Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Nelson-Dzhouns_R_Teor_i_prakt_konsult.doc
Скачиваний:
75
Добавлен:
21.08.2019
Размер:
3.99 Mб
Скачать

Введение

Фрейд начал писать о психоанализе приблизительно в конце девятнадцатого столетия. Мы посчитали, что его работа достойна включения в эту книгу по ряду причин. Во-первых, психоаналитическая теория обеспечивает чрезвычайно плодотворный источник концепций, касающихся личности. Например, теория инстинкта Фрейда проливает свет на биологическое основание человеческого функционирования, в то время как его идеи относительно защитных механизмов дают ценное понимание того, как люди сохраняют пагубное поведение. Во-вторых, психоаналитическая теория обладает уникальным историческим интересом не только с точки зрения того, что она является крупной ранней психологической теорией, но также и из-за его влияния на других теоретиков. В различной степени Фрейд повлиял на гуманистических и экзистенциальных психологов и психиатров. Например, точки соприкосновения с трансактным анализом включают трехчастную структуру личности и важность раннего (детского) опыта. Концепция Роджерса об уровнях осознания также напоминает идею Фрейда относительно уровней сознания. Среди других Фрейд повлиял на Юнга, Адлера, Хорни, Салливэна и Фромма, причем четырех последних часто называют “неофрейдистами”. Кроме того, под руководством Мелани Клейн возникла английская школа психоанализа, подчеркивающая важность примитивных фантазий утраты (депрессивная позиция) и преследования (параноидальная позиция) в патогенезе психических заболеваний (Arlow, 1989). Другими видными английскими аналитиками, на чью работу повлиял Фрейд, были Винникотт и Баулби.

Третья причина для включения этой главы заключается в том, что психоаналитические концепции практики (консультирования), такие, как свободная ассоциация, интерпретация, перенос и сопротивление, заслуживают внимания всех консультантов. В-четвертых, некоторые консультанты и многие психиатры придерживаются аналитической ориентации. Некоторые аналитики используют “чистую” фрейдистскую теорию; некоторые принимают ряд его идей, модифицируя другие. Общение с такими людьми, вероятно, будет облегчено пониманием их теоретической основы.

Зигмунд Фрейд

Зигмунд Фрейд (1856-1939) родился во Фрайберге, маленьком городке, который теперь находится на территории Чехии. Он был старшим сыном второй жены своего отца, которая впоследствии родила пять дочерей и двух других сыновей. Джоунс (Jones, 1963) пишет о гордости матери Фрейда и ее любви к первенцу и также упоминает, что когда ему было два года, пробудилось либидо Фрейда к его матери, когда он увидел ее голой. Фрейд пишет: “Мои родители были евреями, и я сам остался евреем” (Freud, 1935, p. 12). Его отец, Якоб, был торговцем лесом, который, когда Фрейду было четыре года, перевез свою семью в Вену. Ранние годы Фрейда в Вене были трудными, и весь период его воспитания семья, видимо, нуждалась в деньгах.

Когда ему было девять лет, Фрейд пошел в среднюю школу (Шперл-гимназия), где он в течение семи лет был лучшим в классе, пользовался специальными привилегиями, и ему приходилось сдавать немного экзаменов. Фрейд был упорным работником, который любил читать и учиться. Окончив школу с отличием в 17 лет, он лицом к лицу столкнулся с выбором карьеры, которая для венского еврея заключалась в том, чтобы заняться промышленностью, бизнесом, юриспруденцией или медициной. Он вспоминает, что не чувствовал какой-либо специфической склонности к медицине, так как его интересы были направлены больше на человеческие заботы, чем на естественные объекты. Фрейд пишет: “… и только прекрасное эссе Гете о природе, прочитанное вслух профессором Карлом Брухлом как раз перед тем, как я покинул школу, повлияло на мое решение стать студентом-медиком” (Freud, 1935, p. 14).

