Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен по истории России 2 семестр.docx
Скачиваний:
43
Добавлен:
04.09.2019
Размер:
255.25 Кб
Скачать

27. Внутренняя политика 1725-1762.

Петр I не успел оставить завещания. Поэтому решить вопрос о его наследнике и должны были высшие чины государства. При видимой широте выбора реальных кандидатов на трон было только двое. Дело в том, что из многочисленного потомства Петра I его пережили только две дочери – Анна и Елизавета. Однако они родились до венчания их родителей и считались незаконнорожденными. Анна и Екатерина – дочери старшего брата (и до 1696 г. соправителя Петра) Ивана V Алексеевича были замужем и считались иностранными принцессами. До 1724 г. (до разоблачения любовной связи своей жены с В. Монсом) Петр I, по всей вероятности, намеревался оставить престол Екатерине. Именно ее и поддержали такие же худородные, как императрица, "птенцы гнезда Петрова". Другим реальным претендентом на корону был Петр – девятилетний сын казненного в 1718 г. царевича Алексея Петровича. Его сторонниками были представители ряда фамилий старомосковской аристократии.

Выбор был сделан довольно быстро. А.Д. Меншиков не только подвел оба гвардейских полка под окна дворца, но и позволил гвардейским офицерам присутствовать в зале совета. Императрицей в 1725 г. стала Екатерина I Алексеевна.

Круг интересов Екатерины I после воцарения практически не изменился: главной ее заботой по-прежнему оставалась семья. Решение же вопросов внутренней и внешней политики (реальная власть) находилось в ведении А.Д. Меншикова. И именно он – ближайший из сподвижников Петра I – начинает ревизию преобразований первой четверти столетия. Среди проведенных мероприятий были: снижение подушного оклада на четыре копейки, освобождение помещичьих имений от постоя и др. Как попытку ревизии можно рассматривать и учреждение в 1726 г. Верховного тайного совета, формально ограничивавшего власть императрицы.

Создание Совета было также попыткой достижения компромисса между враждующими группировками бюрократии.

Следующим шагом на этом пути была помолвка царевича Петра Алексеевича и дочери всесильного фаворита Марии. Объяснялось это тем, что А.Д. Меншиков понимал прямую зависимость своей карьеры от здоровья болезненной императрицы. Становясь тестем царевича, он рассчитывал еще долго править в России. Поэтому после помолвки никого не удивило, что Екатерина I завещала престол царевичу.

В неполные двенадцать лет в мае 1727 г. Петр II Алексеевич стал императором. Малолетний государь управлять самостоятельно, конечно же, не мог. Реальной властью в стране по-прежнему обладал А.Д. Меншиков. Правда, сохранять эту власть было все сложней. В Верховном тайном совете большинство мест теперь принадлежало его противникам Долгоруковым и Голицыным. Фаворитом Петра II стал молодой кн. И.А. Долгоруков. Да и невеста императору не нравилась. В этих условиях свержение всесильного вельможи оставалось лишь вопросом времени. Удобный случай настал через несколько месяцев после воцарения Петра II, когда из-за болезни А.Д. Меншиков несколько дней не мог появляться при дворе. За это время против него было сфабриковано дело во взяточничестве и государственной измене.

Клан кн. Долгоруковых заменил А.Д. Меншикова как верховного правителя России. Пожалуй, самым заметным мероприятием этого времени был переезд двора в Москву. По свидетельству современников, сам Петр II не очень утруждал себя решением государственных дел. То же можно сказать и об отношении к учению. Возможно, с годами император осознал бы необходимость личного участия в решении проблем управления государством. Но в январе 1730 г., не дожив два дня до свадьбы с сестрой фаворита Е.А. Дол­горуковой, Петр II умирает от оспы.

Императрица Анна Ивановна (1730-1740), ликвидировав Верховный тайный совет, восстановила значение Сената, но ненадолго. В 1731 г. указом императрицы был создан Кабинет министров. Кабинет министров получил широкие права в области внутренней и внешней политики, законодательства, наблюдал за судебными и финансовыми делами, решал важнейшие административные вопросы. По указу 1735 г. подписи трех кабинет-министров равнялись подписи императрицы, таким образом, Кабинет министров был юридически превращен в верховное государственное учреждение.

