Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
UMK_Kriminologija.doc
Скачиваний:
39
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.25 Mб
Скачать

1.3. Факторы, способствующие криминализации сферы экономической деятельности

“Настоящий период нашего развития, — писал в 1992 г. известный отечественный криминолог И. И. Карпец, — это период переходный, период экономической неустойчивости и хаоса, анархического ведения народного хозяйства, отказа от “старых”, причем даже оправдавших себя форм хозяйствования, неясности в отношениях собственности, утверждения “самостоятельности” регионов, отраслей хозяйства, предприятий без какой-либо увязки с интересами и других и т. д. Нет нужды доказывать, что такие периоды в жизни любого общества чреваты ростом преступности...”42

Создававшаяся в течение десятилетий экономическая система командно-административного, бюрократического социализма оказалась в целом несостоятельной. Когда возможности экстенсивного экономического развития были практически исчерпаны, наступил период застоя. Несовершенство хозяйственного механизма, жесткий контроль государства в экономической сфере, запрет частного предпринимательства, существование иных ограничений и запретов способствовали формированию так называемой теневой экономики, охватившей значительную часть общественных структур и народного хозяйства.

Несмотря на некоторые отличия в определениях в экономической, социологической и криминологической литературе к теневой экономике можно относить неконтролируемую обществом и государством деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению товарно-материальных ценностей, денег и услуг. Внутри теневой экономики особо выделяется криминальная, “черная” экономика, связанная с совершением экономических преступлений или паразитирующая на человеческих пороках (наркобизнес, азартные игры, проституция и др.).

Теневая экономика существовала всегда и в любом обществе. Экономическая реформа и связанные с ней изменения российского законодательства, либерализация цен и внешнеэкономической деятельности отнюдь не привели к ликвидации теневого сектора экономики. По расчетам Госкомстата России, доля неформального сектора (без учета криминальной деятельности) составляет порядка 22-25% ВВП страны43. Вместе с теневыми капиталами, приобретенными преимущественно противозаконным путем, в легальный бизнес проникает и психология “теневиков”, привыкших обходить закон. Теневая экономика модифицируется в современных условиях, возникают ее новые формы. По каналам теневой экономики обращается громадное количество денег, значительная часть которых идет на подкуп работников государственного аппарата.

Рыночная экономика с ее беспощадной конкурентной борьбой подчас за выживание, погоней за прибылью и сверхприбылью неизбежно порождает преступность. Не случайно в развитых экономических странах именно экономические корыстные преступления являются преобладающими. Для современного периода, который по-прежнему можно определить как переходный от командно-административного социализма к обществу, базирующемуся на рыночной экономике, характерно существование множества различных факторов, способствующих наличию и расцвету преступности в экономической сфере. В криминологии принято выделять обстоятельства, действующие на макроуровне, определяющие само наличие преступности в сфере экономики и благоприятствующие ей, и обстоятельства, способствующие совершению конкретных преступлений. Сложное и противоречивое взаимодействие этих факторов формирует криминогенную ситуацию в сфере экономики.

Среди обстоятельств общего характера, определяющих современную экономическую преступность в России, можно выделить:

  • издержки и грубые просчеты экономической политики переходного периода, экономически и социально немотивированный радикализм и непоследовательность в осуществлении реформ;

  • необоснованное и преждевременное отстранение государства от публично-правового регулирования экономических отношений в условиях становления рынка; недостатки существующей системы государственного контроля;

  • необоснованную либерализацию правового регулирования, отставание правового обеспечения хозяйственной деятельности;

  • организационно-экономическую и социально-экономическую неподготовленность хозяйствующих субъектов и населения, отсутствие у большинства граждан навыков экономического поведения в новых условиях;

  • деформация ценностных ориентаций у значительной части населения;

  • недостатки в деятельности правоохранительных органов.

Крах старой общественно-политической и экономической системы, попытка методом “шоковой терапии” перевести экономику на новые рельсы, либерализация цен, связанная с практическим отказом от государственного регулирования процессов ценообразования, провозглашение свободы торговли и внешнеэкономической деятельности, отказ от монополии государства на внешнюю торговлю, ускоренная ваучерная приватизация, которую подчас называют “грабежом века”44 и иные радикальные, порой непродуманные и поспешные преобразования в системе и характере экономических отношений обострили противоречия, существовавшие в этой области, и способствовали значительному росту преступности и криминализации экономики. “Форсированные темпы разгосударствления и приватизации, принижение роли государства в регулировании экономических процессов создали благоприятную почву для неконтролируемого криминализированного бизнеса и антиобщественного сотрудничества чиновников и частного сектора. Притязания и интересы криминальной среды устремились прежде всего в сферу экономики, где возникли и продолжают сохраняться огромные возможности для противоправного обогащения, безнаказанного паразитирования на трудностях и издержках экономических реформ. Скоротечная либерализация экономической деятельности, передача государственной и общественной собственности в частные руки нередко по необоснованно заниженной стоимости, при отсутствии надежного механизма контроля и защиты от преступных посягательств создали благоприятные условия для внедрения в экономику откровенно криминальных элементов, бесконтрольного распоряжения национальными богатствами со стороны коррумпированного чиновничества”45. По данным Российской Академии Наук, 55% приватизированного имущества и 80% государственных акций перешли в руки отечественного и зарубежного криминализированного капитала.