В 1873 году Фрейд записался в Венский университет изучать медицину, хотя, когда он был там, его академические интересы были более всесторонними. В 1876 году он начал первое из своих исследований, изучение половой структуры угрей. Вскоре после этого он поступил в физиологическую лабораторию Эрнста Брюкке, где работал с короткими перерывами с 1876 по 1882 год. В течение этого периода Фрейд сосредоточился в основном на работе, связанной с гистологией нервных клеток. Он нашел в лаборатории Брюкке “отдых и удовлетворение”, а также ученых, “которых мог уважать и принять в качестве образцов” (Freud, 1935, p. 15). Особенно высокого мнения он был о самом Брюкке. Фрейд вспоминает, что был решительно небрежен в своих медицинских занятиях. Тем не менее, в 1881 он сдал выпускные экзамены на степень доктора медицины с оценкой “отлично”.

В 1882 году Фрейд ушел из лаборатории Брюкке, где годом раньше был назначен демонстратором. По финансовым причинам, вероятно, обостренным его влюбленностью, Фрейд решил зарабатывать на жизнь как врач. Он поступил в главную больницу Вены, где получил опыт в различных отделах и стал активным исследователем в Институте анатомии мозга. В течение этого периода, “имея в виду материальные соображения, я начал изучать нервные болезни” (Freud, 1935, p. 18). Из-за неадекватных возможностей для изучения этого предмета, Фрейд был вынужден быть собственным преподавателем. Он опубликовал множество клинических наблюдений относительно органических болезней нервной системы и в 1885 году был назначен преподавателем по невропатологии. В этот период Фрейд принимал кокаин и проводил исследования по его использованию. Джоунс (Jones, 1963) отмечает: “Много лет он страдал от периодических депрессий и усталости или апатии, невротических симптомов, которые позже приняли форму приступов тревоги, прежде чем были развеяны его собственным анализом” (pp. 54-5). Кокаин, видимо, снижал возбуждение и ослаблял депрессию. Джоунс также упоминает, что всю жизнь Фрейд подвергался жестоким приступам мигрени, которые не поддавались никакому лечению.

Получив исследовательскую стипендию, Фрейд поехал в Париж, где с октября 1885 года до февраля 1886 года он учился в Сальпетриер (больница для нервных болезней) под руководством Шарко. На него произвели большое впечатление исследования Шарко в области истерии, подтверждавшие подлинность истеричных явлений, включая истерический паралич и контрактуры под гипнотическим внушением. В 1886 он возвратился в Вену, чтобы жениться на Марте Бернайс и основать частную практику в качестве специалиста по нервным заболеваниям. Его “терапевтический арсенал содержал только два орудия, электротерапию и гипноз...” (Freud, 1935, p. 26). Вскоре он отказался от электротерапии и все более и более понимал ограничения гипнотического внушения. В период с 1886 года по 1891 год он мало занимался научной работой, хотя в 1891 году опубликовал в соавторстве первое из своих исследований о церебральном параличе у детей.

В начале 1880-ых годов у Фрейда возникла близкая дружба с Йозефом Брейером, видным венским врачом, который рассказал ему, как между 1880 и 1882 годами он успешно лечил молодую девушку с истерическими симптомами. Его метод состоял в том, чтобы глубоко гипнотизировать ее и затем поощрять ее выражать в словах воспоминания о более ранних эмоциональных ситуациях, которые угнетали ее. В конце 1880-ых годов Фрейд начал повторять технику Брейера с собственными пациентами, отдавая себе отчет в “возможности того, что там могли существовать мощные психические процессы, которые, тем не менее, оставались скрытыми от сознания человека” (Freud, 1935, p. 29). В 1893 году Фрейд и Брейер написали предварительную статью о методе катарсиса и в 1895 году опубликовали книгу Studies of Hysteria (“Исследование истерии”).

В течение 1890-ых годов имел место переход от катарсиса к психоанализу в собственном смысле. Джоунс (Jones, 1963) пишет: “имеются вполне достаточные свидетельства, что в течение десяти лет — примерно включая девяностые годы — он страдал от очень значительного психоневроза… однако именно в эти годы, когда невроз достиг высшей точки, в 1897-1900 годах Фрейд создал свою самую оригинальную работу” (p. 194). Хотя он не проявлял никаких конверсионных симптомов, у него были резкие смены настроения от восторга и уверенности в себе до депрессии и торможения. Находясь в двух последних настроениях, Фрейд не мог ни писать, ни концентрироваться на чем-либо, кроме профессиональной работы. Кроме того, у него были нерегулярные припадки страха смерти, и он стал с тревогой относиться к путешествиям по железной дороге.

