Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
10 -13.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
36.04 Кб
Скачать

3. Начало хозяйственных реформ

В 1986 г. стало ясно, что курс «ускорения» неэффективен, что без серьезных экономических преобразований ситуацию поправить не удастся. С весны 1986 г. все большее внимание стало уделяться не ускорению, а перестройке.

Права предприятий были несколько расширены. Одновременно усилилась их материальная ответственность за результаты работы. Теперь они могли не только получать технику или сырье на основании установленных сверху лимитов, но и поставлять свою продукцию друг другу на договорной основе. Двадцать министерств и семьдесят крупных объединений смогли самостоятельно выходить на внешний рынок.

Руководство страны поддержало аренду и бригадный подряд, особенно в сельском хозяйстве. Звенья, состоявшие, как правило, из родственников, брали подряд, например, на выращивание скота. Получали молодняк, частично корма, сдавали откормленный скот. Заработки работников подрядных и арендных звеньев резко превышали доходы колхозников, работавших по прежней системе. Были сняты ограничения на строительство домов на садовых участках горожан, выделение земли садоводам ускорилось.

В ноябре 1986 г. был принят Закон об индивидуальной трудовой деятельности 1. Закон разрешил индивидуальное предпринимательство в сфере производства товаров народного потребления и бытового обслуживания. Применение наемного труда не разрешалось. (Правда, на практике, этот запрет с самого начала не соблюдался). Допускалось лишь использование работников по договору, выполняющих вспомогательные работы. От того, кто решил заняться индивидуальной трудовой деятельностью, требовалась масса справок и разрешений. И все же, несмотря на ограничения, принятие закона было определенным шагом вперед.

В 1985–86 гг. промышленное и сельскохозяйственное производство несколько увеличилось, но уже в начале 1987 г. начался спад. Модернизация машиностроения провалилась, программы развития приоритетных отраслей были сорваны. Попытки передать часть прав министерств предприятиям и объединениям наталкивались на решительное сопротивление.

Все это побудило руководство страны с 1987 г. начать разработку глубокой экономической реформы. 30 июня 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии (объединении), который предусматривал переход предприятий на хозрасчет и самофинансирование.

Предприятия получили право самостоятельно расходовать свою прибыль, остающуюся после расчетов с государством. Допускались две модели хозрасчета. Первая из них предусматривала формирование прибыли после выплаты заработной платы работникам на основе нормативов. В этом случае величина прибыли, полученной предприятием, сказывалась лишь на размерах премий. Зато основная зарплата была работникам гарантирована. При второй модели хозрасчета зарплата зависела от полученной прибыли. Это позволяло резко поднять доходы работников, но создавало и значительный риск, так как при низкой рентабельности предприятий его работники могли остаться без зарплаты. Естественно, вторая модель хозрасчета была приемлема лишь для наиболее рентабельных предприятий.

Предприятия могли самостоятельно планировать свою работу, исходя из государственных заказов, контрактов, заключенных с поставщиками и потребителями. Они могли вести оптовую торговлю друг с другом, вместо того, чтобы «выбивать» поставки сырья, техники и оборудования через Госплан и Госснаб. Значительно расширилось число предприятий, имеющих право самостоятельного выхода на внешний рынок.

Реформа встретила противодействие экономических ведомств: Госплана, Госснаба, министерства финансов. Никто не выступал открыто против, но предлагались половинчатые, ограниченные меры, велись бесконечные согласования. Правительство рассчитывало переходить к оптовой торговле лишь постепенно, по мере накопления ресурсов и преодоления дефицита. На практике это вело к порочному кругу: оптовую торговлю невозможно было ввести из-за дефицита, а распределительное снабжение на основе фондов и лимитов как раз и порождало дефицит.

В процессе подготовки хозяйственной реформы выяснилось крайне тяжелое финансовое положение страны, не справившейся с бременем военных расходов. Огромные дотации на производство продовольствия и других «социально значимых» товаров позволяли удерживать низкие розничные цены, но одновременно порождали колоссальный бюджетный дефицит. К 1987 г. он составил 80 млрд. руб. Таким образом встал вопрос о реформе ценообразования. Но правительство не пошло на это из-за боязни непопулярных мер. Проведение коренной экономической реформы затянулось, сравнительно благоприятный для осуществления преобразований момент был упущен.

В июле 1988 г. был опубликован Закон о кооперации, существенно расширивший возможности предпринимательства2. Однако производственные кооперативы столкнулись с большими трудностями из-за сохранявшейся государственной монополии на сырье и ресурсы. Успешнее всего кооператоры действовали в торговле и общественном питании. Кооператоры могли самостоятельно устанавливать цены. По сравнению с государственными кооперативные цены были выше в несколько раз. Многие кооперативы занялись посреднической деятельностью, сводившейся к скупке и перепродаже продукции государственных предприятий.