Резко сократилось производство, чему способствовал также распад СССР, утрата ранее существовавших хозяйственных связей. Впервые за многие десятилетия в России возникла армия безработных, которая к концу 90-х гг. достигла 9 млн. человек, т. е. 12,4% экономически активного населения. Рост цен на потребительские товары и платные услуги, существенно превышающий рост заработной платы и размеров пенсии привел к обнищанию, люмпенизации и маргинализации значительной части населения. Быстрыми темпами идет имущественное расслоение общества, и этот процесс обладает большим криминогенным потенциалом. Если в 1991 г. официальные доходы 10% наиболее обеспеченных людей в 4,5 раза превышали доходы такой же доли наименее обеспеченных (децильный коэффициент), то в 1993 г. это соотношение было уже 11:1, а в конце 90-х гг. — 27:1, тогда как допустимым считается существующее в мировой экономической практике соотношение доходов не более 10:1, которое позволяет поддерживать экономическую стабильность46. По данным, опубликованным в печати, в 2007 г. децильный коэффициент составляет уже 41:147.

Серьезным отрицательным фактором, характеризующим современную экономическую ситуацию, является инфляция, обесценивание денег.

Наличие различных представлений о формах, методах и темпах проведения экономической реформы привело к тому, что сам процесс реформирования экономики, перевода ее на рыночные рельсы осуществляется непоследовательно и противоречиво, что также усугубляет криминогенную ситуацию в экономической сфере.

Рыночная экономика, безусловно, предполагает отказ от жесткого контроля государством всей хозяйственной деятельности. В связи с этим широкое распространение, в том числе и среди политических лидеров, стоявших у руля реформ и непосредственно их осуществлявших, получило представление о рыночной экономике как об абсолютно саморегулирующейся системе, не требующей какого-либо государственного вмешательства и контроля. Предполагалось, что в процессе перехода к рынку, либерализации экономики теневая экономика, включая ее “черный сектор”, отомрет сама по себе, а нажитые в ней капиталы будут использованы в интересах общества. Реальные экономические процессы не подтвердили эти иллюзии. Наоборот, дельцы теневой экономики, выйдя из “тени”, принесли в легальную экономику многие приемы и методы, а также психологию нелегального бизнеса, а теневой сектор экономики еще более разросся. Прежняя бюрократическая система всеобщего контроля и детальной регламентации операций с материальными ценностями распалась, а экономическая пока не работает.

В переходный период при перестройке хозяйственного механизма были ликвидированы органы народного контроля, резко снизилась эффективность деятельности ведомственного контрольно-ревизионного аппарата. Вновь создаваемые предпринимательские структуры оказались фактически бесконтрольными. Так, функционированию теневой экономики, отмыванию преступно нажитых средств и коррупции способствовало отсутствие эффективного контроля государства за происхождением и движением капиталов, финансовых ресурсов. Осуществлению контрабандных операций, бесконтрольному вывозу из России стратегических материалов, сырья, энергоресурсов и т. д. способствовали “прозрачность границы”, отсутствие должного таможенного контроля, что в немалой степени объясняется недостаточным закреплением и укреплением государственных границ России. Созданные в первой половине 90-х гг. государственные контрольно-надзорные органы в силу кадровой малочисленности, отсутствия опыта, недостаточной технической и материальной оснащенности пока еще не смогли обеспечить контроль деятельности предпринимательских структур, служащих органов власти и управления в той степени, которая могла бы существенно повлиять на состояние преступности в экономической сфере. Более того, подчас робкие попытки контролирующих и правоохранительных органов вмешаться в незаконную экономическую деятельность, проверить или прервать ее пресекались со ссылкой на недопустимость вмешательства в экономику и с наклеиванием ярлыков врагов реформы и рыночной экономики.

