Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кирвель_Природные факторы социальной эволюции 2...doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
06.09.2019
Размер:
225.79 Кб
Скачать

15

УДК 101.1:316

Ч.С.КИРВЕЛЬ

ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Настоящая публикация является окончанием статьи, изданной в Вестнике ГрГУ (2004, № 4). В ней исследуется вопрос о влиянии природного фактора на процессы цивилизационного развития восточнославянских народов, раскрывается характер и специфика воздействия их природного бытия на экономику, геополитическую стратегию, духовно-ментальные структуры, базовые ценности и приоритеты, определяются возможные пути их дальнейшей социокультурной эволюции

Природные основы социокультурного и цивилизационного бытия восточнославянских стран.

История восточнославянских народов может быть в большей степени, чем каких-либо иных дает убедительные доказательства того, что экономический и культурный облик этносов в значительной мере предопределен их местоположением на планете. «Все цивилизации являются в некоторой степени результатом географических факторов, – писал Г.В.Вернадский, – но история не дает более наглядного примера влияния географии на культуру, чем историческое развитие русского народа» (1, С. 12).

Славяне, пришедшие на среднерусскую возвышенность, а затем дальше на Север, стали отличаться не только от западных народов, но и от тех славян, которым удалось задержаться в традиционных местах обитания. Предки современных восточнославянских народов, заселившие тысячи лет назад территории, которые по совокупности своих параметров были мало пригодны для эффективного земледелия, не могли быстро создать компактно проживающие большие сообщества из-за постоянной потребности перемещаться в поисках пищи. Мелким группам добытчиков, слишком далеко оторвавшимся от своего племени, не было смысла возвращаться назад. В итоге связь рвалась, появлялись новые стойбища.

Наличие огромных открытых пространств облегчала восточнославянским этносам процесс обособления и расселения. Жесткая упорядоченность человеческих отношений неизбежная в условиях высокой плотности населения и ограниченных пространств, на восточнославянских землях не являлась доминантой потребностью. Здесь, в отличие от густонаселенных регионов мира, не было настоятельной необходимости, в организационном приспособлении друг к другу, в регламентации, в установлении четких правил совместной жизни. Восточные славяне даже по сей день не слишком-то большое значение придают всякого рода правилам, ритуалам и этикетам, а если же им и приходится подчиняться навязываемому «сверху» какому-либо регламенту поведения, то делают они это неохотно, отчетливо осознавая свою вынужденность.

Таким образом, восточнославянская география (пространство) не способствовала утверждению строго регламентированных форм жизни и концентрации населения.

Отсутствие концентрации населения, его высокой плотности имело далеко идущие последствия для судеб восточнославянских народов. Не строились крупные города – медленно развивались ремесла, не появлялись новые орудия труда. Без новых орудий труда не возникали условия для того, чтобы на меньших территориях могло прокормиться большее число людей.

Восточнославянские этносы, осевшие на территориях неустойчивого (рискованного) земледелия, не только не могли достичь высокой концентрации населения в больших городах, как это, например, происходило в регионе средиземноморья и в западной Европе, но они не могли существовать и малыми группами, типа отдельной семьи, потому что в этом случае не обеспечивался бы достаточный баланс добывающей и потребляющей доли сообщества для его выживания. А это означает, что не только города, но и фермерство развиваться не могло. «Сельская община в 100 – 200 человек – вот оптимальный размер русской самовоспроизводящейся единицы на протяжении тысячелетий, вплоть до совсем недавнего времени» (2, С. 155).

Особенности географического положения и тесно связанные с ними особенности исторического пути восточнославянских народов наложили глубокий отпечаток на их национальный характер, на формирование структур и архетипов их сознания, в том числе и коллективного бессознательного. Негативное отношение к богатству и осуждение накопительства, приверженность к аскезе и этике самоограничения, соборность, коллективизм («всем миром»), служение отечеству, державе, приоритет общественных интересов над личными заботами, широта натуры и постоянное стремление к справедливости, духовности и т.д. – все эти качества, свойственные восточнославянским народам, были жизненно необходимы в их суровых природно-климатических условиях существования и, само собой разумеется, формировались они под них непосредственным воздействием и влиянием. Иначе и не могло быть. Такие факторы, как гигантская территория, имеющая отчетливо выраженный континентальный характер, удаленность от морских побережий, геокультурный размах и разнородность регионов, расположенность между разными полюсами цивилизационного развития человечества – Европой и Азией, отсутствие отчетливо выраженных естественных границ, постоянное военное давление на границах, богатые залежи полезных ископаемых и т.д. – не могли не выступить детерминантами в формировании и развитии духовно-ментальных структур и в целом особенностей исторического пути развития российского общества. Глубоко прав был Н.А.Бердяев, когда он говорил о соответствии в России географии физической и географии душевной.

