Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЧСС.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
04.09.2019
Размер:
33.89 Кб
Скачать

Прогностическое значение чсс у лиц с артериальной гипертензией

Менее известны исследования о значении ЧСС как фактора риска смертности у лиц с АГ. Только 4 исследования посвящены выяснению этого взаимоотношения упомянутые выше Фремингемское исследование (15), два других исследования (16, 17), а так же исследования, выполненные у лиц с систологической АГ (12).

Теперь об исследовании (15) группы в возрасте от 35 до 74 лет, состоящей из 20037 мужчин и 2493 женщин с АГ, которые участвовали в исследовании Framingham. На протяжении 36 лет наблюдения оценивались взаимосвязь ЧСС и смерти от различных причин. Оказалось, что увеличение ЧСС на каждые 40 уд/мин более чем в 2 раза превышает общую сердечно – сосудистую смертность, независимо от др. факторов риска(рисунок 4). Результаты существенно не изменялись при исключении летальных исходов в течение первых 2 – 4 лет от начала изменения ЧСС. Высокая ЧСС, т.о., не является просто индикатором заболевания, а может быть независимым фактором риска сердечно – сосудистой смертности у пациентов с АГ Gillman с коллегами в 1993 году сделали заключение, что антигипертензивная терапия, снижающая ЧСС может оказаться более эффективной чем другая антигипертензивная терапия.

В большом исследовании среди 60343 пациента с АГ(17) отмечена так же связь сердечно – сосудистой смертности и величины ЧСС как в группе молодых лиц (средний возраст 36,7 лет), так и в группе лиц более старшего возраста (58,8 лет). В известном исследовании Syst – Eur (12) у лиц старшего возраста с ЧСС > 79 уд/мин (верхний квинтиль) отмечалось увеличение на 89% риска смертности по сравнению с лицами с ЧСС < 79 уд/мин. В публикации (18) суммируется некоторые результаты, полученные в различных исследованиях, позволяющие говорить об общих механизмах регуляции величины АД и ЧСС: так, увеличение ЧСС может предшествовать повышению АД у молодых лиц, молодые лица с нормальными величинами АД, но с «гипертонической» наследственностью имеют большие величины ЧСС, чем лица такого же возраста, не имеющие подобной наследственности; ЧСС и АГ рассматриваются как аддитивные факторы сердечно – сосудистого риска, что показано в исследованиях, где высокий риск оставался после учета величин АД. В исследованиях (15, 19) показано, что более высокий риск у лиц с повышенной ЧСС отмечается именно у пациентов с АГ, нежели в группах лиц с нормальным АД. Показано так же, что увеличение ЧСС и повышение АД сочетается с увеличением скорости пульсовой волны (20). Связь между ЧСС и формированием атеросклероза и возникновением последующих осложнений так же убедительно была показана у животных. В работе (21) показано, что гемодинамический стресс при тахикардии приводит к развитию атеросклероза коронарных, подвздошных и в непочечных артериях у обезъян, что объясняется влиянием фактора «напряжения сдвига». Значение этого фактора в настоящее время хорошо известно: связанное с ЧСС «напряжение сдвига» изменяет высвобождение эндотелием факторов роста, что может влиять негативно на атеросклеротический процесс. Уровень липопротеидов низкой плотности холестерина в крови, хорошо известный фактор риска коронарного атеросклероза так же напрямую связан с ЧСС, хотя основа этой взаимосвязи недостаточно изучена. ЧСС, как известно, служит отражением состояния симпатического тонуса, который является определяющим фактором вариабельности сердечного ритма. Прогресивное повышение ЧСС ассоциируется с прогрессивным уменьшением вариабельности сердечного ритма; уменьшение вариабильности сердечного ритма по сравнению с нормальным уровнем – известный маркер возникновения жизнеугрожающих аритмий. У крыс снижение растяжимости каротидных артерий (1 из признаков атеросклеротического поражения) вызывается повышением ЧСС вследствие частой предсердечной стимуляции (22) в связи с влиянием уровня ЧСС на формирование общего сердечно – сосудистого риска её снижение представляет собой очевидную терапевтическую цель.