Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
bilety_antichnye_gosudarstva.docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
317.66 Кб
Скачать

5. Дворец Диоклетиана в Спалато (кон. III в.)

Император Диоклетиан (284-305 гг.) в течение двадцати лет успешно боролся с нашествиями варваров и с христианами. В 305 году он отказался от власти и поселился в своем дворце в Далмации (Иллирии) на берегу Адриатического моря. В конце III в. н. э., при Диоклетиане, завер­шилось превращение римского государства в неограниченную военно-бюрократическую мо­нархию восточного типа («доминат», от доминус – господин). Становление домината завершилось делением империи на четыре части. Оно узаконило уже назревшее хозяйственное обособление частей государства, связанное с частичным возвратом к натуральному хозяй­ству.

На рубеже III-IV вв. в самом Риме еще сильны были старые архитектурные традиции. Дворец Диоклетиана в Салоне (Спалато, совр. Сплит) резче отразил новые тенденции в понимании дворцового сооружения как в конструкциях, так и в деко­ре. Громадные размеры (108×220 метров) и великолепие дворца, предназначавшегося для проживания Диоклетиана после его ухода от власти, дают представление о богатстве военно-бюрократической знати при поздней империи, несмотря на ее общее разорение и упадок (рис. 10.32).

Дво­рец, построенный на берегу моря, окружен стеной с башнями. Главные помещения императорских покоев были обращены в сторону моря (рис. 10.30). В средней части «морской» стены размещался вход во дворец по каналу, прорытому от побережья. Посетители могли попасть во дворец на лодках с крупных морских судов, которые оставались дрейфовать на внешнем рейде. В это беспокойное время города становились крепостями, а виллы и дворцы – замками (рис. 10.33).

В плане дворца использована схема римского военного поселения (каструма). Преобладание мавзолея над храмом указывает на возросшее значение культа императора. Высо­кий октогон (восьмигранник) мавзолея окружен колоннадой (рис. 10.34).

Легкий купол (D = 13,5 м) сложен из кирпи­ча, а не из бетона и притом, по-видимому, без опалубки (рис. 10.35).

Это новое слово в античной технике. Зал расчленен декоративным двухъярусным ордером. Мавзолей – одна из многих центрических усыпальниц с внутрен­ним обширным пространством. Он наделен суровым величием, подобающим усыпальнице богоподобного монарха (рис. 10.36).

Арка, как и ку­пол, издавна считалась символом небесного свода. Эта конструкция занимает особое место и во дворце гоните­ля христиан Диоклетиана, и в раннехристианских церквах. Под аркой или под ароч­ным антаблементом изображались и императоры, и христианские пророки (рис. 10.37).

Так называемой «триумфальной ар­кой» стали подчеркивать в хри­стианских базиликах алтарь. Ордер дворца отли­чается от ордера в одновремен­ных термах Диоклетиана. Порез­ку здесь сменили резьба, резкие контрасты черных теней с белым мрамором. Отклонения от клас­сических образцов, наметившиеся в храмах Баальбека, доведены теперь до предела. Грубая, глубокая резьба усиливает мрачное великолепие дворца-крепости.

В архитектуре дворца ярко выражены восточные эле­менты. В портики введен мотив арочного анта­блемента. Этот мотив, издавна применявшийся в Передней Азии для оформления входа в го­род или святилище, был перенесен на жи­лище императора. Аркады по колоннам обрам­ляют площадь между мавзолеем и храмом (рис. 10.38). Меньшие декоративные аркатуры, опертые когда-то на колонны, поддерживаемые консо­лями, венчают фасады (рис. 10.37-Б). Этот прием получил дальнейшее развитие в средневековой архитектуре. Аркада по колон­нам применялась в римской архитектуре еще при Адриане. Но грандиозный, открытый на фасад свод наиболее характерен для дворцов пар­фянского и особенно сасанидского Ирана (г. Ктесифон). Главные улицы дворца обрамляли аркады на колоннах. Фасады дворца были украшены аркатурами (декоративными пилястрами в виде накладных аркад, опирающихся на кронштейны). Примером тому могут служить Северные (Золотые) ворота дворца. Этот прием получил дальнейшее развитие в средневековом зодчестве.

Очень широко в обработке архитектурных деталей применялся орнамент, выполненные буравом. С его помощью в мраморных капителях просверливали многочисленные темные отверстия. Исчез богатый рельеф и пластика классического периода. Форма деталей стала схематизированной и упрощенной. Все внимание художника была направлено на «разрыхление» поверхности сооружения огромным количеством мелких отверстий и форм.

