Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсак.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
173.57 Кб
Скачать

3.3 Аутодафе

В период второй инквизиции примирение с церковью совершалось во время аутодафе. Первое сожжение состоялось 6 февраля 1481 г. в Севилье. Это аутодафе было устроено по всем предписаниям сикстинской буллы. В том же феврале 1481 года состоялось второе аутодафе, на котором было сожжено 3 человека. Так как деятельность инквизиционного трибунала стала принимать постоянный и систематический характер, то было решено построить особое сооружение для постоянного сожжения еретиков. Это сооружение было названо камадеро, и остатки его сохранились в Севилье до сих пор. В четырех углах камадеро находились статуи пророков. Третье аутодафе состоялось 26 марта 1481 года, на этот раз было сожжено 17 еретиков. За 3 века испанская инквизиция сожгла 36212 человек живьем, 19790 в изображении.13

Аутодафе- религиозное действие, дело веры; существовали частные и общие аутодафе. Частные совершались по мере надобности несколько раз в год, предпочтительно в пост, общие- по случаю важных событий в государственной жизни, восшествия на престол нового государя, рождения инфанта и проч. За месяц до торжества члены трибунала со знаменем впереди отправлялись на главную площадь и сообщали народу о дне аутодафе. По мере приближения назначенного срока начинались приготовления. Город украшали флагами, гирляндами цветов. На площади против королевского балкона, если ожидалось присутствие короля, возводился помост, длиной в 20 шагов. Сбоку, справа от балкона, строили амфитеатр в 25 или 30 ступеней, покрытый коврами, для членов инквизиции, с балдахином на верхней ступени для великого инквизитора. Слева- другой, такой же амфитеатр, но без всяких украшений, предназначенный для осужденных. Посередине помоста ставился меньший помост с двумя рядами деревянных клеток, туда вводили преступников на время чтения приговоров. Прямо против клеток ставили две кафедры: с одной читались приговоры, с другой произносилась проповедь; перед местами советников воздвигались жертвенники. Для народа тоже устраивались места. Присутствие женщин и детей приветствовалось. Так как аутодафе длилось иногда весь день, то у помоста строились общественные уборные, которыми могли воспользоваться почетные гости.

Накануне торжества из церкви выходила процессия, впереди угольщики- как цех, прикосновенный к правосудию инквизиции, они поставляли дрова,- за ними доминиканцы и стража. Дойдя до площади аутодафе, процессия останавливалась, на помосте водружалось знамя инквизиции и зеленый крест, обвитый черным крепом. Затем кортеж удалялся, исключая доминиканцев, которые оставались на площади и до глубокой ночи пели псалмы. Рано утром площадь наполнялась народом. В 7 часов на королевском балконе появлялся король и королева, придворные чины и высшие представители духовенства. Церковный благовест возвещал о начале церемонии. Её открывали сто угольщиков с пиками и мушкетами, за ними шли доминиканцы, предшествуемые крестом. За братьями-проповедниками несла знамя инквизиция. Оно было красного цвета из дорогой материи; на одной стороне был герб Испании, на другой- меч, окруженный лавровым венком, и фигура Доминика. После знамени инквизиции появлялись гранды Испании и офицеры трибунала, наконец, веерница осужденных по степени наказания. Впереди выступали примиряемые с церковью. Они были босы, с непокрытыми головами. На них была одежда кающихся (санбенито), род льняного мешка с большим желтым крестом на груди и спине. За примиряемыми следовали обреченные на бичевание и тюремное заключение. Но главный интерес толпы представляли осужденные на сожжение. Это были упорные еретики и вторично впавшие в ересь. Измученные пытками и тюремным заключением, они шли со свечами в руках, в льняных санбенито, с бумажными колпаками на головах. У несчастных, пытавшихся протестовать и обличить инквизиторов, рот был завязан бычьим пузырем. Предсмертный костюм этой группы покрывали изображения дьяволов и пламени. Около каждого осужденного на смерть находилось по два офицера и по два монаха. Когда процессия достигала площади аутодафе и участники её занимали назначенные им места, священник начинал обедню и доводил её до Евангелия. Затем великий инквизитор, надев митру, подходил к королевскому балкону и принимал от короля клятву покровительствовать инквизиции и помогать преследованию еретиков. Такую же клятву давали все присутствовавшие при церемонии. Начиналась проповедь.

По окончанию проповеди начиналось чтение приговоров. Осужденные поочередно выслушивали их на коленях, входя для этого в клетки на помосте.

По окончании церемонии, которой и принадлежит собственно название аутодафе, этих жертв, в сопутствии громадной толпы зевак и изуверов, отводили за город на место сожжения. Там для каждого несчастного был отдельный костер. На костре был установлен шест, и к нему привязывали жертву. Желавших перед смертью исповедоваться, или, как говорили, по долгу христианскому, и всех сознавшихся после пытки душили, затем, под всеми одинаково разводили огонь. Осужденные на сожжение в изображении и кости умерших сжигались в первую очередь, чем только усиливалась нравственная пытка живых страдальцев.

