Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
корея.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
73.22 Кб
Скачать

Кредитно-банковская система

включает центральный банк, 8 национальных коммерческих банков и 10 специализированных банков. В начале 1990-х годов произошло расширение сети финансовых учреждений, но в результате кризиса 1997 ряд новых и несколько старых банков были закрыты.

Хронической проблемой в РК является инфляция. С 1960 по 1972 цены ежегодно поднимались на 10%. Правительство в этот период пыталось регулировать находившуюся в обращении денежную массу и установило высокий процент по банковским вкладам. Повышение мировых цен на нефть в 1973–1974 привел к новому витку инфляции: с 15 до 30% в период до 1982 и 7,8% в среднем с конца 1980-х по начало 1990-х годов.

До 1980 государство стремилось сдерживать инфляцию, однако затем ему пришлось несколько раз девальвировать вону, чтобы сохранить конкурентоспособность экспортных товаров. Особенно значительная девальвация воны произошла в 1964, 1971, 1974 и 1980. В результате финансового кризиса 1997 курс национальной денежной единицы значительно снизился, однако уже в 1999 произошла стабилизация воны.

Формирование свободных экономических зон в Северной Корее приходится на начало 1998 года, в момент разгара Азиатского финансового кризиса. Свободную экономическую зону можно определить как составную часть хозяйственного комплекса страны, специально выделяемую на данном этапе из общего контекста в качестве приоритетной, обеспечивающую распределение и производство общественного продукта, включая иностранный продукт для достижения при этом определенной конкретной цели в социально- экономическом развитии страны. Свободная экономическая зона всегда решает одну или несколько социально-экономических задач, специально поставленных перед ней и выделяющих эту составную часть из общего ряда хозяйствующих субъектов и хозяйственной практики. У Северной Кореи достаточно много социальных и экономических проблем, которые требуют незамедлительного решения. Так же Северная Корея помимо социально-экономических проблем имеет еще и коммуникационные барьеры с другими соседними государствами, очень сложно решать внутренние проблемы, когда страна находится в изоляции от всего мира и настроена агрессивно. Возможно, Северная Корея сделала первые пробные шаги к совместному решению своих внутренних проблем, открыв на своей территории экономические зоны.

Три свободные экономические зоны Корейской Народно-Демократической Республики, это: СЭЗ «Кымгансан», СЭЗ «Кэсон» и проект международной экономической зоны «Туманган».

1.Сэз «Кымгансан» и «Кэсон».

Оба проекта по созданию свободных экономических зон стартовали в одно время в 1998 году. СЭЗ расположены чуть севернее так называемой «Демилитаризованной зоны» (ДМЗ), разделяющей Корейский полуостров со времён подписания перемирия в Корейской войне (1950 -1953) на две примерно равные половины. Территории, на которых они расположены, и теперь считаются прифронтовыми и тщательно охранялись армиями КНДР, РК и США, причём последние до сих пор расквартированы под флагом объединённых сил ООН. До недавнего времени, гражданам обоих корейских государств приближаться к этим местам строго запрещалось. Лишь с началом «Политики солнечного сияния», провозглашённой Южной Кореей в конце 1990-х, работа над благоустройством этого, в прямом смысле слова, «взрывоопасного» района стала возможна. К северу от западного участка ДМЗ, в несколких километрах от северокорейского г. Кэсона под нужды будущего Индустриального парка было выделено 3.3 миллиона квадратных метров земли из которых 94,400 квадратных метров тут же продали двум десяткам южнокорейских компаний. Эти компании-производители были отобраны на конкурсной основе правительством Северной Кореи и для открытия нового производства наделены самыми благоприятными налоговыми условиями. С самого начала предполагалось, что Северная Корея будет предоставлять дешёвую квалифицированную рабочую силу, а инвестиции и передовые технологии придут из Южной Кореи. Таким образом, продукция произведённая в Кэсонской СЭЗ станет высококачественной и конкурентоспособной.

СЭЗ «Кымгансан» предназначалась для туристического бизнеса, контроль над этой территорией взяла в свои «руки» южнокорейская компания «Хёндэ-Асан», данная компания возложила на себя монопольные обязательства по развитию данной зоны. Слово «Кымгансан» означает «Алмазные горы» и знакомо каждому корейцу с детства, однако посещение этого природного заповедника оставалось вне досягаемости для тех кто родился к югу от ДМЗ. С 1998 по 2002 её посетило более полумиллиона человек. Однако не всё складывалось гладко в судьбе прифронтовых зон экономического сотрудничества. Начавшиееся в октябре 2002 г. новое ядерное противостояние между КНДР и США поставило под вопрос саму целесообразность Кэсонской СЭЗ. Дело в том, что все товары производимые на территоррии Северной Кореи немедленно подпадали в разряд «вражеских» и «запрещённых к ввозу» на территорию Соединённых Штатов и их союзников. Серьёзные проблемы возникли и у компании «Хёндэ- Асан», которая обязалась выплачивать Северной Корее миллионы долларов в год за аренду курорта, причём независимо от количества туристов посещающих его. Однако проект не заглох, а лишь получил второе дыхание. Нерентабельный теплоход для перевоза туристов по морю в Кымгансан был заменён на экономичные автобусы. Для этого, безусловно, пришлось разминировать всю восточную часть ДМЗ, открыв четырехкилометровый коридор для наземного сообщения между Севером и Югом. Там же восстановили и разрушенную во время войны железнодорожную ветку, соединявшую когда-то северокорейский порт Вонсан с южнокорейским Сокчхо. Да и сам курорт в Кымгансане стали всё больше использовать для периодических встреч между членами разделённых семей проживающими на Севере и Юге страны. С 2003 г. весь обслуживающий персонал в СЭЗ стал комплектоваться из граждан КНДР и этнических корейцев приехавших на заработки из Китая.

В октябре 2007 года завершилась первая фаза развития Индустриального парка в Кэсоне. Её фактические результаты оставляют желать лучшего, а именно, то что поставленные плановые показатели достигнуты не были. Количество предприятий и работников в СЭЗ в пять-шесть раз меньше чем это предполагалось в 2002 г. Средняя заработная плата рабочих Кэсонской СЭЗ в два-три раза меньше чем у конкурентов в Юго-Восточной Азии. Пока обе СЭЗ в Кымгансане и Кэсоне открыты лишь для межкорейского сотрудничества, а иностранцы попадают туда лишь в качестве гостей или туристов.