Это заставило её как бы «вибрировать» мелким контрастом темных и светлых пятен, растворять материала в мелочной игре светотеней.

Начатый в колонне Марка Аврелия, этот прием был продолжен в раннехристианской и в мусульманской архитектуре (арабские государства Испании, Египта, Передней Азии, Турции).

  1. 25 Билет: Зарождение христианской архитектуры. Катакомбы, первые церкви

Скрываясь от преследований властей, первые христиане собирались в катакомбах – подземных галереях и залах, вырытых в вулканических породах. Они служили христианам убежищами, местами собраний и даже кладбищами. Узкие (обычно около 1 м шири­ны) подземные коридоры катакомб с двумя-тремя ярусами ниш для захоронения выдалбли­вались в мягкой каменной породе. В них часто выделялись квадратные помещения для сарко­фагов с арочными нишами по трем сторонам. Эти небольшие помещения крестообразной в плане формы стали позднее местом, где хри­стиане собирались у саркофагов особо почитае­мых усопших членов общины, так как члены христианской общины не сжигали тела покойников, как это делали «язычники». Время от времени они расширялись, образуя более вместительные подземные залы собраний членов общины. Простираясь на десятки километров, катакомбы Рима, Александрии, Эфеса, Сиракуз образовывали целые подземные города, напоминающие лабиринты (рис. 11.2).

В более поздних катакомбах появились «архитектурные» детали, более присущие «языческим» храмам – полуколонны, пилястры, примитивные антаблементы и т.п. Вход в катакомбы нередко решался в виде часовни, в которой совершались установленные обряды. Примеры тому – часовни Св. Домитиллы (рис. 11.3) и Св. Каллиста в Риме (рис. 11.5).

Во II веке христиане собирались в доме любого из членов общины или в домах проповедников (пасторов). В III веке местом сбора по-прежнему служили частные дома, но уже специ­ально нанимавшиеся или купленные общиной и называвшиеся церквами.

Во многих городах было по нескольку таких церквей. Таков дом-церковь III в. н. э. в Дура Евро­пос на Евфрате. Помещения обык­новенного перистильного дома были обращены в зал молитвенных собраний и баптистерий, в кладовые для имущества общины, в винный погреб и склад одежды для раздачи бедным. Своей же специфически христианской архитек­туры еще не было. Арочная сень над купелью баптистерия была подобна балдахину в синагоге той же Дура Европос (рис. 11.4).

В языческих храмах Сирии, в сасанидских дворцах и во дворце Диоклетиана, в синагогах и в церквах, а также в изобразительном искусстве поздней античности главное звено композиции равно подчеркивалось аркой на колоннах, что связа­но со всеобщим тогда пониманием купола и свода как символов свода небесного. Первые катакомбы начали строить в I веке, но наибольшее их число относится к III – началу IV века. Древнейшие пещеры украшались фресками, немного напоминающими фрески из Помпей (рис. 11.5).

Подземные молитвенные залы (капеллы) стали прообразами древнейших православных храмов. Чтобы получить естественное освещение, их помещали довольно близко к земной поверхности. Достаточно обширные «залы» напоминали пещеры, высеченные в непрочной вулканической породе. В подобной ситуации сводчатая или купольная конструкция потолков была единственно правильным решением. Для повышения прочности каменные своды подпирались деревянными либо каменными столбами. Верх куполообразного потолка очень близко подходил к поверхности земли. Иногда здесь устраивался люминарий (световой фонарь или колодец), через который в зал попадал солнечный или лунный свет. В целях маскировки люминарий был очень маленьким. Поэтому световой поток, проникавший внутрь капеллы, был слабым. Это вносило в интерьер молитвенного зала элемент «таинственности». Для увеличения освещенности приходилось добавлять огонь факелов и свечей. Все эти композиционные принципы стали присущи архитектуре центрических православных храмов.

В III веке появились специальные постройки для проведения собраний – церкви. Позже под них стали приспосабливать языческие храмы (Парфенон, Гефестейон, Пантеон), что уберегло последние от разрушения (рис. 11.6).

Христианская культовая архитектура появилась после превращения христианства в государственную религию. Она стала развиваться в двух направлениях:

  • базиликальные типы храмов (Западная Римская империя);

  • центрические, купольные храмы (Восточная Римская империя).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]