Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Латинская Америка.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
12.09.2019
Размер:
66.09 Кб
Скачать

Рудаков а. Рейтинги влияния мировых центров. Карта мировых центров. Часть IV. Латинская Америка.

Еще Симон Боливар, освободивший  Латинскую Америку от испанского владычества,  мечтал о создании на континенте самостоятельного геополитического центра.  Однако его идеям не суждено было реализоваться на практике. Постколониальные элиты раздробили испанские колониальные владения на множество небольших государств.

Политические предпосылки для возникновения самостоятельного мирового центра в Южной  Америке появились лишь  после Второй Мировой войны. На протяжении всей второй половины ХХ века такие лидеры,  как  Эрнесто Че Гевара (Аргентина-Куба),  Хуан Перрон (Аргентина), Жоселиу Кубичек (Бразилия),  Сальвадор Альенде (Чили)  пытались сформулировать геополитическую альтернативу американской Доктрине Монро, в соответствии с которой Латинская Америка объявлялась сферой влияния США.  Однако все эти попытки блокировались  Вашингтоном,  опиравшимся на местных помещиков-латифундистов,  контролировавших вооруженные силы и составлявших ядро офицерского корпуса. Лишь Кубе во главе с Фиделем Кастро удалось благодаря поддержке СССР отстоять свое право на самостоятельный цивилизационный выбор.

В конце 70-х – начале 80-х некоторые государства  Карибского бассейна (Никарагуа, Гренада) решили идти по кубинскому пути,  однако американское вмешательство привело к затяжной гражданской войне в одной из стран и перевороту в другой.  После распада СССР многим казалось, что режим Кастро на Кубе доживает последние дни. Никто не мог предположить, что в Латинской Америке в 1990-е годы произойдут события, масштаб которых превзойдет региональные рамки.

И, тем не менее, такие события произошли. В конце 1998 года президентом Венесуэлы был избран Уго Чавес,  провозгласивший себя последователем Симона Боливара и  предложившим новую «боливарианскую» идеологию,  в основе которой лежали идеи защиты национальных интересов и социальной справедливости.  Постепенно  Чавес сблизился с Фиделем Кастро и выдвинул концепцию «Боливарианского социализма» или «Социализма двадцать первого века».

 Попытка США организовать в Венесуэле переворот и свергнуть Чавеса (2002) провалилась, после чего доктрины «Боливарианского социализма» начали свое триумфальное шествие по странам Латинской Америке. Идейные последователи Чавеса победили на выборах в Эквадоре и Боливии, в  Никарагуа вернулся лидер сандинистов Даниэль Ортега, после чего эти страны вместо с Венесуэлой и Кубой объединились в региональный альянс АЛБА («Боливарианская альтернатива для народов нашей Америки».  Затем в АЛБА вступили еще несколько небольших стран Центральной Америки, рассчитывающих получить от Венесуэлы экономическую помощь.

Создание блока АЛБА можно рассматривать как первый этап становления нового мирового центра в Латинской Америке. Несмотря на то, что его людские, экономические и военные ресурсы невелики,  АЛБА обладает весьма существенным преимуществом: он строится на идеологической основе, и, по большому счету, представляет собой единственную мировоззренческую альтернативу концепции «экспорта демократии и рынка», которая взята на вооружение трансатлантической осью. В отличие от  Китая и России, действующих в соответствии с концепциями защиты национальных интересов,  АЛБА заряжена на идеологическую экспансию. Сегодня АЛБА открыто противостоит США и выстраивает через Уго Чавеса  военные и экономические связи с другими крупными мировыми центрами – Россией, Китаем, Евросоюзом,  Исламским миром.

Параллельно формирования блока стран «социалистической ориентации»,  группирующихся вокруг Венесуэлы, в Латинской Америке происходит усиление влияния Бразилии,  осознающей себя в качестве региональной сверхдержавы и входящей в группу «БРИК» (Бразилия, Россия, Индия, Китай), объединяющей страны с наиболее интенсивной динамикой экономического развития.  Вопрос о независимом геополитическом позиционировании Бразилии встал на повестку дня в 2003 год, когда на президентских выборах победил  Луис Инасио Лула да Силва (Лула).

В 1980-х годах Лула создал в Бразилии мощную левую партию, также ставящей своей конечной целью построение социализма. Бразильский лидер отличается от Чавеса  с точки зрения имиджа (Лула – осторожный политик парламентского типа,  Чавес – революционер, трибун, харизматик), однако придерживается сходных с ним воззрений.  Начав осуществлять социальные преобразования, Лула столкнулся с сопротивлением олигархическим кругов, связанных с США, однако получил неожиданную поддержку со стороны Вооруженных сил Бразилии.  Военные круги этой страны быстро оценили изменения стратегической конъюнктуры и осознали, что мягкое противостояние США усилит их позиции в обществе.

Сейчас Венесуэла и Бразилия ведут переговоры о создании военного блока  -  Южноамериканского совета обороны. Если они завершатся успехом, то можно будет говорить о втором этапе становления в Латинской Америке нового мирового центра 

Таким образом, если Венесуэла является идеологическим «мотором» этого  глобального  проекта,  то Бразилия с ее огромной (свыше 8, 5 миллионов квадратных километров) территорией и 186-миллионным населением, являет собой его территориальный, экономический и военный базис.   

Сейчас  союзники Венесуэлы (Куба, Эквадор, Боливия, Никарагуа) образуют «красный пояс» Латинской Америки,   а ориентирующиеся на Бразилию умеренно левые режимы (Аргентина, Чили, Уругвай, Парагвай) представляют собой подобие «розового пояса».   Вопрос о судьбе латиноамериканского геополитического центра будет зависеть в дальнейшем от интенсивности их взаимодействия, которое пока что  находится на достаточно высоком уровне.