Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы1 (по Козловой, лучшие ответы.docx
Скачиваний:
41
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
222.5 Кб
Скачать

22. Философия а. Радищева и м. Ломоносова.

Предмет философии, по Радищеву, — мир в целом (космос, Вселенная). Задача философских изысканий — выработать представления о материальности, сознании, толкование природы идеального (психического), проблем смертности и бессмертия человека, познания им внешнего мира.

Сильная тенденция к материалистическому (реалистическому) монизму нередко сочеталась в рассуждениях Радищева с выраженными элементами деизма и дуализма, с построениями в пантеистическом духе. Согласно Радищеву, в глубине веков, в "пучине пространства" имело место "нечто недостаточно организованное", "хаос". При этом "целое" и вместе с тем "бесконечное бытие" Радищев рассматривал как материал для "творческой силы" (Бога). Эта сила сообщила "вещественному материалу" некий "первый мах", который привел к "первосдвигу", а затем и "постоянству колебаний и движений", заполнивших мировое пространство, "объединивших" частицы, ставшие основанием формирования земной тверди, ее разнообразных форм. Если Бог есть нечто всемогущее, абсолютное, всесильное, то тогда Бог — это Природа, которая всемогуща, абсолютна, всесильна.

Человек, его сущность, место и роль в мире — центральная проблема миропонимания Радищева, основная тема его главного философского сочинения «О человеке, о его смертности и бессмертии», который он написал в сибирской ссылке, рассматривается «картина человека» под углом его природных связей. В этом произведении он подчеркивает способность человека видеть во всем, в том числе и в самом себе, присутствие Бога, и при этом он воспроизводит доказательства и в пользу смертности души, и в пользу ее бессмертия.

В 1-й книге этого трактата ставится комплекс задач из области антропогенеза.

Во 2-й — раскрываются некоторые важные возможности сравнительно-исторического метода, выявляется природа живого, связанного с элаборацией — законом превращения "простых", "несложных" сил в силы сложные, "тончайшие".

Истолкованию характера "человеческой мысленности", природы психического, идеального, духовного и душевного посвящена 4-я кн.

Развивая идею единства мира, Радищев считал, что человек един не только со всеми людьми, но и с неорганическим и органическим миром, с космосом, с которым он связан единством состава и характером законов, формами непреходящего существования и даже "влитого разума".

Вместе с тем он подчеркивал особенности человека по сравнению с миром живых существ:

1) вертикальный образ хождения,

2) "истинное отличие человеческого мозга", несравнимо возвысившего разум человека,

3) речь

4) стремление к совершенствованию условий и самого себя,

5) способность к трудовой деятельности благодаря развитию руки.

Радищев пытался противопоставить метафизике в ее механистическом и органистском вариантах принципы динамичной антропологии, о чем свидетельствует его частое обращение к эволюционной лексике.

Его самое знаменитое и яркое произведение — «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие. Он становится первым русским философом, который провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли.

Общие естественнонаучные и философские взгляды М. В. Ломоносова.

Основной вопрос философии Ломоносов решал материалистически. Он считал, что основой всего существующего является материя. Материя состоит из мельчайших абсолютно твердых неделимых частиц — «физических монад», т. е. неделимых физических единиц.   Основными свойствами материи Ломоносов считал: протяженность, непроницаемость, а также способность сопротивляться изменению своего движения. Материя находится в непрерывном движении; под движением он понимал перемещение в пространстве мельчайших частиц и видимых тел, состоящих из этих частиц.

«Первичное движение не может иметь начала, но должно существовать извечно». Материя и ее движение неуничтожимы и несотворимы, полагал он.

Ломоносов представлял себе природу как единое целое, в котором все связано друг с другом. Все процессы в природе происходят так, что изменение в одном месте связано с обязательными изменениями в другом. При этом ничто не пропадает бесследно и не возникает из ничего. Это положение и получило свое выражение в законе Ломоносова.

В своей теории познания Ломоносов также выступает как материалист. Задача познания заключается, по его мнению, в познании материальных вещей и материальных явлений природы. Ломоносов очень резко возражает против какого-бы то ни было вмешательства религии в область науки.

Основой познания является опыт, одновременно он же является и единственным критерием правильности этого  познания.

Выступая против рационализма, Ломоносов нигде не дает никакого повода для обвинения его хоть сколько-нибудь в грубом эмпиризме. Он писал: «Опыт, однако, я считаю нужным направлять на пользу физики. Те, кто приносит с собой одни лишь (органы) чувства, если хотят из опытов заключать истины, должны большей частью отказаться от изучения, так как они либо проходят мимо лучшего и важнейшего, либо не успевают использовать то, что они видят или познают другими чувствами».

Ломоносов требует в научном исследовании неразрывной связи теории и практики, понимая под последней наблюдение и опыт. О необходимости единства теории и эксперимента Ломоносов говорит неоднократно во многих своих исследованиях, статьях и речах.

Познание, по Ломоносову, представляется как процесс обобщения материалов наблюдений и экспериментов, построения на основе этого теории и проверки следствий из этой теории на новом опытном экспериментальном материале. Теория может быть сначала построена, исходя, вообще говоря, из самых простых наблюдений и опытов; тогда она имеет характер научной гипотезы. Эта гипотеза после проверки вытекающих из нее следствий и исправления ее на новом экспериментальном материале превращается в достоверное знание и теряет свой гипотетический характер. «Я при объяснении явлений буду поступать так,— пишет Ломоносов, - чтобы не только они легко объяснялись из основного положения, но и доказывали самое это положение».