Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Концептуальные основы философии права.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
52.66 Кб
Скачать

Московский Государственный Институт Международных Отношений (Университет) МИД России

Кафедра конституционного права

Концептуальные основы философии права

Б.Н. Чичерина и П.И. Новгородцева

Реферат

студентки 1 курса магистратуры

Исмагиловой Гульназ Маратовна

Проверил

к.ю.н. Половченко Константин Анатольевич

Москва

2012

Содержание

Введение 3

§1. Место философско-правовых идей б.Н.Чичерина и п.И. Новгородцева в дореволюционной России конца XIX - начала XX вв. 4

§2. Закон нравственный и юридический в философско-правовых взглядах б.Н. Чичерина и п.И. Новгородцева 7

Заключение 18

Список использованной литературы 19

Введение

Со времени глобальных политических изменений 90-х годов XX века Россия переживает ряд кризисов. Вероятно, что для модернизации современной философско-правовой мысли необходим поиск новых философских оснований осмысления правовой действительности, одним их которых является анализ политических и правовых учений, характерных для русской философской мысли.

Следует отметить, что особенностью русской философии права является то, что она в существенной мере сосредоточена на нравственно-правовых вопросах, попытке приблизиться к нравственному идеалу, к возможности созидания нового образа жизни. Особо актуально изучение богатейшего наследия русской социально-политической, правовой и философской мысли конца XIX - начала XX вв., давшего сильные импульсы общественному сознанию. Наиболее влиятельными течениями политико-правовой мысли дореволюционной России были либеральное, консервативное и радикально -революционное направления.

Представители либерального направления политико-правовой мысли России второй половины XIX - начала XX вв. выступали против распространенного в России негативного отношения к праву, обосновывали проведение широких правовых реформ, которые способствовали бы постепенному формированию правового государства, основанного на торжестве права и нравственных принципах, юридическом закреплении прав личности. Значительный вклад в согласование государственно-правовых и нравственных норм, в создание движения к государственно-правовому и нравственному идеалу, прогрессу общества внесли и Б.Н. Чичерин и П.И. Новгородцев. Осмысливая проблемы соотношения права и нравственности они выступали против смешения этих, относительно самостоятельных областей человеческой жизни и научного знания, одновременно подчеркивая их непременную взаимосвязь, взаимодополнение на основе общих ценностных оснований.

§1. Место философско-правовых идей б.Н.Чичерина и п.И. Новгородцева в дореволюционной России конца XIX - начала XX вв.

Достойное место среди представителей политико-правовой мысли дореволюционной России конца XIX - начала XX вв. занимает Б.Н. Чичерин (1828—1904). Философские и государственно-правовые воззрения Чичерина находились под заметным влиянием идей Гегеля. Вместе с тем как оригинальный мыслитель он предпринял попытку совершенствования философии объективного идеализма и свою позицию называл универсализмом. При этом Чичерин заметно трансформировал гегелевскую концепцию философии, используя (в духе кантианства) принципы априоризма, автономных «начал» и индивидуализма. Исследователи творчества Б.Н. Чичерина отмечают его размежевание с революционной радикальной интеллигенцией и особую мировоззренческую позицию, которая «не может быть сведена к понятиям либерализма или консерватизма, а скорее определяется как политический реализм или культурный конструктивизм» 1, концепция  либерального консерватизма, которая, по выражению известного философа, общественного и политического деятеля П.Б. Струве, «сразу же отлилась в какую - то крепкую и твердую форму, гармонично сочетая в одном лице идейные мотивы либерализма и консерватизма»2. П.И. Новгородцев, также испытавший на себе воздействие идей и личности Б.Н. Чичерина, писал: «Борис Николаевич Чичерин обнаружил свойственное ему стремление взвешивать и оценивать различные элементы политической жизни в их необходимом значении для органического развития государства и общества. Решительный враг стеснительных политических мер и беспрерывной опеки над обществом, Борис Николаевич признает, однако, что «истинный либерализм состоит не в отрицании государственных начал», а в правильном сочетании свободы с законным порядком. Так намечена была его основная точка зрения на явления политической жизни, которую сам Борис Николаевич обозначил именем «охранительного либерализма»3.

Как отмечает Б.Н. Чичерин, вытеснение метафизики позитивистскими учениями во второй половине XIX в. привело к упадку философии права, которая ранее занимала выдающееся место в ряду юридических наук и была одним из важнейших предметов преподавания в университетах. Своей метафизической философией права Чичерин как раз и стремился содействовать возрождению былой значимости этой научной дисциплины. Философские основания права, по оценке Чичерина, должны служить руководящими началами практики. Необходимость и глубокий смысл философии права, отмечал он, обусловлены тем, что область права не исчерпывается положительным законодательством. Положительные законы могут быть хорошими или дурными. Они, следовательно, нуждаются в оценках, в том числе и со стороны законодателя. «Чем же должен руководствоваться законодатель при определении прав и обязанностей подчиняющихся его велениям лиц? Он не может черпать руководящие начала из самого положительного права, ибо это именно то, что требуется оценить и изменить; для этого нужны иные, высшие соображения. Он не может довольствоваться и указаниями жизненной практики, ибо последняя представляет значительное разнообразие элементов, интересов и требований, которые приходят в столкновение друг с другом и между которыми надобно разобраться. Чтобы определить их относительную силу и достоинство, надобно иметь общие весы и мерило, то есть руководящие начала, а их может дать только философия»4. Для разумного установления в законе прав и обязанностей лиц, подчеркивал Чичерин, необходимо знание того, что есть право, где его источник и какие из него вытекают требования. Эти проблемы тесно связаны с человеческой личностью, так что их уяснение требует исследований природы человека, ее свойств и значения. Подобные вопросы относятся к сфере философии права. «Отсюда, — заключает Чичерин, — та важная роль, которую играла философия права в развитии европейских законодательств. Под влиянием вырабатываемых ею идей разрушался завещанный веками общественный строй и воздвигались новые здания. Достаточно указать на провозглашенные философией XVIII века начала свободы и равенства, которые произвели Французскую революцию и имели такое громадное влияние на весь последующий ход европейской истории»5.

В условиях господства позитивизма единственным руководящим началом всякого знания и всякой деятельности был признан опыт. Однако такой «реализм, лишенный идеальных, то есть разумных, начал, остается бессильным против самых нелепых теорий. Самое понятие о праве совершенно затмилось в современных умах. Оно было низведено на степень практического интереса, ибо для идеальных начал не остается более места».

П.И. Новгородцев (1866—1924) видный представитель либерального движения, сторонник «возрождения» естественного права. Политико-правовые взгляды Новгородцева находились под заметным влиянием учения неокантианцев и естественного права, необходимость возрождения которого является стержневой идеей всей его философско-правовой позиции. Одновременно он разделял некоторые положения гегелевской философии права, правда, не в их ортодоксальной версии, а с позиций либерализма и автономии личности. Во многом, как и Чичерин, в своих политических и правовых воззрениях, в понимании права и государства, соотношения личности и государства разделял основные идеи индивидуализма и либерализма. В целом вся философско-правовая концепция П.И. Новгородцева пронизана стремлением утвердить нравственный идеализм в философии права. С этим связаны и его призывы к возрождению естественного права в качестве необходимой духовной и нравственной основы права. Только с помощью таких идеальных построений, полагал он, можно преодолеть кризис современного правосознания.