Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Мет_вказ_і_плани_сем_зан_по_філософії.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
30.08.2019
Размер:
756.22 Кб
Скачать

19. Проблема истины в познании.

Для того чтобы знания, полученные в процессе познания, были полезны, помогали ориентироваться в окружающей действительности и преобразовывать ее в соответствии с намеченными целями, они должны находиться с ней в определенном соответствии. Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, что такое истина, по существу, вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности.

Каким же способом можно отделить в наших знаниях то, что не зависит от человека и человечества, от того, что зависит? В истории философии отмечалось наличие двух таких способов. К первому относятся логический анализ знаний и ведущих к нему размышлений. Платон, например, считал, что истинным может быть лишь знание о вечных и неизменных идеях. Но при таком подходе мы отказываем в истинности всем знаниям о материальных изменчивых процессах, знаниям о природе и обществе, ибо эти знания, которые Платон называл мнениями, не могут быть получены, а тем более проверены путем чистого умозрения и одних лишь логических рассуждений. Ко второму способу относятся чувственное созерцание, наблюдение. Однако чувственное восприятие не может дать нам абстрактных знаний, например математических истин, а тем более не может служить средством их проверки, критерием их соответствия действительности. Как, спрашивается, на основе зрительного восприятия установить истинность многомерной (например, пятимерной) геометрии, если реальные физические объекты, доступные зрению и осязанию, трехмерны? К тому же чувственные образы сугубо субъективны. Они зависят от воспринимающего индивида, состояния его нервной системы, условий наблюдения, степени подготовки, социально-культурных факторов и т.д. Именно это дало основание Ф. Бэкону сказать: "Истина - дочь времени", но если так, то это означает, что она лишена объективного содержания, не зависящего от человека и человечества. Поэтому Т. Гоббс, пытавшийся в какой-то степени синтезировать бэконовский эмпиризм и рационализм Р. Декарта, предложил другую формулу: истина - дочь разума, подчеркивая этим независимость истины от временных, привходящих обстоятельств. Отсутствие единства в понимании истины и ее критериев как раз и заставило Канта сказать, что выявление объективного критерия истинности знания составляет центральную задачу философии.

Основное, что можно вывести из такого понимания критерия истины, - это взгляд на ее изменчивость, ибо: 1) объективный мир, отражаемый в знании, постоянно изменяется и развивается; 2) практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются; 3) знания, вырастающие на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянного изменения и развития находится и истина. Форму выражения истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной. Таким образом, все развитие человеческого познания, в том числе и науки, есть постоянная смена одних относительных истин другими, более полно и точно выражающими истину. Процесс познания представляется все более полным и точным. Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении называют абсолютной истиной. Часто спрашивают, можно ли достичь и сформулировать абсолютную истину? Агностики на этот вопрос отвечают отрицательно. В доказательство они ссылаются на то, что в процессе познания мы имеем дело лишь с относительными истинами. Каждая из них, рассуждают они, оказывается со временем не вполне точной и полной, как в примере с Солнечной системой. Следовательно, полное, исчерпывающее знание недостижимо. И чем сложнее то или иное явление, тем труднее достичь абсолютной истины, то есть полного, исчерпывающего знания о нем. И тем не менее абсолютная истина существует; и ее надо понимать как тот предел, ту цель, к которой стремится человеческое познание. Каждая относительная истина - это ступенька, шаг, приближающий нас к этой цели. Таким образом, относительная и абсолютная истины - это лишь разные уровни, или формы, истины. Наше знание всегда относительно, так как зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и т.д. Чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине. Но процесс этот может длиться бесконечно, ибо на каждом этапе исторического развития мы открываем новые стороны и свойства в окружающем нас мире и создаем о нем все более полные и точные знания. Этот постоянный процесс перехода от одних относительных форм объективной истины к другим - важнейшее проявление развития процесса познания. Таким образом, каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот: абсолютная истина - это предел бесконечной последовательности истин относительных.