В период с 1887 по 1900 год у Фрейда была интенсивная дружба с Вильгельмом Фляйссом, отоларингологом, который был моложе его на два года. Фляйсс рассматривал сексуальные проблемы как самые важные в его собственной работе, поощрял Фрейда и вдохновил его на развитие своей теорий. Джоунс обращает внимания на зависимость Фрейда от хорошего мнения Фляйсса и называет его “единственной публикой” Фрейда в течение этого периода. Джоунс оценил Фляйсса как стоявшего намного ниже Фрейда в интеллектуальном плане.

На этом фоне Фрейд начал развивать свои идеи о сексуальной основе неврозов, отказался от гипноза, но все же сохранил практику, при которой от пациента требовалось лежать на кушетке, в то время как он сидел позади. В период с 1897 по 1899 год он написал свою главную работу, The Interpretation of Dreams (“Толкование сновидений”). Летом 1897 года Фрейд предпринял психоанализ собственного бессознательного, и этот самоанализ породил материал для книги. Фрейд обнаружил в своем детстве страсть к матери и ревность к отцу, которые рассматривал как распространенную человеческую характеристику; он назвал ее комплексом Эдипа. Потребовалось восемь лет, чтобы продать 600 копий первого издания “Толкования сновидений”. Джоунс (Jones, 1963) замечает относительно самоанализа Фрейда: “Конец всего этого труда и страдания был последней и заключительной стадией в развитии личности Фрейда. Появился безмятежный и мягкий Фрейд, с этого момента свободный заниматься своей работой с невозмутимым самообладанием” (p. 205). Фромм как биограф (Fromm, 1959) менее добр, предполагая, что Фрейд продолжал демонстрировать некоторую неуверенность и самомнение как в профессиональной, так и личной жизни. В 1905 году Фрейд опубликовал то, что является, возможно, другой его главной работой, Three Contributions to the Theory of Sex (“Три очерка о теории сексуальности”), где прослеживается развитие сексуальности с ее самых ранних детских истоков.

В своем автобиографическом исследовании Фрейд отмечал, что после предварительного периода катарсиса история психоанализа распадается на две стадии. С 1895-6 по 1906 год он работал в изоляции, но после этого вклады его учеников и сотрудников все более и более возрастали по своей важности. Историческое развитие идей Фрейда следует оставить на этой стадии. Достаточно сказать, что за остаток жизни он опубликовал многочисленные книги и статьи не только о психоанализе как методе лечения выведенных из состояния душевного равновесия, но также и о значении его теорий для повседневной жизни. В 1910 году на конгрессе, проведенном в Нюрнберге, аналитики оформились в Международную Психоаналитическую Ассоциацию, разделенную на множество местных обществ, но под общим руководством президента. К 1935 году число сторонников Ассоциации значительно увеличилось. Рост психоанализа, однако, не был гладким, и он пробудил значительную антипатию.

Фрейд привык выкуривать в среднем по 20 сигар в день и в 1923 году узнал, что у него рак челюсти. Он жил последние 16 лет своей жизни с болью, которая часто была чрезвычайной, и на его челюсти было выполнено в целом 33 операции. В 1938 году нацизм заставил Фрейда покинуть Австрию с семьей и поселиться в Англии, которую он посетил впервые, когда ему было 19 лет, и которой он очень восхищался. Он умер в Лондоне годом позже. Нижеследующее — резюме Фрейда относительно работы всей его жизни:

Оглядываясь назад, следовательно, на мозаику трудов моей жизни, я могу говорить, что я положил много начал и отверг много предложений. Кое-что выйдет из них в будущем, хотя сам я не могу сказать, будет ли это много или мало. Я могу, однако, выражать надежду, что проложил тропу для важного прогресса в нашем знании. (Freud, 1935, 135-6)

В другом месте Фрейд отмечал, что у него был характер конкистадора или авантюриста с сопутствующими чертами любопытства, смелости и упорства. Современным определением для Фрейда могло бы быть “человек идей”.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]