Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Предтечи периодической печати.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
12.09.2019
Размер:
114.69 Кб
Скачать

Учреждение цензуры и профессии цензора

Взволнованная произошедшей во Франции революцией и опасаясь её пагубного влияния на империю[2], Екатерина II приняла решение об учреждении института цензуры и, соответственно, введении профессии цензора. Имеющий неоспоримую для истории России значимость указ был принят 16 сентября 1796 года; документ гласил: «Никакие книги, сочиняемые или переводимые в государстве нашем, не могут быть издаваемы, в какой бы то ни было типографии без осмотра от одной из цензур, учреждаемых в столицах наших, и одобрения, что в таковых сочинениях или переводах ничего Закону Божию, правилам государственным и благонравию противного не находится»[4]. Этим же указом фактически запрещалась деятельность всех частных типографий, а предполагаемые к печати издания надлежало представлять на рассмотрение как духовным, так и светским цензорам[29]. Кроме того, в 1797 году были введены специальные должности цензоров еврейских книг — им было необходимо досконально изучать произведения на иврите и идише, исключая из них места, которые можно было счесть нападками на христианство. Цензоры несли персональную ответственность за одобренные книги[30]. «Подобная практика найма евреев для цензуры изданий на еврейском языке сохранялась в областях со значительным еврейским населением вплоть до 1917 года» — пишет Тэкс Чолдин[31].

Указ императрицы возымел своеобразное действие: закрыты были только три частные, но при этом крупные типографии в Москве и Петербурге, что привело к плачевным для обеих столиц последствиям — три видных издателя (М. П. Пономарёв, И. Я. Сытин, С. Селивановский) перевели свои предприятия в область, где и продолжили дело. С подписанием указа 1796 года книгопечатание переместилось из главных городов империи в ЯрославльКалугу,ТамбовТобольскКурскВоронежСмоленск и Владимир. Положение издателей было осложнено сначала предварительной цензурой, а с сентября — ещё и централизованной (то есть новые книги просматривали исключительно в двух комитетах — Петербургском и Московском). Эти ужесточения привели к тому, что к концу первого десятилетия XIX века издательская деятельность в провинциях практически прекратилась[32]. Наблюдалось общее ухудшение отношения к ввозимым из-за границы изданиям (включая книги, журналы и любую периодику) — ни что не могло быть доставлено на территорию империи без процедуры прохождения надлежащей цензурной проверки[

  1. Полемика в журнале "Собеседник любителей российского слова".

Выходил с июня 1783 по сентябрь 1784 года. 1773-1775 – крестьянская война под предводительством Пугачева. Екатерина посчитала необходимым усилить местные власти. Надо было усилить надзор. 75 год – Россия разделена на 40 губерний вместо 8 как при Петре. В 85 году расширены права дворян – «Жалованная грамота дворянству». Система фаворитизма. Стремится забыть о либеральном правлении. Двойная политика: просвещенный монарх для зарубежья и жесткий правитель для своих. В 1783 году создается Российская Академия, которую возглавляла Екатерина Романовна Дашкова. Княгиня. Поддержка Екатерины Второй. Внешняя цель нового издания – помочь Российской Академии в создании Академического словаря русского языка. Первый журнал, который сознательно отказывается от переводов. Тираж: 1800 экз. Ежемесячный, 16 номеров.

Дашкова – президент Российской Академии, Академии наук и журнала. Негласный редактор – сама Екатерина.

Державин «Ода к Фелице» - 1783. Информационный повод для продвижения журнала. Показал Козодавлеву, начинающему литератору. Тот – Дашковой. Та – Екатерине. Эта ода дает две линии в журнале. Первая – прославлении монархии вообще и Екатерины Второй как образца просвещенной монархини. Вторая – сатирическая, выпады против вельмож, двора, недостатков общественного быта. В целом, Екатерина Вторая тяготела к сатирической журналистике.

Как только Екатерина Вторая охладела к журналу, тот закрылся. 1 мотив – деятельность новой академии. 2 мотив – Державинская ода, 3 – желание императрицы участвовать в журналистике и влиять на общественное мнение. Воспроизведение истории «Всякой всячины». Пришлось отстранить Н. Панина из коллегии иностранных дел и его секретаря – Фонвизина. Предводитель дворянских либералов.

В конце марта 1783 умирает Н. Панин. Многие винили в этом Екатерину Вторую. Он Ане только отстранила его, но и арестовала многих близких ему людей. Панин влиял на наследника Павла Петровича. «Панинская партия» разгромлена. Роль сыграла и постановка «Недоросля». В списках распространилось политическое завещание Панина, которое, скорее всего, было написано Фонвизиным. Павлу Петровичу навязали путешествие, а затем отослали в Гатчину, чтобы ограничить влияние на него Панина.

«Ода к Фелице» появляется для Екатерины очень своевременно. Екатерина изображается там как идеал, которой мешают либеральные вельможи. Борьба с галломанией. Подхалимством, лестью – опять абстрактная сатира.

В журнале принимали участие: М. Державин. Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин. И. Богданович, М.М. Херасков. Естественно сама Екатерина. Она выступает еще и как историк. Сатирические заметки «Были и небылицы» об обыденных происшествиях. Повествовательная манера очень напоминала одного английского автора. Второй цикл – «Записки касательно российской истории». Примерно половина всех страниц.

В 3-м номере помещены вопросы анонимного автора (Фонвизина на самом деле) к автору «Былей и небылиц». Екатерина публикует их и дает на них ответы. Некоторые вопросы обращены к ней дважды в разных формулировках. Метод сбора информации – интервью. Самые острые вопросы: законодательная система, система фаворитизма. Разгром панинской партии.

От проблем сугубо политических Фонвизин переходит к литературным – винит Екатерину в бессодержательности.

После этого Фонвизин предпринимает «покаянное письмо». Покаянное только по форме.

Затем. Филологические исследования – под ними скрывалась сатира. «Опыт российского сословника». 4 номер. Тут же еще один материал «Челобитная российской Минерве от российских писателей». Вопрос о статусе писателя в русском обществе. Следующее произведение Фонвизина было приготовлено. Но не напечатано. «Всеобщая придворная грамматика».