнению С.Л.Франка, были проникнуты отрицательными идеями и чурались положительной государственной деятельности, что повлекло за собой потерю влияния в обществе и народе после дарования Манифеста. Требования, за которые боролись либералы в основном был удовлетворены, а отсутствие позитивной программы не позволило им направить проснувшуюся энергию рабочих и крестьян в русло созидания. И этим воспользовались большевики, на знамени которых были означены и ближние, и дальние - диктатура пролетариата - цели. Им было куда повести за собой массы. Социалисты потеснили либералов, а отсутствие позитивной программы у последних не позволило закрепить блестящие результаты, достигнутые в течение почти что годовой кампании народного неповиновения.

Сторонники насильственного государственного переворота составили третий - революционный лагерь. К нему относились большевики и социалисты-революционеры. Социалисты, как и консерваторы, были за крайние, насильственные, вооруженные методы борьбы за власть. В 1905 г. влияние социалистов было еще незначительным. Но уже в процессе подготовки к участию в демонстрации 9 января можно проследить те приемы в политической тактике большевиков, развитие которых в дальнейшем привело Россию к разгулу насилия. К примеру, Петербургский комитет РСДРП накануне 9 января выпустил листовку, обращенную к солдатам, в которой фактически превратно представлялись цели идущих к царю людей. Например, в листовке большевиков говорилось: "Народ требует, чтобы вместо царя Россией управляло собрание избранных от народа", в то время как в петиции, с которой должны были выйти демонстранты, выдвигалось требование соединения власти царя и народа, т.е. предлагалось введение конституционной монархии. Частные цели большевики выдавали за общие, народные. Они заигрывали с солдатами, обещая им то, о чем в петиции не говорилось, но что отвечало насущным потребностям солдат: "народ требует, чтобы солдат, которых берут на службу, оставляли служить дома, а не в казармах, чтобы офицеры не били их и не оскорбляли"17. При этом провозглашались следующие лозунги: "Да здравствует свобода!", "Долой войну!", "Долой самодержавие!". Последний лозунг не выражал настроений широких народных масс и тем более солдат, большинство из которых были выходцами из крестьянских семей. После 9 января В.И.Ленин пишет работу "Начало революции в России", в которой основной мыслью было то, что "вооружение народа становится одной из ближайших задач"18. Может быть, реальная действительность тех дней, и, казалось бы, безуспешный марш рабочих 9 января, высветили для них именно этот путь как единственно верный. Но сегодня мы видим, что существовали значительные общественные силы и сильные лидеры, способные добиться изменений государственного устройства и положения рабочих и крестьян бескровным путем.

В течение всего 1905 г. очень многие из народных акций протеста, и сопротивления имели ненасильственный характер. Их результаты в полной мере свидетельствуют в пользу возможности решения социальных проблем без применения оружия. Несколько ярких примеров из истории этого периода могут служить демонстрацией того, что различные социальные действия оппозиционных сил в условиях противостояния официальной власти и народа, вооруженного силой правды, имеют схожие черты. Мы остановимся на следующих событиях: марше 9 января, Иваново-Вознесенской стачке ткачей, Всероссийской октябрьской стачке и похоронах ректора Московского университета князя С.Н.Трубецкого. Шествие 9 января знаменовало начало открытого народного неповиновения, Иваново-Вознесенская стачка происходила летом и представляет ненасильственные действия периода нарастания активности участников освободительного движения, Всероссийская октябрьская стачка - вершина и итог годовой борьбы народа за свои права.