Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
20 Страноведение.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
16.08.2019
Размер:
29.64 Кб
Скачать

178 Страноведение

риториальной экспансии в том числе в долине Амазонки и предгорьях Анд.

Таким образом, сравнительно за короткий период огромный континент бал оцеплен городами, возникшими на океанских берегах или вблизи их (например, дуэты город + аванпорт – Лима + Кальяо, Сантьяго+Вальпараисо, Сан- Паулу + Сантус), откуда начиналась колониальная экспансия; другие же- расположились в долинах крупных рек или горных котловинах, контролируя «дороги проникновения» вглубь континента.

Вновь основанные испанцами или португальцами города изначально выполняли функции форпостов колонизации, в связи с чем кроме католических соборов и домов наместников и губернаторов, в них были сооружены фортификационные сооружения и укрепления. В связи с определенным прогрессом в том числе и в военном деле (появление огнестрельного оружия), в XVI веке уже не было необходимости обносить город крепостными стенами (их практически нигде не было, исключения- лишь портовые города, в которых строились огромные, защищавшие центр города с моря оборонительные молы), достаточно построить форты в стратегически важных местах- около дорог, долин рек, возвышениях, да грамотно использовать естественные преграды (болота, горы, непроходимые джунгли). Постройки внутри новых городов в основном сооружались наспех ( кроме монументальных соборов и общественных зданиях ), активно использовал тростник. Улицы в городской черте чаще всего прокладывались по прямлинейному плану, были широкими ( в сравнении со средневековыми городами Европы), пересекали правильной геометрической формы площади1.

Первыми каменными зданиями в латиноамериканских городах становились дома управленцев и военных. Их внешний вид скорее напоминает маленькую крепость, способную выдержать длительную осаду, нежели традиционный особняк или дворец.

Глава IV. Сравнительный анализ туристического потенциала… 179

Дальнейшее после колонизации и присоединения новых земель к метрополии развитие латиноамериканских городов напрямую зависело от состояния торговли, промышленного и сельскохозяйственного производства.

Стремительный рост наблюдался сначала лишь у приморских городов, которые стали важным звеном в цепи вывоза в направлении Европы награбленных ценностей. В них развивалась портовая инфраструктура. Обычно вокруг порта формировался центральный квартал с богатыми особняками, выстроенными в соответствии с европейской модой. Исторический центр Гаваны или Вальпараисо мало чем отличается от портовых Малаги или Валенсии в Старом Свете. Богатство портовых городов Нового Света влекло большое количество мигрантов из Европы, в том числе и купцов, промышленников, землевладельцев. Не отваживаясь селиться в глубине континента ( там все еще было неспокойно), они обустраивались в портовых городах, и оттуда управляли огромными плантациями, рудниками, месторождениями, расположенными за сотни километров.

Состоятельные европейцы селились в центральных кварталах, которые украшались зданиями по европейскому образцу, в них строились католические храмы, театры, музеи, мостились камнем улицы, разбивались парки. В скором времени приморские города превращались в центр культурной, научной и политической жизни провинций, некоторые из них официально получали столичный статус после обретения колониями независимости ( Рио-де-Жанейро, Каракас, Лима, Гавана).

Морские торговые центры Латинской Америки строились как бы «обращаясь лицом к морю», их наиболее удачные панорамные виды и сегодня открываются именно с глади океанов. Набережная (марина), отделенная от доков и портовых построек, была не только основной транзитной улицей, но и местом для проведения досуга богатыми горожанами.

180 Страноведение

При общем развитии приморские города Америки, в отличие от капиталистических центров Европы, оставались лишь местом проживания землевладельцев ( которые были готовы покинуть плантации ради приобщения к культурной жизни большого города), да центром активной торговли с Европой. Промышленных центров, обросших мануфактурами и фабриками, в Латинской Америке не было вплоть до получения независимости отдельными ее государствами. Колонизационная политика испанцев и португальцев была направлена на вызов из колоний ресурсов да товаров сельскохозяйственного производства. Развитие местной промышленности (кроме добывающей) в планы европейцев не входило, что определяет специфическую роль приморских городов вплоть до XIX века. С одной стороны, это во многом ограничивает урбанизационные процессы (колонии остаются ориентированными на аграрное производство), с другой- города Латинской Америк не обрастают огромными трущобами (здесь их называют фавелами)- рабы не имели право самостоятельно выбирать место проживания и покидать сельскую местность, а свободное население в города особенно не стремилось. Поэтому самые бедные районы приморских городов Америки располагались вблизи от порта.

Условно промышленными можно называть города Америки, вблизи которых велась добыча полезных ископаемых (серебро, золото, олово). Сюда пригоняли сотни тысяч индейцев и рабов, которые в нечеловеческих условия денно нощно трудились на благо владельца месторождения. При этом сами владельцы месторождений практически не появлялись в городке, что ограничивало общественную инфраструктуру парой комфортабельных отелей, католическим собором и армйскими сооружениями. В целом облик таких городов и рудников формировали бесконечные ряды бараков, в которых селились рыбы, грязные узкие улицы, да пара заведений с сомнительной репутацией. Не удивительно, что вся жизнь таких городов