Отличавшаяся высоким ростом и чрезвычайной полнотой, ленивая и невежественная, императрица Анна Ивановна не проявляла интереса к государственным делам. Еще в Курляндии Анна сблизилась с небогатым и незнатным курляндским дворянином Эрнестом Иоганном Бироном. Он помогал вдовствующей герцогине в решении многочисленных, отнюдь не только хозяйственных проблем. Став императрицей, Анна не забыла оказанных ей услуг. Невежественный, грубый и жестокий фаворит императрицы фактически встал во главе управления страной.

По имени фаворита и царствование Анны Ивановны получило в русской истории жуткое название бироновщины. Везде в администрации, суде и армии высшие должности замещаются иностранцами. По образному выражению В.О. Ключевского, "немцы посыпались в Россию как из дырявого мешка". Влияние иностранцев достигло небывалых размеров. Другой характерной чертой режима было засилье Тайной розыскных дел канцелярии. Зловещее "слово и дело государево" было одинаково страшно как простолюдину, так и вельможе.

Впрочем, Анна Ивановна слишком хорошо помнила, кому она была обязана престолом и даровала ряд привилегий дворянству: был отменен указ о единонаследии (1730 г.); образован Шляхетный кадетский корпус (1731 г.); ограничен 25 годами срок обязательной службы для дворянства; одному из сыновей дворянской семьи было разрешено освобождаться от службы для управления имением (1736 г.). В 1736 г. к заводам были приписаны все оказавшиеся на них к тому времени беспаспортные работники. Таким образом, права податных сословий ограничивались при расширении прав и привилегий дворянства. Именно с этого времени социальная политика приобретает ярко выраженный продворянский характер.

Анна умерла 17 октября 1740 г. Согласно ее завещанию трон наследовал внучатый племянник Иван Антонович. А поскольку наследнику не исполнилось еще и полутора лет, императрица вместе с именем наследника назвала и имя регента. Как и следовало ожидать, регентом стал Э.И. Бирон. Однако не прошло и месяца, как ненавидимый всеми временщик был свергнут. Регентство было передано матери императора Анне Леопольдовне. Однако хорошая мать и хозяйка дома Анна Леопольдовна вовсе не была готова к роли политического лидера. Управление страной осуществлялось заведенным еще при Э.И. Бироне порядком. При дворе установленной чередой сменялись развлечения. А в гвардейских казармах зрел заговор в пользу дочери Петра Великого Елизаветы.

Опираясь на заговор придворных кругов против Анны Леопольдовны и Ивана VI Антоновича и поддержку гвардии, Елизавета Петровна вступила на престол в результате дворцового переворота.

Царствование Елизаветы Петровны (1741-1761) началось под лозунгами возвращения к нормам петровского законодательства. Однако, во-первых, восстанавливалось действие далеко не всех петровских законов. Например, столь важное для всей политики великого императора единонаследие возобновлено не было. А во-вторых, нередко возвращение к порядкам первой четверти XVIII в. осуществлялось без учета потребностей страны. Как справедливо отмечал В.О. Ключевский, "часы заводились, но не проверялись". Иными словами, у правительства не было положительной программы действий.

Положение несколько изменилось лишь с приходом нового фаворита – А.Г. Разумовского сменил И.И. Шувалов. Его двоюродный брат П.И.Шувалов разработал ряд финансово-экономиче­ских реформ (правда, большинство из них так и осталось на бумаге). В частности, был разработан проект перехода от прямого налогообложения к косвенному. С этой целью вводится государственная монополия на ряд наиболее выгодных видов предпринимательства (продажа соли, винокурение и виноторговля, смолокурение и др.). Однако приносившие высокие прибыли монополии очень скоро стали объектом домогательства крупных чиновников. Монополии стали передаваться в частные руки, как правило, представителям дворянства (так, указ 1754 г. объявлял дворянской монополией винокурение). Достигнутый результат был прямо противоположен предполагавшемуся: остановленная на полпути реформа лишь разорила часть наиболее исправных налогоплательщиков – промысловое крестьянство.

