Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Tema_1_Filosofia_i_biologia.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
29.08.2019
Размер:
180.74 Кб
Скачать

Тема 1. Философия и биология.

Лекция 1. Роль биологии в формировании философского и научного мировоззрения.

Вопросы:

  1. Сущность и специфика философско-методологических проблем биологии.

  2. Место биологии в системе естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Проблема предмета биологической науки.

  3. Концепция биологической реальности как соединение онтологического, логико-методологического и аксиологического аспектов.

  4. Множественность образов биологии как науки.

Человек всегда чего-то боялся. Ныне неосознанно боится науки (через феномен Сахарова).

Ныне наукой заниматься трудно. Кто, хотя бы 20 лет назад, мог подумать, что в "век науки", в условиях ее полного господства, над нами будут прокатываться волны мифов и суеверий, что толпы людей начнут осаждать колдунов, ясновидцев, гадалок, "взвешивать души", изгонять дьявола. Правда, истины ради надо сказать, что уже в прошлом веке кое-кто об этом думал: "Наука дает тому, кто трудится и ищет в ней много удовольствия, тому же, кто узнает ее выводы, - очень мало. Но так как постепенно все важнейшие истины должны стать обыденными и общеупотребительными, то прекращается и это малое удовольствие; так при изучении столь изумительной таблицы умножения, мы уже давно перестали радоваться.

Можно почти с уверенностью предсказать дальнейший ход человеческого развития. Чем меньше удовольствия будет доставлять интерес к истине, тем более он будет падать; иллюзия, заблуждение, фантастика шаг за шагом завоюют свою прежнюю почву, ибо они связаны с удовольствием; ближайшим последствием этого явится крушение наук, обратное погружение в варварство. Опять человечество должно будет сызнова начать ткать свою ткань, после того, как оно, подобно Пенелопе, ночью распустило ее" . (Ницше Ф. Соч. в 2 тт. М.1990 т. 1 с. 373 – 374)

Об МГУ – те, кому занятие наукой доставляет радость. Особенность университетского образования составляет его фундаментальность (+ о специализации).

Чем мы будем заниматься?

Если Ньютон считал себя мальчиком, играющим на берегу океана непознанного, то мы можем чувствовать себя мальчиками на берегу океана познанного. Положение, в сущности, абсурдное, все усилия по увеличению знаний, увеличивают противостоящий нам океан.

В таких обстоятельствах я была бы наивной, ставив перед вами задачу приобретения знания в качестве преодоления абсурда. Очередное изложение информации хотя и благими намерениями "сжать для вас" опыт предыдущих поколений – не даст вам многого. Я бы хотела от вас ПОНИМАНИЯ. Этимологический анализ показывает, что за словом "понимаю" стояло "иметь", т.е. чтобы нечто понять надо сделать его своим, иметь. "Имение" было связано с "умением", практическим знанием, действием. Умные отделялись от умелых постепенно с течением веков, по мере разделения труда, отделения знания от практики. В процессе дальнейшего исторического развития познание становится самостоятельной сферой человеческой деятельности, отделяясь не только от умения, но и от мудрости и от здравого смысла. Оно превращается в сугубо специальное знание, в науку как социальный институт.

"Я если захочу понять, то все вмещу. У меня не голова, а дом терпимости" – отношение к миру героя повести Ерофеева "Москва – Петушки".

К науке мы обратимся в курсе, и для вас "понимание" вернется к своему первому этимологического смыслу – иметь. Иметь лекции, иметь конспекты литературы и т.д.

Мы будем говорить о науке, и, по-видимому, разговор этот будет труден. Язык науки – особый язык. И многим он представляется как бездушный язык числа и формулы. Мне бы хотелось поколебать вашу уверенность в том, наука именно такова. Я прошу вас не бояться других форм освоения науки – метафор, аналогий, сравнения. Кто признаком науки считает голый интеллектуализм и сухой теоретизм, того можно признать жертвой мира рациональности. Такой человек утрачивает способность к переживанию (живое) бытия и лишь осознает его. Это значит, что он утратил радость жизни, вспыхивающую прежде всего от встречи с явлением. Постижение образной сути мира, без этого в том, о чем мы будем говорить не будет смысла, а будет информация.