Важнейшей природно-географической особенностью восточнославянских стран является их северное расположение с характерным для него неустойчивым, по преимуществу холодным и резко континентальным климатом. Это обстоятельство оказало глубокое воздействие на все стороны жизнедеятельности восточнославянских народов, обусловило, наряду с прочим, принципиальное отличие их цивилизационного пути движения от народов западноевропейских стран, где господствует умеренно теплый, океанический климат. Если, например, говорить о России, то эта единственная в мировой истории великая держава, воздвигнутая чуть ли не на фундаменте вечной мерзлоты. Российский север – это две трети (11 млн. кв. км) территории РФ. Нигде на карте мира мы не найдем более-менее развитой страны расположенной на территориях, соответствующим параметрам российского климата и географии. Те регионы мира, которые хоть как-то можно было сопоставить по основным природно-климатическим показателям с большей частью российской территории характеризуется малочисленностью своего населения или вообще не заселены. Это касается и северной Канады, Норвегии (омываемой к тому же таким течением Гольфстрим, смягчающим суровость ее климата), Финляндии, Аляски и других подобного рода территорий. В Канаде, например, в южной части территории, составляющей менее 10 процентов площади страны, обитает более 90 процентов населения (3, С. 192). Американский историк Р. Пайпс в связи с этим пишет, что «подавляющее большинство канадского населения всегда жило в самых южных районах страны, по Великим озерам и реке Святого Лаврентия, то есть на 45-м градусе широты, что в России соответствует широте Крыма. К северу от 52-й параллели в Канаде мало населения и почти нет сельского хозяйства» (4, С. 17). А вот суждение специалиста по демографической генетике В.В.Тамакова относительно России: «Само существование России – неповторимое чудо истории. Русский народ создал свою державу в таких широтах, где великого государства не могло и не должно было быть… нигде в мире – ни в Северной Америке, ни на Скандинавском полуострове – нет земледельчества, нет постоянного земледельческого населения в Тайге. Нигде в мире нет в северных широтах таких крупных городов как Архангельск, Иркутск, Якутск, Воркута, не говоря уже о Норильске и Магадане!» (цит. по 5, С. 102). Заметим попутно, что эти чудо-города не возникли и не могли возникнуть на чисто рыночной основе. Напротив, все они возникли как результат экспансии мессианистической идеи.

Оставляя в стороне многие параметры воздействия природных факторов на бытие народов восточнославянских стран, отметим лишь, что в природно-климатических условиях этих стран жилые и производственные помещения необходимо отапливать в течение 6–8 месяцев. В западноевропейских странах по причине мягкого умеренного климата потребность в такого рода длительном обогреве помещений отсутствует. А на значительной части территории США, к примеру, необходимость в отоплении помещений вообще отсутствует. Или взять сельское хозяйство. На восточнославянских землях, если не считать, пожалуй, южной части Крыма сезон сельскохозяйственных работ продолжается всего 4 – 6 месяцев, тогда как в подавляющем большинстве стран, которые принято относить к развитым, – 6 – 9 месяцев.

Особенно сильно влияет на урожайность, а, следовательно, и окупаемость произведенной сельскохозяйственной продукции, ее конкурентоспособность количество выпадаемых на той или иной территории осадков. Объясняя причины процветания США, Э.Хангтинтон в своей книге «Пружины цивилизации» подчеркивает, что большая часть территории США находятся в зоне устойчивых осадков, равномерно распределяющихся в течение года. С его точки зрения, эта природная особенность является самой важной предпосылкой для обеспечения устойчивых урожаев в США. При этом Хангтингтон установил, что такие условия существуют лишь в отдельных регионах мира: в большинстве стран Западной и Центральной Европы, Японии, значительной части Австралии и Новой Зеландии, а также большей части США и Канады. Не удивительно, что именно в этих странах стали возможными «потребительская цивилизация» и «общество благоденствия».

Вот некоторые графические данные о влиянии количества осадков на сельскохозяйственное производство.