Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
списаковский проект исследования.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
109.57 Кб
Скачать

Основное содержание работы:

Во введении к диссертации обоснована актуальность заявленной темы, обозначаются объект, предмет и задачи исследования, раскрывается научная и теоретическая значимость работы, ее практическая ценность, формулируются положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Динамика гендерной идентичности и социально-психологической адаптации в пожилом и старческом возрасте» содержит пять параграфов и является теоретическим обоснованием диссертационного исследования. В ней представлен аналитический обзор научных и экспериментальных данных по теме исследования.

Первый параграф посвящен проведению теоретического анализа формирования гендерного самосознания в его филогенетическом аспекте.

В первую очередь здесь заостренно внимание на идее противоположности мужского и женского начал, а также андрогинной природе человека. Именно эта идея, встречаясь еще в древних мифах и традициях всех известных обществ, в конце XIX – начале XX века приобрела особое внимание психологов и философов как в России, так и за ее пределами, и оказала крайне весомое влияние на развитие психологической науки. Во многом именно поэтому понятие «пол» сможет стать предметом исследования в его, в первую очередь, философско – психологическом аспекте.

Кроме того, именно в рамках первого параграфа теоретической главы диссертационной работы наглядно продемонстрировано, что в Западной Европе доминирующей концепцией, определяющей понимание и интерпретацию пола и любви, стал психоанализ (З. Фрейд, 1989; К. Юнг, 1994; О. Вейнингер, 1991; К. Хорни, 1993 и др.), в то время как в России развивалась гуманистическая традиция в понимании этого вопроса (В.В. Розанов, 1990; В.С. Соловьев, 1990; П. А. Флоренский 1917, С. Н. Булгаков, 1994; И. А. Ильин; Н. А. Бердяев, 1989).

Во втором параграфе приводится аналитический срез современного состояния научной проблемы самосознания и гендерной идентичности.

В первую очередь в этом разделе диссертационного исследования проанализированы основные подходы, имеющие прямое отношение к изучению механизмов гендерной социализации, особенностей формирования гендерных предпочтений и некоторых типичных для пола личностных характеристик, а именно психоаналитическая концепция (З. Фрейд, 1989), теория социального научения и ее разновидность теория моделирования (A. Bandura, R.Walters, 1965), теория когнитивного развития (L. Kohlberg, 1966), когнитивно-генетическая теория (Ж. Пиаже), «новая психология пола» (E. Maccoby, C. Jackin, 1974; S. Bem, 1975; A. Heilbrun, 1981).

Помимо этого особое внимание уделено рассмотрению концепции гендерной идентичности С. Бем. Именно согласно логике этой концепции, человеку наиболее предпочтительно быть андрогинным, то есть сочетать в себе лучшее из маскулинной и фемининной гендерных ролей. Андрогиния, являясь значимой психологической характеристикой человека, определяет его способность к варьированию поведения в зависимости от ситуации. Она помогает формировать устойчивость к стрессу, способствует достижению успеха в различных сферах жизнедеятельности.

Кроме того, немаловажно, что именно результаты научных изысканий С.Бем позволили проводить новые исследования гендерной идентичности как структуры, соединяющей маскулинные и фемининные черты. Большое количество экспериментальных исследований, направленных на выявление гендерной идентичности, проведенных с использованием опросника, разработанного С. Бем, обнаружили связь андрогинии с ситуативной гибкостью, высоким самоуважением, мотивацией к достижениям, субьективным ощущением благополучия (S.L. Bern, 1978; A. Steinman, D. J. Fox, 1974 и др.).

Плюс к этому, в рассматриваемом нами разделе диссертации придано большое значение равнозначному освещению различных подходов к проблеме гендерной идентичности, представленных в отечественных и зарубежных исследованиях (Т.В. Бендас, 2005; Ш. Берн, 2001; Т.Л. Бессонова, 1999; О.А. Воронина, 1990; И.В. Грошев, 2001; Н.В. Дворянчиков, 2001; С.Н. Ениколопов, 2001; Е.П. Ильин, 2002; И.С. Клецина, 2003; И.С. Кон, 2004; И.Г. Малкина-Пых, 2006; S. A. Basow, 1980; S. L. Bem, 1987; M. E. Cernovetz и R. O. Heuson, 1978; K.Davidson, 2002; C. Emslie, K. Hunt, 2004; A. Heilbrun, 1981; R. Koestner, J. Aube, 1995; E. Maccoby, C.Jacklin, 1974, E. N. Thompson, 2004 и др.). Здесь также отмечается активное развитие гендерной психологии в настоящее время во всем мире и в нашей стране в частности.