Чтобы мы общались успешно, ч думаю, надо помнить, что слов существует больше, чем терминов и категорий, а терминов меньше, чем предметов. Следуя за нитью рассуждений, не соблазняйтесь устаревшим или кажущимся для вас истинным содержанием понятий. Сегодня мы находимся в состоянии постоянного информационного шума, все более плотного экрана между нами и первичной реальностью, в потоке лжи. Все это требует дополнительных усилий в усмотрении существенного, значимого в проблеме. Важно не столько знать, сколько понять, а это не определяется одним теоретическим усердием – чтением книг или записью конспектов, а только всесторонним присутствием в культуре. Способность к пониманию, к диалогу друг с другом и миром – результат напряженного взаимодействия сердца с умом.

Мы будем говорить о философских проблемах биологии.

Напоминаю, что философские проблемы конкретно-научных дисциплин включают два аспекта:

  1. философия науки:

  • философские осмысление объективного содержания собственных теорий науки, степени их универсальности;

  • анализ процедур проверки, подтверждения и опровержения научных законов и гипотез;

  • выявление закономерностей познания, процессы дифференциации и интеграции знаний в данной предметной области;

  • анализ движущих сил развития науки;

  • перспективы развития данной науки;

  • взаимодействие науки и производства, науки и государства;

  • влияние данной науки на изменение общественного сознания.

  1. методология науки:

  • структура знания;

  • законы происхождения , функционирования и изменения теорий;

  • понятийный аппарат;

  • структура и состав методов, форм и приемов научного познания.

Этот спектр проблем нам предстоит рассмотреть обращаясь к конкретной дисциплине – биологии.

Вопрос о соотношении философии и науки был предметом острых и содержательных дискуссий на протяжении практически всего ХХ века. Главный итог их может быть зафиксирован в категорическом утверждении: "не существует никаких запретов (априори заданных границ) на построение как философских, так и специально-научных теоретических построений любой степени общности в любой области познавательных интересов человека.

Все, что в принципе может быть объектом, предметом познания, все с интересом (но без гарантий на успех) может быть осмыслено в любой рациональной традиции как философской, так и научной.

Но что касается философии, необходимо четко различать возможность построения философской концепции того или иного объекта в ситуации отсутствия научной теории этого объекта или при наличии общей теории этого объекта в самой науке.

Философские размышления и обобщающие построения в областях, где отсутствует соответствующая теория, возможны и даже желательны. Наряду со всеми прочими функциями философия здесь выполняет роль предтеории, она как бы прощупывает все поле логических возможностей теоретического объяснения эмпирического материала или проблемной ситуации, зачастую создавая при этом черновые заготовки для последующих научных теорий, а иногда и предвосхищая принципиальные теоретические идеи специальных наук. Истории известны примеры поразительных эвристических прозрений, когда не только на дотеоретической , но и на доэмпирческой стадии развития науки философия выдвигает идеи, ставшие впоследствии основой великих теорий (например, атомизм и идея естественного отбора).

В ситуации, когда уже существует разработанная и эффективно работающая научная теория (концепция эволюционизма), философия способна и даже обязана не только создавать специфические, содержательные модели реальности, но и раздвигать границы представлений о самой научной рациональности.

Но всякий философ, отваживающийся на это должен помнить, что строя свою философскую концепцию с ориентацией на критерии научной рациональности, он вступает в конкуренцию с уже существующими научными теориями и должен быть готов выдержать ее. Более того, такая позиция может отказаться весьма интересной и полезной в каких-то культурных отношениях, но для науки представлять интереса не будет.