Задание 6.1. Выделить различные уровни представления данных на данном тексте

Законы диалектики можно рассматривать с точки зрения единства и различия двух одинаковых по элементарному составу, но различающихся кристаллической формой минералов. Одинаково обладая в своем составе углерод, алмаз и каменный уголь различаются по размещению молекул в кристаллической решетке. Внешне (по терминологии в явлении, феноменально) они различимы по весу (относительно тяжелый – относительно легкий), по блеску (относительно высокая – относительно низкая отражательная способность), по твердости (относительно твердый и неподатливый - относительно податливый и мягкий). Встав на точку зрения детерминизма (и диалектики) мы принимаем не относительность твердости алмаза, поскольку в шкале твердости он занимает первое место и по его твердости определяется твердость других материалов (так называемая порядковая шкала). Будучи сам мерой при измерении других материалов, указанные качества алмаза не ограничены только наличным в ощущениях. Так, в истории человечества, свойство алмаза твердость – используются в технике (часы, шлифовка и проч.), и незаменимы. С другой стороны редкость в мире алмазов и необходимость в таком материале привело к появлению технологии изготовления искусственных алмазов (теперь в более широком распространении, - например, при изготовлении бронебойных стекол). При этом не все свойства алмаза воспроизводимы (нет блеска), но теперь он – технологический материал. Производственная деятельность человека обнаруживает социально-историческую, общественную сторону деятельности человека. Важно, что, будучи мерой в глазах субъекта других материалов, алмаз приобретает стоимость, являющуюся результатом и мерой труда по его добыче, огранке и т.д. Редкость его в природе и трудно прослеживаемый общественный характер являют отдельному человеку высокую ценность алмаза. Алмаз в своей социальной функции имеет идеальную сторону. (При том, что его химический состав равноценен углю). Подчеркиваемая способностью человека к выделению неповторимости (блеска) на фоне других материалов представляют пример субъективного (но не релятивистического понимания красоты. То, что считалось красивым, к примеру, может уже считаться не красивым, но «мерность» алмаза остается «неподвластной» человеку, за чем скрывается и тайны социального воспроизводства алмаза). Такая идеальная сторона алмаза быть мерой в технике и социальной жизни на фоне равного по элементарному составу угля, обнаруживает закон перехода количества в качество. (Количество труда вложенного в природный материал при усилении заложенного природой потенциала, дает качественно противоположное исходному элементу (углероду) явление).

Однако в той мере, в какой затраты на производство алмаза в обществе, разделенном по мере доступа к ним на богатых и бедных (идеальная сторона) могут быть измерены в соответствии с той стороной, обеспечивающей производство красоты: поддержание жизнедеятельности, технологии, просто обогрев помещения углем), мы находим не только продолжение одной стороны в другой (углесодержащего материала в алмазе), но и их соперничество (житейски: на что тратить средства – на уголь или бриллиант). Таковы видимые технологические правила и нормы: необходимо умение хранить и заботиться и о том и том материале. Однако преобладающая «диалектическая сторона – т.е. динамики, движения) ориентирует на то, что поддержанием «угля» (технологического) будет его переработка сжигание, и производство различных иных не свойственных первоначальным качествам угля материалов – например, пластиков), тогда как для алмаза – его индивидуальная огранка в бриллиант (индивидуальным творческим трудом). Так «разрушением угля» через поддержание индивидуального благосостояния возможно появление бриллианта. Т.е. в меру стоимости бриллианта составной частью является несоизмеримо большая мера угля (из которого можно было бы получить некоторое количество пластика). В этом пример закона единства и борьбы противоположностей, поскольку в стоимости бриллианта (его блеске) никак не даны затраты, (и уголь «не виден» в алмазе), хотя и сияет в стоимости преобразованного трудом материала. (Метафорически сквозь «огонь угля» видно сияние алмаза). Но этот раскрытый переход искусственного изготовления открывает роль общественных процессов, науки, в раскрытии тайн природы. Природное становится понятным в «свете» науки, где алмаз может быть заменен другими, искусственными материалами. Это пример закона отрицания (свойств угля в производстве жизни сменяется отрицанием концентрированного и мерного выражения их в алмазе и последующей заменой искусственными материалами алмаза, в том числе и по твердости (например, сверхохлажденные проводники) и т.д. Коротко в «свете» науки «свет кристалла алмаза» заслоняется «светом» научного применения свойств углерода при соединении с другими веществами и при условии теплоты (давления). (Пример закона отрицания отрицанием).

В отношении науки появляется и раскрытие законов диалектики в общем законе познания (от конкретного – к абстрактному и от него – к практике).