Помимо этого, именно в этом разделе диссертации рассмотрена проблема несоответствия употребления понятий «гендер», «пол» и их производных в качестве синонимов, отмечено, что их различение имеет принципиальное значение (И.С. Кон, 2004; Н.В. Дворянчиков, 1998). В первую очередь отмечается, что понятие «пол» подразумевает свойства, выражающее биологические отличия между мужчинами и женщинами, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями, тогда как понятие «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, и возникают во взаимодействии с другими людьми.

В диссертационной работе используется идея И.С. Кона (2004 г.) о том, что в психологии наиболее продуктивным является понимание гендера как комплекса психологических или поведенческих свойств, ассоциирующихся с маскулинностью и фемининностью.

Кроме того, здесь рассмотрены ключевые понятия гендерной психологии, такие как: «гендерные роли», «гендерные стереотипы», «гендерная идентичность», «гендерная идентификация» и т.д.

Отмечено, что гендерная идентичность, является базовой составляющей самосознания, представляющей собой чувствительный индикатор адаптивных функций.

В третьем параграфе рассмотрены основные этапы развития гендерного аспекта самосознания в онтогенезе. Поэтапно, на протяжении всего жизненного пути человека, от раннего возраста до возраста поздней взрослости, прослежена динамика гендерной идентичности.

Тут же отмечен такой немаловажный факт, что гендерное самосознание, образ “Я” или представление о себе, не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении всей жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.

Кроме того, сделана попытка рассмотрения целостной картины развития личности. В первую очередь показано, что изменения, происходящие в ходе старения, зависят от многих факторов и очень индивидуализированы. Также показано, что на поздних этапах онтогенеза происходит интеграция маскулинных и фемининных черт в структуре гендерной идентичности, в результате чего формируется андрогинный тип гендерной идентичности, тесно связанный с успешной адаптацией.

В четвертом параграфе представлены как основные типологии старения, так и существующие стратегии адаптации применительно к старости. Описано несколько наиболее известных классификаций, отражающих отдельные аспекты старения. Отмечено, что среди описанных в литературе типов старения находится много общих черт, при том, что большинство людей нельзя полностью отнести только к одному типу. Выражено согласие с мнением большинства ученых о том, что представленные классификации носят ориентировочный характер, а типы старости не исчерпывают всего многообразия проявлений поведения, общения, деятельности стареющего человека, ввиду больших индивидуальных различий у представителей данного возрастного периода.

Кроме того, именно в этом параграфе обобщены исследования отечественных и зарубежных авторов, показывающие, что изменение социально-психологической ситуации в связи с выходом на пенсию переживается пожилыми людьми неодинаково, что в свою очередь обуславливается различными стратегиями адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности в пожилом и старческом возрасте (М. В. Ермолаева, 2002; Н. Ф. Шахматов; В. Д. Альперович, 1998; О. Н. Молчанова, 1999; Я. Стюарт-Гамильтон, 2002 и др.).

Крайне важно, что в достаточной степени отчетливо показано, что адаптация пожилого человека к изменяющимся условиям жизнедеятельности существенно определяется его индивидуально-психологическими особенностями, спецификой сформированности личности, особенностями его прошлой жизни и т. д. Кроме того, человек, находясь на пороге старения, сам может выбрать стратегию адаптации к старости. Плюс к этому отмечено, что адаптация к старости происходит несколько различно у женщин и у мужчин, что может быть связано с различиями в стиле жизни обоих полов (М. В. Ермолаева, 2002).

В пятом параграфе описаны структура и типы гендерной идентичности, а также в достаточной степени развернуто представлены результаты исследований, свидетельствующие о наличии взаимосвязи гендерной идентичности с процессами социально-психологической адаптации.

Отмечено, что гендерная идентичность включает в себя гендерные представления, стереотипы, интересы, установки полоролевого поведения и отражает важный аспект самосознания личности (И. С. Клецина , 2004; Е. М. Ижванова, О. А. Карабанова, 2006).