Одно из важнейших мероприятий, проведенных по инициативе П.И. Шувалова – отмена внутренних таможен в 1754 г. Внутренние таможни существовали на Руси со времен феодальной раздробленности, когда каждое из самостоятельных княжеств взимало ввозные, мостовые и тому подобные пошлины. С образованием единого государства из княжеств Северо-Восточной Руси таможни не уничтожили, поскольку они являлись одним из источников казенных доходов. По мнению П.И. Шувалова, ряд мер, в том числе и система монополий, должны были с лихвой компенсировать казенные потери. Отмена внутренних границ способствовала быстрому росту товарности хозяйства России, ускорила темпы ее хозяйственного объединения.

Практически сразу по вступлении на престол Елизавета позаботилась о наследнике. В 1742 г. из Голштинии был привезен ее четырнадцатилетний племянник, после православного крещения получивший имя Петра Федоровича. Именно ему и передала престол Елизавета.

Царствование Петра III (25 декабря 1761-28 июня 1762 гг.) было самым коротким в русской истории. За эти полгода было положено начало проведению денежной реформы и секуляризации церковного землевладения. 18 февраля 1762 г. был подписан Манифест о вольности дворянства. Манифест освобождал дворянство от обязательной государственной службы. При этом права и привилегии благородного сословия никоим образом не ограничивались. Следовательно, социальная политика Петра III, как до него Анны и Елизаветы, носила продворянский характер.

В то же время Петр III допустил ряд очень серьезных просчетов. Так, он демонстративно пренебрегал выполнением обрядов и правил православия. В армии вводятся новые порядки по образцу Пруссии. Победоносная для России Семилетняя война была им окончена на условиях "status quo". Мало того, русский император собирался начать войну с союзной России Данией, чтобы силой русского оружия отстоять интересы своей родины (герцогства Голштинского). А на войну предполагалось отправить привилегированные гвардейские полки. Возможно, дело так и кончилось бы легким брожением в среде гвардейского офицерства, если бы император не угрожал жене разводом.

Честолюбивая, энергичная, умная императрица Екатерина не желала на собственном опыте познакомиться с уставом русского монастыря. Опираясь на гвардию, с помощью братьев г.г. и А.Г. Орловых и других лиц она свергла с престола Петра III, который был изолирован в Петергофе (одна из загородных императорских резиденций в окрестностях Петербурга), где и подписал отречение от престола. Войска и население присягнули Екатерине II.

Первые указы Екатерины II носят откровенно популистский характер: возвращение к елизаветинским порядкам в армии, прекращение подготовки похода против Дании, понижение цены на соль и др. Да иначе и быть не могло. Ведь помимо отрекшегося императора Петра III в России жили еще два законных наследника престола: сын Петра III и Екатерины II восьмилетний Павел и свергнутый в 1741 г. Иван Антонович. "Случай" освободил Екатерину II от двух соперников. Через неделю после переворота в Ропше "в пьяной драке" был убит ее муж. Немного позднее в 1764 г. поручик В.Я. Мирович попытался освободить содержавшегося под арестом в камере Шлиссельбурга Ивана Антоновича. Однако охранники, точно исполняя приказ, задушили узника.

Царствование Екатерины II (1762-1796) в исторической литературе получило название просвещенного абсолютизма. Понятие это включает в себя несколько аспектов. Во-первых, монарх по-прежнему обладает всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти. Во-вторых, именно монархи (или обладавшие реальной властью фавориты) осознают необходимость широких социально-экономических и административных преобразований, а теоретической базой реформ являются выводы идеологов Просвещения (Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Ф.М. Воль­тера).

Просветители по-разному решали конкретные вопросы, но при этом цель общественного развития они видели в достижении общего блага. Признавалось, что рост массового благосостояния и гражданское равенство (равенство перед законом) являются сред­ствами достижения указанной цели. Именно эти идеи и стали теоретической базой реформ 1760-1780-х гг. в России.

Таким образом, под просвещенным абсолютизмом понимается этап развития абсолютной монархии, когда под влиянием социально-экономических изменений правительство проводило комплекс реформ, используя выводы теоретиков Просвещения, но при этом неприкосновенными оставались существующие власть и собственность.