Новая экономическая система в России находится на начальном этапе становления. Правовое обеспечение происходящих в обществе преобразований существенно отставало от реальных потребностей, хотя развивающееся предпринимательство требовало прочной правовой основы. И сейчас налоговое законодательство, законодательство о банкротстве, валютном регулировании, приватизации, да и уголовное законодательство содержат немало пробелов, что на руку экономическим преступникам.

Помимо недостатков в правовом обеспечении происходящих в обществе преобразований, существенным фактором, благоприятствующим преступлениям в сфере экономики, явилась неготовность всей правоохранительной системы в целом. Резко снизился уровень и результаты оперативно-розыскной работы аппаратов по борьбе с экономической преступностью МВД и его подразделений на местах. “Забуксовало” следствие, был ослаблен прокурорский надзор за выявлением и расследованием экономических преступлений. Происшедшие изменения в экономике, трансформация отношений собственности, провозглашение свободы торговли и иных видов предпринимательства, изменения в режиме валютного регулирования и либерализация внешнеэкономической деятельности, наряду с несовершенством как базового, так и уголовного законодательства, породили определенную растерянность у работников правоохранительных органов, неуверенность в правильности оценок и принимаемых решений. Как следствие, несмотря на фактический рост экономической преступности, на какое-то время число возбуждаемых уголовных дел сократилось, а немалая часть законно возбужденных дел прекращалась по различным, нередко надуманным основаниям.

В результате оттока высокопрофессиональных кадров из органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, следствие и прокурорский надзор, уровень профессионализма и правовой культуры работников правоохранительной системы существенно снизился. Очевиден недостаток знаний в области экономики, бухгалтерского учета, банковской деятельности, правовых основ предпринимательства, налогового законодательства. По этой причине многие лица, виновные в совершении экономических преступлений, уходят от ответственности, подрывается авторитет закона, формируется представление о безнаказанности, что, в свою очередь, ведет к воспроизводству преступности.

Наряду с экономическими и организационными факторами существенную роль в криминализации сферы экономической деятельности играют социально-психологические факторы. Крах экономической и социально-политической системы социализма породил и идеологический кризис, коренные изменения мировоззренческих установок и идеологических ориентаций. Так называемая частнособственническая психология из осуждаемой превратилась в одобряемую и признанную систему взглядов и ценностей. В обыденном общественном сознании оказалась утраченной ценность труда как основного источника благополучия и главного средства самореализации личности и, напротив, широко распространились представления о возможности легко достигнуть благополучия обманным путем, участием в криминальном и полукриминальном бизнесе, спекулятивных операциях, недобросовестных финансовых играх. В результате деформации ценностных ориентаций у значительной части населения, особенно в молодежной среде, признаются социально одобряемыми различные формы антиобщественного и даже преступного поведения48.

В настоящее время практически все население страны так или иначе оказалось вовлеченным в систему рыночных отношений, что требует совсем иного менталитета по сравнению с существовавшим в условиях командно-административной системы, знания законов и принципов функционирования рыночной экономики, соответствующих правовых знаний, предприимчивости, особых навыков. Далеко не все современные российские предприниматели отвечают этим требованиям и подготовлены к работе в условиях рынка. Среди новых предпринимателей, особенно в сфере торговли, оказания услуг, посреднической деятельности немало лиц, не имеющих достаточного образования, экономических и правовых знаний, не признающих никакой деловой этики предпринимательства, правил конкурентной борьбы, стремящихся урвать кусок побольше. Достаточно среди них и бывших дельцов теневой экономики, лиц с криминальным прошлым, внедряющих навыки и психологию криминальной теневой деятельности в легальный бизнес.

Отсутствие у большинства российских граждан навыков экономического поведения в условиях рыночных отношений, низкая осведомленность о процедурах и правилах совершения сделок и других хозяйственных операций и невысокий уровень правовой культуры определяют виктимность правопослушной части населения, нередко становящейся жертвой экономических преступлений, под воздействием лживой рекламы, посулов “предпринимателей”, обещавших баснословные прибыли от инвестирования личных средств или от приобретения акций различных предприятий и т. п.

Среди факторов современной экономической преступности можно упомянуть и те, которые определяли совершение хозяйственных преступлений и ранее, в условиях планово-распределительной экономики: бесхозяйственность, необеспечение надлежащей охраны материальных ценностей, недостатки в организации учета и контроля расходования материальных ценностей и денежных средств, ошибки в подборе и расстановке кадров, недостатки правового воспитания и т. д. По-прежнему сохраняется отношение к государственной и муниципальной собственности как обезличенной, “ничейной”, которой можно воспользоваться, в частности, как источником стартового капитала для частного предпринимательства.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]