Вместе с тем, вряд ли возможна ситуация, когда научная мысль доходила бы в своих обобщающих построениях до какого-то предела, границы, за которой наступал бы этап построения сугубо философской концепции, служащей теоретической основой специальных исследований соответствующего объекта.

Ныне философия взаимодействует с наукой как в плане критической функции, так и в плане конструктивной функции, помогая в изменении старой картины мира и выработке новых оснований исследования. Перестройка картины мира и идеалов познания связана с философскими идеями, позволяющими перегруппировать элементы прежних представлений о реальности и методах познания. В этом смысле философия играет роль общей эвристики, дающей возможность интенсифицировать исследование.

Исходя из этих соображений мы выделим круг проблем философии науки применительно к биологии. Классическое определение данной науки определяет ее предмет как многообразие строения и функционирования живых организмов, их развития и взаимоотношения со средой. Напрямую опустить все эти проблемы на почву биологии без учета ее специфики затруднительно. Основная специфика биологии по сравнению с другими естественнонаучными дисциплинами – огромная сложность объекта этой науки. Поэтому для определения предмета курса ФПБ необходимо выйти на специфику органического мира. Определить ее можно только на пути сравнения органического мира с неорганическим и социальным. Онтологическая основа философских проблем биологии лежит в предметной области этой науки.

Онтологические основания – место органического мира при соотнесении его с социальным и неорганическим. Одна из попыток решения вопроса – разделение мира по формам движения материи. Формы движения выделяют в три блока в соответствии с 3 этапами развития материи и 3 возникшими в этом развитии системами материального мира: неживая природа (механическая, физическая, химическая формы), живая природа (биологическая) и общество (социальная форма). В основе этой классификации лежит несколько принципов:

  • генетическая связь между формами движения;

  • соотносимость с определенным уровнем организации материи, т.е. каждому уровню организации соответствует форма движения;

  • между формами качественная специфика и несводимость.

Основные генетические связи между блоками выделены Энгельсом ("Диалектика природы", "Анти-Дюринг"), современная наука внесла изменения в их внутреннюю расчлененность, в представления о материальных носителях.

В понимании философских проблем биологии возможно два подхода : внешний (влияние биологии на структуру знания) и внутренний (методология, структура биологического знания, его эволюция). Целостность этим вариантам задает место, которое занимает биологическая форма движения материи среди других форм.

Специфика проблем биологии понимание сущности и особенностей органического мира по сравнению с неорганическими и социальной формой движения.

Сущность определяется границей снизу и сверху. Фокус всех философских проблем биологии является вопрос о том, в чем сущность живого, наличие каких свойств делает живое живым? Этот вопрос невозможно решить без ответа на вопрос о происхождении .

Нижняя граница – возможен спектр подходов: 4 принципиальных точки зрения:

  1. Религиозно – мифологическая;

  2. Идея самопроизвольного зарождения жизни;

  3. Панспермия;

  4. Зарождение живого из неживого.

В современной биологии такая исследовательская ситуация, когда методы физики, химии, математики, кибернетики все больше используются в познании структуры и свойств живого и как следствие признание качественно новых способов исследования; изменяется биологическая картина мира, встает проблема формирования теоретической биологии, проблема ее специфики по сравнению с науками о неорганической форме движения материи. Онтологическая редукция (возможна уже в силу принципа единства мира) вносит определенный вклад (отсекая витализм и идеализм) в решение проблемы происхождения, то обращаем внимание на момент преемственности и выводимости (выводимо и сводимо до определенного предела). Науки о неорганическом мире дают понимание жизни в генетическом плане.

+Теоретические принципы, лежащие в основе биологического познания (возможно ли в биологии использование гипотетико-дедуктивного метода, статус идиографического и номотетического методов).

Итак, специфика биологии как науки определяется объектом – органический мир, фиксируемый в основном через две проблемы – организация и эволюция. Современное научное понимание жизни может быть адекватно описано определением Волькенштейна "Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот". Это определение начальное, в ходе рассмотрения проблем будем его уточнять.