Екатерина II умерла 6 ноября 1796 г. Воцарение ее сына Павла Петровича обычно рассматривается как дворцовый переворот. Дело в том, что, не находившая с сыном общего языка, Екатерина в последние годы царствования не раз заявляла о намерении передать престол внуку. Александр же благодарил бабушку, но фактически отказался от престола, сообщив о ее намерениях отцу. Неизвестно, было ли составлено какое-либо завещание. Наверное известно лишь одно: в ночь своего воцарения Павел, запершись с канцлером гр. А.А. Безбородко в кабинете матери, просматривал и жег ее бумаги.

Царствование Павла I (1796-1801) запомнилось современникам как полностью противоположное екатерининскому. Павел I был сторонником идеи регулярного государства. Следствием этого явились принципиальные изменения во внутренней политике правительства России.

5 апреля 1797 г. был установлен новый порядок престолонаследия. Существовавший с петровских времен порядок, когда трон передавался согласно воле (завещанию) царствовавшего императора, был отменен. С этого времени и до 1917 г. престол в России передавался по прямой мужской нисходящей линии (от отца к старшему сыну). Введение прямого порядка престолонаследия укрепило позиции государя.

Социальную политику Павла I нельзя охарактеризовать как однозначно продворянскую. Нельзя, хотя монополия дворянства на владение землей и крепостными нарушена не была, хотя в невиданных до того размерах в частные руки раздавались государственные крестьяне (примерно 600 тыс. д.м.п. за четыре года царствования). Ведь параллельно был отменен ряд положений Жалованной грамоты дворянству, проведена присяга крепостных, издавались указы, хотя бы на бумаге ограничивавшие власть помещика над крепостными. Объяснение столь противоречивой на первый взгляд политики следует искать в идее регулярства. Для блага государства необходимо, чтобы каждый подданный мог исполнить свои обязанности.

Проводились мероприятия, направленные на поддержку предпринимательства. С этой целью в 1796 г. была воссоздана Мануфактур-коллегия. Вновь была разрешена покупка крестьян к заводам. Проблему падения курса ассигнаций (бумажные деньги, выпускавшиеся с 1769 г.) Павел I попытался решить, разведя костер из лишних ассигнаций под окнами дворца. Однако очень скоро финансовые трудности вынудили начать эмиссию необеспеченных серебром ассигнаций.

Рассматривая павловское законодательство, исследователи обычно отмечают чрезвычайно высокую активность императора в области законотворчества. Как правило, обилие законов свидетельствует о том, что в стране проводятся преобразования. Это вполне верно и для характеристики времени правления Павла I. Но в отличие от своих предшественников император стремился лишь сохранить и довести до совершенства то, что уже имелось.

Наряду с управлением, социальными отношениями и экономикой регламентация проводилась и в быту. Так, устанавливались режим дня, форма одежды, контролировалась даже лексика подданных. Конечно, вторгавшиеся в частную жизнь человека распоряжения верховной власти по возможности игнорировались. Нередко это приводило просто к анекдотическим ситуациям. Сам Павел I стал героем огромного количества анекдотов, зло высмеивавших абсурдность поведения и распоряжений императора. Пожалуй, самым коротким из них был приказ после парада: "Полк, в Сибирь марш!" Конечно, подобных приказов никогда не отдавалось. Но вспыльчивый Павел I нередко в гневе грозил Сибирью. Бывало, что сразу после парада офицеры отправлялись в ссылку. Остальное додумать было нетрудно. Источником подобных анекдотов стала среда гвардейских офицеров и придворных. Благодаря им Павел I прослыл не вполне нормальным человеком.

Анализ законодательства Павла I позволяет сделать вывод о полной вменяемости императора. В его указах отразилось собственное видение решения проблем внутренней и внешней политики России. На деле это вело к ограничению привилегий высшего сословия, вмешательству в личную жизнь подданных. К тому же на отношение к Павлу I влияла его крайняя неуравновешенность. Никто из окружения Павла I не мог быть уверен в прочности своего положения (судьба Е. Грузинова – одного из императорских любимцев, погибшего под кнутом палача, – тому подтверждение).