Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
рАЗДЕЛ 3_ ТЕМА 3_2 фИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
123.9 Кб
Скачать

5. Коммуникативная функция.

Искусство — это не только способ самореализации и самовыражения, но и способ общения. Другой человек, другие люди всегда присутствуют в творчестве как адресаты художественного послания. А иначе для кого же нам самовыражаться? То, что невозможно передать речью, поступком, взглядом, передается средствами искусства. Как я могу дать моим друзьям увидеть лес и горы, лицо человека, солнечное утро именно такими, какими вижу их я? Только рисунком, красками. Чтобы мои близкие поистине ощутили мое волнение или восторг, я напишу музыку или стихи, сыграю маленький спектакль. Все книги написаны, чтобы их читали. Все песни, симфонии и хоралы — чтобы их слушали. Потому так бесконечно трудно для автора «творить в стол», мириться с тем, что его произведения не доходят до публики и не получают должного отклика в человеческих сердцах. Конечно, художественное общение во многих случаях является опосредованным, односторонним: сборник стихов или картина «выходят в свет» и, отделившись от автора, начинают жить самостоятельной жизнью. Кто встретится с ними? Как их примут? Часто художник не знает, найдет ли он желанное понимание со стороны других людей:

«Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,

И нам сочувствие дается

Как нам дается благодать».

Эти слова Ф. И. Тютчева как нельзя лучше характеризуют своеобразие художественной коммуникации, когда эмоциональный ответ от слушателя ,или читателя может прийти подчас только через большой промежуток времени. Впрочем, певцы и актеры встречаются с залом лицом к лицу, и здесь осуществляется настоящий контакт, сразу выявляющий понимание или непонимание, совпадение или несовпадение мыслей-чувств и вкусов.

Искусство оказывается прекрасным посредником и для общения «обычных людей» — не творцов. Разговор о стихах или музыке, совместное посещение театра помогает найти общий язык, проникнуть в чужую душу.

6. Познавательно-просветительская функция.

Познание не является главной задачей искусства, и все же оно, показывая жизнь и рассказывая о ней, позволяет многое узнать, о мире и о себе самом. Искусство в эстетической переработке несет порой огромную историческую, психологическую, естественнонаучную информацию, понять и усвоить которую гораздо легче, чем если читать скучные учебники или толстые специальные монографии. Художественные формы несут знания, как бы играя, между прочим, и таким образом обогащают наш познавательный багаж. Кроме того, искусство способно своими средствами выстраивать определенную концепцию мира и человеческой жизни. Такие писатели как Ф. М. Достоевский, Л- Н. Толстой, Томас Манн, Герман Гессе, Г. — Г. Маркес — являются одновременно философами. Они философствуют и анализируют мир средствами художественного слова. К этому же способу размышления о мире прибегают в XX веке и философы-профессионалы, такие как Ж.-П. Сартр или А. Камю. В наши дни часто говорят о «философской концепции» кинофильмов, спектаклей, поэтического творчества и даже музыки.

7. Воспитательная функция.

Поскольку художественное творчество создает конкретную модель мира, оно органично закладывает туда определенную ценностную систему, те мировоззренческие и жизненные ориентации, которые разделяет сам автор. Кстати сказать, произведения нередко бывают умнее и нравственней тех художников, которые их создают, наверное потому, что всякий творец отдает своему детищу лучшее из самого себя, оставляя в обычной жизни, не вошедшие в произведение свои недостатки и пороки Впрочем, в наши дни, когда принято «выворачиваться наизнанку» перед публикой, бывает и наоборот. Однако, так или иначе, плод художественного порыва выходит в жизнь и начинает влиять на души других людей.

В среде художественной интеллигенции, на страницах литературных журналов и газет не раз происходила дискуссия на тему «воспитывает ли искусство»? Может быть, взгляд на художника как на сознательного или невольного воспитателя устарел? Думаю, что нет, и мы со спокойной душой можем сказать: «Да воспитывает оно, воспитывает!». Если человек с детства читает книги и смотрит фильмы о добрых и великодушных людях, если он слушает гармоничную, неразрушительную музыку (и неважно, когда она написана: триста лет назад или в прошлом месяце!), если живопись и декоративное искусство несут ему свет и праздник, то, наверное, он вырастет гораздо лучшим гражданином, семьянином, другом, чем если он будет читать одни триллеры, смотреть только жестокие боевики и слушать лишь тяжелый рок. К этому стоит добавить дизайн в черно-серых тонах, и мы получим монстра с расстроенной психикой. Искусство воспитывает, глубоко проникая во внутренний мир человека, пуская там цепкие корни эмоций, формируя представление о том, что «можно», а чего — нельзя, что прекрасно, а что — безобразно. На мой взгляд, попытка сказать, что искусство не воспитывает, это лишь желание некоторых художников сбежать от ответственности за разрушение чужих душ. Русские классики всегда говорили, что художник — воспитатель, и были правы.