Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 8, 9.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
3.63 Mб
Скачать

Глава 8 сети

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Межорганизационная сеть Стратегический альянс Фокальная сеть Виртуальная организация Кластер

8.1. Сеть как механизм координации

Рассмотрев два наиболее широко известных механизма коорди­нации — рынок и иерархию, посмотрим теперь, что представляет собой сеть. Термин «сеть» широко используется в современном мире и привлекает многочисленных исследователей, пытающихся объяс­нить причины интенсивного роста сетевых структур. К сетям прояв-ляют интерес в различных областях знаний — в экономике и социо­логии, в теории управления и социальной психологии. С одной сто­роны, это хорошо: именно на стыках научных дисциплин нередко удается добиться интересных результатов. С другой стороны, это сильно запутывает ситуацию: различия в описаниях и объяснениях одного и того же феномена порой настолько велики, что перерастают и некий «информационный хаос», когда все говорят одними словами о разных явлениях и разными словами — об одном и том же.

Мы определим сеть как механизм координации следующим об­разом.

Сеть — это долгосрочная кооперация автономных участников, взаи­модействие которых происходит на основе переговоров.

Фактически сеть подразумевает существование «рамочного» от-пошенческого контракта, хотя партнеры по сети связаны системой неоклассических или классических контрактов.

Примеры сетей: Nike и Virtuelle Fabrik Euregio Bodensee

Один из наиболее известных примеров успешно действующей сети — производитель спортивной одежды и обуви компания Nike. Основатели компании начинали с перепродажи в США дешевой японской обуви для занятий спортом. Будучи сами спортсменами, они очень хорошо знали этот рынок и его потребности. Но одно дело — понимать, что нужно рынку, и совсем другое дело — организовать производство и продажи. Основатели Nike решили «не гнаться за всеми зайцами сразу» и сосредоточиться на разработке дизайна обуви и на создании известного бренда. Все остальные виды деятельности, включая производство, продажи и дистрибуцию, были отданы на аутсорсинг1. В настоящее время Nike вла­деет только тремя «блоками»: разработкой продукции, маркетингом и сетью фирменных магазинов, через которую получает обратную связь от потребителей, необходимую для разработки дизайна и технологических решений. По сути, есть относительно небольшая фирма в Орегоне, занимающаяся разработкой обуви, имиджем бренда и координацией дея­тельности множества фирм в разных частях света, выполняющих по кон­тракту те или иные задачи. Всего в сети Nike более 900 независимых фабрик, на которых производится фирменная продукция. Количество работников на них — более 500 тыс., тогда как в самой компании Nike около 40 тыс. сотрудников. Компания не представляет собой верти­кально интегрированной структуры (рис. 8.1).

Еще один пример — «виртуальная фабрика» Virtuelle Fabrik Euregio Bodensee, созданная в 1996 г. В ее составе 16 компаний, входящих в так называемую «виртуальную сетевую платформу» — добровольно сфор мированный ими стабильный пул. Информация о ресурсах, компетенциях, технологиях каждого участника собрана в единой базе данных (ТЕКАВО technology capacity data base), которой оперирует компания Schdr Engineering AG, выполняющая роль сетевого брокера. Задачи бро­кера состоят в формировании «временных цепочек создания стои­мости»: он ищет новые рыночные возможности, определяет, какие виды деятельности необходимы для того, чтобы воспользоваться той или иной возможностью, и выстраивает цепочку из членов виртуальной платформы для выполнения конкретного заказа. Эта группа незави­симых компаний «не видна» клиенту, он имеет дело как бы с единой фирмой (именно поэтому такие сети получили название «виртуальных организаций»). Когда цепочка сформирована, сетевой брокер устра­няется от задач координации, и управление берет на себя или ведущий оператор, или группа из нескольких лидеров. Однако в том случае, если возникают проблемы или конфликты, сетевой брокер может вмешаться, разместить дополнительные ресурсы, выступить в качестве третьей сто­роны при разрешении конфликтов, заменить одного члена цепочки на другого.

Фирмы, входящие в виртуальную сетевую платформу, могут быть в каждый конкретный период времени свободны от участия в вирту­альных предприятиях или заняты в них частично, осуществляя деятель­ность вне пула как независимые агенты рынка. Они включаются в те или иные проекты по мере необходимости и «отключаются» от них, когда их ресурсы и компетенции больше не нужны1.

Сети подразделяются на межличностные и межорганизационные. Межличностные сети являются предметом изучения социологов и психологов. Для нас они важны потому, что их наличие — необходимое условие возникновения любой межорганизационной сети.

В самом общем виде межорганизационные сети трактуются как специфическая форма сотрудничества и взаимозависимости между хозяйствующими субъектами, для которой характерны, по меньшей мере, два признака: во-первых, в сети участвуют как минимум три компании-контрагента2; во-вторых, партнеры (участники) согласовызывают свои функции.

В работах всех исследовательских школ существует консенсус по поводу того, что в основании межорганизационных сетей лежит коопеерация хозяйствующих субъектов. Это ситуация, когда экономические агенты объединяют материальные и нематериальные ресурсы для совместного осуществления каких-либо видов деятельности, оставаясь при этом формально автономными.