В структуре гендерной идентичности выделяют 3 компонента.

Когнитивный, который включает в себя осознание принадлежности к определенному полу и степени своей типичности/нетипичности как представителя гендерной группы.

Аффективный, который включает в себя оценку, сравнение своего ролевого поведения с эталонными представлениями о маскулинности/фемининности.

Конативный, который включает в себя самопрезентацию себя как представителя гендерной группы, способность к разрешению кризисов идентичности в соответствии с личностно-значимыми целями и ценностями (Клецина И. С., 2004 г.).

Отмечено, что по мнению Л. Н. Ожиговой (2006 г.) гендерную идентичность следует понимать в качестве элемента общей «Я-концепции» личности, что позволяет исследовать гендерную идентичность как сложный конструкт и элемент личности, взаимосвязанный со всеми принимаемыми образами «Я».

Исходя из того, что гендерная идентичность является базовой составляющей самосознания и «Я-концепции» личности, в которой структурными компонентами являются гендерные представления о себе («Я-реальное») и о нормах (мужские и женские стереотипы) (когнитивный компонент), гендерная самооценка, отношение к этим нормам, их принятие или отвержение (аффективный компонент) и проявления «Я-реального» в поведении: гендерные планы, способы и структуры поведения (конативный компонент) в практической части работы исследовались такие структурные составляющие гендерной идентичности как «Я-реальное», «Я-идеальное», «Мужские стереотипы» и «Женские стереотипы».

Хотелось бы отметить такой немаловажный факт, что в начале 70-х годов XX в концепции С.Бем андрогиния была описана как совмещение маскулинных и фемининных черт, подчеркивалось, что андрогинная личность может предоставлять более гармоничный стандарт психического здоровья в обществе. С.Бем и её коллеги результатами своих исследований показали малую приспособленность к жизни индивидов, обладающих характеристиками, строго соответствующими их полу, тем самым высказав точку зрения, противоположную взгляду традиционной психологии.

В своих исследованиях С. Бем выделила такие типы гендерной идентичности как: маскулинный, фемининный, недифференцированный, андрогинный.

- К маскулинному типу относятся люди, у которых обнаруживаются высокие показатели по шкале мужественности и низкие по шкале женственности;

- к фемининному типу относятся люди, имеющие низкие показатели по шкале мужественности и высокие по шкале женственности;

- к недифференцированному типу относятся люди, у которых низкие показатели по шкале мужественности и женственности;

- к андрогинному типу относятся люди, имеющие высокие показатели по шкале мужественности и по шкале женственности.

Кроме того, в этом параграфе обобщены существующие исследования, посвященные изучению связи гендерных свойств с психологическими характеристиками у мужчин и женщин (А. Heilbrun, 1981; S. A. Basow, 1980; W. H. Jones, M. E. Chernovetz, и R. O. Heuson, 1978 и др.).

В достаточной степени подробно описан ряд основополагающих исследований, например, исследование Heilbrun А., (1981) где приводятся данные, согласно которым высокомаскулинные и низкофемининные женщины характеризуются агрессивностью, трудностями в установлении и поддержании межличностных контактов; низкомаскулинные женщины характеризуются беспомощностью, пассивностью, низкой самооценкой; высокофемининные – тревожностью и низкой уверенностью в себе. Высокомаскулинные мужчины отличаются обедненной коммуникацией, сниженностью эмоциональных проявлений; низкомаскулинные мужчины характеризуются зависимостью, пассивностью, беспомощностью, тревожностью, низкой самооценкой; высокофемининные – изолированностью, одиночеством, склонностью к депрессии, низким уровнем достижений; низкофемининные мужчины испытывают трудности в установлении и поддержании межличностных контактов, отличаются нерешительностью в отношении карьеры. Согласно исследованиям Basow, S. A., (1980); Jones, W. H., Chernovetz, M. E. и Heuson, R. O., (1978) и др., маскулинная модель связана с более высоким чувством собственного достоинства, большей жесткостью в поведении, а также большим количеством стереотипных выборов поведения по сравнению с другими типами гендерной идентичности.

Таким образом, результаты исследований по изучению гендерной идентичности свидетельствуют о тесной взаимосвязи этой структуры с психическим здоровьем личности и общими показателями ее социально–психологической адаптации.