Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
О тайнах счастливого детства.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
04.09.2019
Размер:
107.01 Кб
Скачать

О.М. Дьяченко – кандидат психологических наук, профессор кафедры «Дошкольная психология и педагогика» МГППУ.

Т.В. Лаврентьева – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры «Дошкольная психология и педагогика» МГППУ, лауреат премии Президента РФ.

О тайнах счастливого детства

Чтобы ребенок стал человеком, недостаточно родиться человеком: нужно еще человеческое общество и человеческое воспитание. Психологи считают, что человеческая среда не только условие развития ребенка, она – источник этого развития.

Мозг человека – самый совершенный инструмент, содержащий бесконечные возможности. Но человеческий мозг – это наследственность биологическая, сама по себе не обеспечивающая человеческого поведения. Нужна еще наследственность социальная, нужно жить среди людей, общаться со взрослыми и с их помощью найти все то, что «превратит» человеческое существо в современного культурного человека.

Детский психолог Л.А. Венгер пишет, что «человеческие знания, умения и способности полностью «материализованы» в продуктах человеческого труда. К этим продуктам относятся как предметы материальной культуры – окружающие нас вещи, дома, машины, так и произведения культуры духовной – язык, искусство, наука… Социальное наследие – это передача из поколения в поколение способностей, выработанных человечеством, закрепленных в результатах труда, продуктах материальной и духовной культуры».

! Социальное наследие в основном осуществляется в детские годы. От того, где, в каком окружении растет человек, кто его воспитывает и как организовано воспитание, зависит дальнейшее психическое развитие ребенка.

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает в смысле психологического развития значительно больше, чем за всю последующую жизнь. «Программа» дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием, формирование взаимоотношений с другими людьми и многое другое.

Дошкольники необычайно чувствительны разного рода воздействиям. И если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, то это совсем не свидетельствует о том, что их нет. Дети, как губка, впитывают впечатления, стиль поведения, знания, но далеко не сразу выдают результаты. Проходят годы, и родители удивляются: «Вырос грубияном (тихоней)», «Ни что его не интересует», «Сидит дома и только книжки ему подавай», «Одно знает – по улице гонять». Подобные сетования – довольно распространенное явление. Значительно реже можно встретить отца или мать, которые в состоянии увидеть в своем ребенке плод собственных усилий (как положительных, так и отрицательных). Многие считают, что учить и воспитывать нужно начинать в сознательном возрасте, а в детстве «пусть себе играют». Ж.-Ж.Руссо писал:»Воспитание человека начинается вместе с рождением его: прежде чем говорить, прежде чем слышать, он уже обучается. Опыт предшествует урокам».

!! Правильно организованный опыт способствует нормальному психическому развитию, служит его источником, из него ребенок через посредника (взрослого) получает и усваивает материал, вызывающий к жизни те или иные психические качества и свойства личности.

Маленькие бунтовщики

Детство, отрочество, юность, зрелость… периоды человеческой жизни. Они настолько своеобразны, примечательны, что перепутать их невозможно. Все видят, как меняется внешний облик человека, внутренние (психические) изменения увидеть труднее. Неповторимая пора детства имеет свои внутренние предметы, которые и составляют своеобразие психического облика дошкольника, отличающие его от подростка, юноши, взрослого человека.

Бабушки и дедушки, мамы и папы из собственного опыта знают, что в первую очередь характеризует дошкольника. «Сядь, непоседа!», «Думать надо, а потом делать!», «Уймись», «Почему да почему? Перестань задавать вопросы!», «Я же тебя предупреждала: не тронь утюг (не ешь снег, не прыгай)» и т.д. и т.п. Непосредственность, импульсивность поведения, способность удивляться не вызывающим, с точки зрения взрослых, удивления вещам и событиям, желание все знать, яркая эмоциональность характеризуют дошкольника. Качества, которые у взрослых давно ушли в прошлое, вызывают с их стороны постоянные воспитательные воздействия. Чтобы эти воздействия были успешными, они должны основываться не на голом принципе, а на понимании поведения ребенка, своеобразия его психики.

«Развитие ребенка, - писал замечательный психолог от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменениям и построением личности ребенка… Перед нами раскрывается совершенно закономерная, полная глубочайшего смысла и ясная картина.

Критические возрасты перемежают стабильные. Они являются переломными, поворотными пунктами в развитии…»

Психологи выделяют три стабильных периода в развитии от 0 до 7 лет: младенчество (от 0 до 1 года), раннее детство (от 1 до 3 лет) и дошкольное детство (от 3 до 7 лет). Каждый стабильный период или возрастной этап завершается так называемым кризисом развития. Кризисов тоже 3: кризис 1 года, кризис 3 лет и кризис 7 лет. Эти кризисы детского развития испытали на себе почти все родители, бабушки и дедушки. «Гришенька был таким послушным мальчиком, а теперь заупрямился, перестал слушаться», - жалуется бабушка карапуза двух с половиной лет маме ребеночка, сидящего в коляске. На что мама отвечает: «Ну, ваш большой уже, характер проявляет, а вот моей Танечке только что год исполнился; не говорит еще, а уже себя демонстрирует. Что не по ней – сразу в рев. А была таким спокойным ребенком. Даже по ночам не плакала, всем спать давала».