Понятие кооперации следует принять как одно из основных при выделении структурных признаков межорганизационных сетей. Если рыночная координация носит стихийный характер и основывается на независимых решениях экономических агентов, принимаемых в ответ на изменения в условиях получения прибыли, то при кооперативной деятельности возрастает роль согласования планов деятельности ex ante, с учетом перспектив определенного рода деятельности в будущем. Ключевой предпосылкой устойчивости соответствующей организационной модели выступает зависимость отдельно взятого участника сети от ресурсов и компетенций, контролируемых другими участниками, и возможность комбинирования этих ресурсов и компетенций с целью достижения синергетического эффекта.

Однако наличия отношений кооперации недостаточно, чтобы однозначно выделить межорганизационную сеть. Посмотрим, какие еще характеристики можно привлечь для определения межорганизационной сети.

А. Дюбуа предлагает простую модель межорганизационной сети, имея в виду три взаимосвязанных компоненты: участники сети (агенты), ресурсы, виды деятельности1 (рис. 8.2).

Рис. 8.2. Модель устойчивой сети

Согласно этой модели, агенты осуществляют деятельность и обладают определенными знаниями о соответствующих видах деятельности; они контролируют ресурсы (самостоятельно или совместно) и обладают информацией о ресурсах сети. Агенты, ресурсы и виды деятельности связываются между собой, деятельность осуществляется посредством комбинирования ресурсов. В результате повторяющихся трансакций между партнерами в сети складывается система взаимоотношений, которая увязывает ресурсы и деятельность партнеров. Эта система взаимоотношений представляет собой непрерывный, продолжающийся во времени процесс — сложный и зачастую складывающийся из взаимодействия между индивидами и группами индивидов из различных организаций — участниц сети.

Межорганизационную сеть можно охарактеризовать пятью основными признаками.

  1. Единая цель: долгосрочное целеполагание (не исключающее, тем не менее, наличия индивидуальных целей у партнеров) обеспечивает устойчивость сети и поддерживает синхронизацию операций и сетевую направленность (directionality).

  2. Независимые члены: каждый участник сети, будь то индивид, компания или страна, в состоянии продолжать независимое существование, получая при этом выгоду от своего положения в рамках сетевой структуры (т.е. выгоды от интеграции).

  3. Добровольная связанность: отличительной чертой сетей являются существующие в них связи, партнеры объединяют силы и ресурсы на добровольной основе.

  4. Наличие нескольких лидеров («меньше начальников, больше лидеров»): каждый индивид или группа в сети обладает чем-либо уникальным, внося свой вклад в определенной точке или части процесса. При наличии более одного лидера сеть как целое приобретает большую устойчивость и эластичность.

  5. Интегрированные уровни: сети являются многоуровневыми. Кооперация осуществляется между индивидами, подразделениями организаций и организациями, которые могут, в свою очередь, иметь как плоскую, так и иерархичную структуру.

На практике в некоторых случаях часть данных признаков не является ярко выраженной. Так, добровольность участия в некоторых видах межорганизационных сетей зачастую оказывается вынужденной, в особенности для участников с высокоспецифичными активами, а устойчивость сети не зависит напрямую от количества лидеров (хотя эластичность ее действительно коррелирует с этим показателем). Но общее долгосрочное целеполагание, нацеленное на оптимальное использование комплементарных ресурсов, а также согласование целей и действий путем переговоров можно считать ключевым моментом в определении межорганизационной сети.

Обратим теперь внимание на используемый вид контрактации. Это один из ключевых моментов в определении межорганизационной сети. Механизм координации «сеть» отличается от механизмов координации «рынок» и «иерархия» прежде всего с точки зрения типов контрактов. Межорганизационная сеть представляет собой систему контрактов между формально независимыми экономическими агентами с целью оптимального комбинирования и использования ресурсов. Границы межорганизационной сети как системы определяются наличием высокой интенсивности взаимодействия между элементами внутри нее. Партнеры в сети взаимодействуют друг с другом интенсивнее, чем с «внешними контрагентами». Приоритетным для участников сети является исполнение долгосроч­ного двустороннего отношенческого контракта, в то время как исполнение неоклассических контрактов носит хотя и важный, но второстепенный характер. В ситуациях высокой специфичности активов и при высоком уровне неопределенности множество (нео)классических контрактов будут иметь тенденцию трансформироваться в длительные отношенческие контракты, предполагающие систематические переговоры сторон и внутренние механизмы урегулирования конфликтов. В некоторых случаях даже неисполнение кон­трактных обещаний одной стороной не влечет за собой жестких санкций от другой стороны, и она продолжает взаимодействовать с нарушителем. Это происходит, по-видимому, в том случае, когда выгода от продолжения сотрудничества оказывается выше, чем выгода, получаемая от немедленного применения санкций.

Итак, существенным признаком межорганизационной сети является исполнение длительного отношенческого контракта. Поскольку этот контракт может иметь имплицитный характер, точное исполнение такого контракта может восприниматься сторонним наблюдателем как необъяснимое прощение пострадавшей стороной нарушителя разовых контрактных обязательств. Однако фактически кооперационные отношения предприятий внутри деловых сетей, обусловленные повторяющимся характером взаимодействий их участников, дают все основания для трактовки разовых нарушений обязательств как определенной нормы взаимоотношений, в рамках которой текущие потери от нарушения компенсируются в ходе будущих взаимодействий.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]