Когда зажигался костер, особо уважаемым прихожанам предоставлялось почетное право подбрасывать в огонь хворост, чем они приумножали перед церковью свои добродетели.

Хотя палачи пытались так устроить костер, чтобы он пожрал осужденного, не оставив и следа от него, эта цель не всегда достигалась. В таких случаях обуглившиеся останки рвались палачами на мелкие части, кости дробились, и это ужасное месиво повторно придавалось огню. Затем тщательно собирался пепел и выбрасывался в реку. Подобной процедурой инквизиторы пытались лишить еретиков возможности заручиться останками своих мучеников и поклониться им.14

Не смотря на свою жестокость, инквизиторы считали, что творят благое дело, своими действиями очищая католическую веру. Они не убивали своими руками, они лишь «расследовали», а когда признание было выбито невыносимыми муками инквизиторы «умывали руки» , отдавая мученика в руки светской власти…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью моей работы было рассмотрение развития испанской инквизиции в XVIв.

Задачами работы были:

  • Предпосылки создания инквизиции;

  • Биография Томаса де Торквемады;

  • Деятельности инквизиции.

В процессе работы, поставленные мной цели, я считаю достигнутыми. В работе отражены предпосылки создания инквизиции. Освещена биография Томаса де Торквемады. В биографии раскрыты наиболее важные моменты жизни этой личности. Так же в работе раскрыт вопрос о деятельности инквизиции.

Сотни тысяч сгоревших на костре, миллионы томившихся в тюрьмах, искалеченных, отверженных, лишенных имущества и доброго имени – таков общий итог деятельности инквизиции.

Инквизиционный суд не подлежал контролю, следствие велось тайно, произвольно, с применением жестоких, изощренных пыток. Широко использовались доносы и лжесвидетельства. Донос вменялся в обязанность верующих и щедро вознаграждался из имущества осужденных. Имена свидетелей, а ими могли быть взрослые и малые дети, друзья и враги, верующие и еретики, убийцы и клятвопреступники, также оставались в тайне. Содержание научных и литературных произведений становилось источником обвинений их авторов. От суда инквизиции не спасали социальное положение, пол, возраст и даже смерть. Осуждение распространялось на родственников и на потомков в трех поколениях.

От обвиняемого требовали раскаяния, которое не исключало наказания. В качестве наказания применялось отлучение от церкви, публичное покаяние, бичевание, ношение порочащих знаков, тюрьма. Тюремное заключение чаще всего было пожизненным. Заключенные держались в полной изоляции, их заковывали в кандалы, кормили только хлебом и водой.

Упорствующих в ереси инквизиционный трибунал отлучал от церкви и отпускал на волю, т.е. передавал в руки светской власти для «наказания по заслугам», что обычно означало сожжение на костре.

Казни предшествовал мучительный ритуал аутодафе. Он включал многолюдные шествия горожан, организованные и возглавляемые членами инквизиционного трибунала, подготовка узника к экзекуции, пение траурных церковных гимнов и траурную мессу, проповедь инквизитора, оглашение приговора, облачение заключенного в позорные одежды (санбенито). Завершалось аутодафе публичным сожжением еретика на костре.

Кровавый след в истории оставила испанская инквизиция. В 1480 г. король Фердинанд Кастильский учредил так называемую новую инквизицию во главе с доминиканцем Томасом Торквемадой. Она стала орудием абсолютизма в борьбе против всех инакомыслящих. Кроме еретиков, врагов церкви и короля она преследовала марранов и морисков (принявших христианство евреев и мусульман).

Против власти инквизиции были направлены массовые народные движения XIII в. Ограничению ее деятельности способствовало укрепление королевской власти в ряде стран Европы. Она стала объектом уничтожающей критики мыслителей эпохи Возрождения и Просвещения. Инквизиция в Испании была отменена в 1834 г.

  1. 1Испанская инквизиция/Х.А.Льоренте, с.166-172.

  1. 2Испанская инквизиция/Джин Плейди, с. 99.

  1. 3Жизнь Замечательных людей/Ф. Павленков, стр. 227.

  1. 4Жизнь замечательных людей/Ф. Павленков, с. 309.

  1. 5Испанская инквизиция/Джин Плейди, с.169.

  1. 6Испанская инквизиция/Х.А. Льоренте, с. 115-120

  1. 7Х.А. Льоренте

  1. 8Критическая история испанской инквизиции/Х.А.Льеренте, т. 1, стр. 208.

  1. 9Инквизиция/И.Р. Григулевич, с. 112.

  1. 10Жизнь замечательных людей /Ф.Павленков, с. 287

  1. 11Le Manuel des Inguisiteures…p.78/ цит. по Льоренте.

  1. 12 Жизнь замечательных людей/Ф.Павленков, с. 290

13 История Папства/С.Г. Лозинский,с.159-160

  1. 14Инквизиция/И.Р. Григулевич, с. 144