Родители недоумевают, начинают доискиваться до причин неожиданных перемен в своих детях. Однако перемены эти закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому они и получили название кризисов развития.

Почему возникают кризисы в развитии? У детей появляются новые потребности, а старые формы удовлетворения этих потребностей мешают ребенку, стесняют его и поэтому перестают устраивать. К примеру, годовалый ребенок, который прежде не умел ходить, - пошел. Расширилось пространство, в котором малыш находит множество недоступных ему прежде вещей. Он идет на кухню, обнаруживает плиту, хочет до нее дотронуться, покрутить ручки. Не тут-то было! «Нельзя!» - говорит взрослый. В ответ раздается рев, попытка повторяется. Если бы малыш умел говорить, он смог бы выразить свое неудовольствие более достойным образом: «Погремушку и куклу можно, а плиту нельзя?» Но он еще не говорит да и не понимает взрослых объяснений, а лишь действует. Годовалый ребенок хочет действовать сам, его не устраивает прежнее положение куклы, которую кормят, пеленают, которой дают игрушки; когда хотят – разговаривают, а когда не хотят – не разговаривают. Он жаждет общаться постоянно. А вот слов пока нет. Многие родители, вероятно, замечали, что малыш способен сказать больше, чем умеет. И даже когда он начинает говорить, то говорит так, что его трудно понять. Нужен переводчик. Если взрослые его не понимают – ребенок сердится. Стремление к самостоятельности почти всегда встречает отпор со стороны взрослых. Это и вызывает бурный и вполне справедливый протест. Но взрослые в отличие от ребенка понимают, что дети не могут без них обойтись. Где же выход?

!!! Выход один – взрослые должны суметь перестроить свои отношения с малышом. Нужно научиться делать не за него, не для него, а вместе с ним.

Естественно, что многое вы будете продолжать делать и за ребенка, и для ребенка, но то, что он хочет и может делать сам, следует ему доверить. Тянется малыш за ложкой, хочет есть самостоятельно, помогите ему так, чтобы он удовлетворил свое стремление к самостоятельности. Захотел сам надеть шапочку – не мешайте ему действовать самостоятельно. Тогда оправданными будут те резкие запрещения, которые неизбежны в опасных случаях (плита, утюг, чашки и т.д.). следует помнить, что чем меньше запретов, тем легче добиваться их выполнения. Многие родители запрещают детям делать то, что можно позволить. Поиграть с кастрюлей, достать книгу с полки, воспользоваться веником и т.д. Напрасно. Никакого вреда ребенку от этого не будет – он только удовлетворит свое стремление к самостоятельности

Многие дети в нашей стране после года начинают посещать ясли. Здесь малыши живут по определенному режиму, их развивают и воспитывают в соответствии с возрастом. В частности, в течение 1-го полугодия 2-го года жизни детей учат пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, задвигать за собой стул после еды, снимать колготки, ботинки, предварительно расшнурованные взрослым, приучают умываться, подставляя руки под струю воды, пользоваться салфеткой. Таким образом поощряется стремление малышей к самостоятельности. И тот же самый малыш, возвратившийся домой из яслей, часто бывает лишен чересчур заботливыми родителями всего, что уже достигнуто. Его поят, кормят, раздевают, умывают и т.д. Это плохо не только для детей, которые из-за докучливой опеки взрослых болезненно проходят свой первый возрастной кризис, но и для родителей. Не приучив ребенка вовремя к той доле самостоятельности, которая ему под силу. Родители в дальнейшем с удовольствием обнаруживают, что 3-5-летний ребенок не хочет делать то, что в его силах, а старается всеми возможными способами переложить на взрослого теперь уже неинтересные для него занятия: зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы, убрать за собой игрушки и т.д.

Конечно, не у всех детей кризис 1 года бывает очень явным, сопровождающимся ревом, капризами, негативизмом. Некоторые счастливые родители почти не замечают его из-за отсутствия сильных «бунтов», но это не значит, что кризиса не было. Просто у разных детей в зависимости от их темперамента и, что самое главное, в зависимости от особенностей воспитания кризис проходит в разных формах. Наблюдательные папы и мамы всегда увидят изменения в своем ребенке, смогут вовремя изменить свой стиль обращения с ним, предоставив малышу больше самостоятельности. Конечно, трудно бывает определить, что следует поощрять, а что запрещать. Но поощрение: разумное, основанное на разрешении посильных для ребенка действий, совместное и радостное их выполнение дают возможность налагать запреты на то, что делать действительно нельзя. Тем более что детей 2-го года жизни в силу особенностей их психики легко отвлечь, переключить их внимание на что-нибудь другое. Потянулся ребенок к ножу – уберите опасный предмет, скажите: «Нельзя!» - но тут, же предложите малышу что-нибудь для него привлекательное. В этом возрасте ребенку можно просто «заговорить зубы» и таким образом ликвидировать многие конфликты.

После бури первого кризиса на какое-то время наступает затишье. Но ненадолго. Время второго кризиса определить значительно легче. В 3 года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «я сам». И снова родители недоумевают «Такой послушный (послушная) был(а), а теперь как подменили! Нужно идти гулять – протестует, обедать – не идет, приглашают поиграть – не хочет и т.д. Или вслух говорит: «Не хочу», или плачет, или стоит набычившись. В чем дело?» А дело в том, что ребенок впервые осознал себя как личность, отделил себя от взрослого. Отныне он хочет стать «как взрослый», но, понятно, не может им быть. Протестует против своего бесправия, но находит выход – начинает играть во взрослого. Так возникает ролевая игра.

Тактика поведения родителей во время очередного кризиса должна быть аналогичной тактике поведения во время первого кризиса. В каком-то смысле во второй раз взрослым легче, потому что они уже знают, что ребенку следует дать больше свободы действий, уважать его стремление к самостоятельности. Можно даже сразу определить наступление «бунта» по его паролю: «Я сам». Но на этот раз труднее бывает «заговорить зубы»: малыш повзрослел, его стремления более осознанны, его труднее переключить, отвлечь. Управлять поведением ребенка стало значительно сложнее. Если он играет, а мама зовет обедать, малыш всеми доступными ему средствами выражает неудовольствие. Взрослому следует в таком случае быть предусмотрительнее: за некоторое время до обеда (ужина) нужно предупредить ребенка, сказав: «Скоро мы будем обедать (ужинать), ты поиграй, а потом сам приходи кушать». Нельзя впрямую навязывать детям свою волю, если речь не идет о крайних случаях. Только мера вашего терпения и уважения к ребенку, положе6нная на одну чашу весов, может уравновесить предъявляемые ему требования и налагаемые запреты.

Многие дети впервые попадают в детский сад в 3 года. Почти у всех перемена привычного образа жизни вызывает сильные переживания. Первое время длится мучительный для ребенка и для родителей процесс привыкания к детскому саду. Некоторые дети плачут, не переставая, по дороге в садик, в садике; некоторые замыкаются и страдают, молча, и лишь немногие сразу «обживаются» в совершенно новой ситуации.

Но проходит какое-то время (для всех разное, но обычно не больше месяца), и дети начинают спокойно посещать детский сад. Наступление спокойного периода во многом зависит от воспитателей и всего коллектива детского учреждения. Но многое зависит и от родителей. Нужно суметь до того, как вы отдали ребенка в сад, подготовить малыша к кардинальной перестройке в его жизни. Причем разговоры типа: «В детском садике тебе будет хорошо, там детки, ты будешь с ними играть, заниматься, гулять и т.д.» - мало помогают. Подготовить к детскому саду – значит прежде всего научить обходиться без постоянной и мелочной опеки взрослых.

В 3 года ребенок должен уметь самостоятельно кушать, умываться, одеваться, раздеваться, слушать и слышать обращенные к нему слова взрослого человека. Все возможности для этого у нормального 3-летнего человека есть, а взрослые, лишающие его самостоятельности, приносят любимому дитяти вред. Попав в детский сад, ребенок болезненно переживает разлуку с мамой, бабушкой (с теми, кто был его ближайшим окружением). Этих переживаний вполне достаточно, не нужно усугублять их другими, связанными с его «неумелостью». Малыш это быстро поймет и не захочет быть хуже других.

В один д/сад бабушка привела мальчика Д., который так сильно переживал свою разлуку с ней, что постоянно ходил за воспитательницей и, плача, говорил: «»Мы с бабичкой одеваемся», «Бабичка говорит, что она сюда плидет», «Когда плидет моя бабичка?» Он и «бабичка» были одно целое, и смотреть на страдания мальчика, не способного ни в чем обойтись без бабушки (не приученного бабушкой к минимальной самостоятельности), было очень грустно. Бабушка мальчика оказалась вполне разумной и по совету воспитателей стала постепенно приучать ребенка к необходимым навыкам самостоятельности. Кончено, ей пришлось нелегко: первое время Д. забирали сразу после обеда, и дома он учился обходиться без постоянной опеки (ему предъявлялись такие же требования, что и в детском саду); затем его стали забирать сразу после дневного сна. История завершилась счастливым концом: Д. полюбил детский сад. Обычно так оканчиваются почти все истории, но бывают и исключения: детский сад остается для ребенка чужим. Никто из родителей не застрахован от этого, но в их силах предупредить печальный конец, подготовив малыша к детскому саду.