Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ФЛ Тема 3.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
10.08.2019
Размер:
249.86 Кб
Скачать

2.3. Философия Аристотеля

Маркс назвал Аристотеля "Александром Македонским греческой философии". Игра слов основана на том, что Филипп II, знавший филосо­фа с детства, пригласил его для обучения своего сына. И подобно своему царственному ученику, объединившему под своей властью чуть ли не все известные ему народы, Аристотель объединил и систематизировал все накопленные греческой наукой знания.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) родился в селении Стагир, недале­ко от знаменитой Афонской горы, вследствие чего получил прозвище Стагирита. Его последователей называют перипатетиками (прогулива­ющимися). Название возникло потому, что с близкими учениками Арис­тотель предпочитал общаться неформально, прогуливаясь. Отец Арис­тотеля был придворным врачом, и от него будущий основоположник ло­гики унаследовал интерес к естественнонаучным занятиям, оставив за­метный след в физике, астрономии, зоологии и психологии. Есть сведе­ния, что во времена обучения в Академии он оказывал медицинские услуги и сам готовил лекарства.

Аристотель завершает процесс размежевания между философи­ ей и художественно-мифологическим сознанием. В отличие от диалогов Платона, его труды - это сухие, написанные в объективистской манере трактаты.

К Платону Аристотель пришел с солидным запасом естественно­научных знаний. Поэтому, возможно, правоверным платоником не стал, хотя много лет вел занятия в Академии. Свою школу - лицей - он открыл позднее, когда Филипп II окончательно ликвидировал политическую не­зависимость греческих городов-государств. Именно Аристотелю припи­сывают афоризм: "Платон мне друг, но истина дороже". В жизни он едва ли имел место, но правильно выражает суть ситуации. Стагирит не ве­рил в самостоятельное бытие идей, критический анализ платоновского учения привел его к выводу, что "не могут существовать раздельно сущно­сти и то, сущностью чего они являются". Отсюда следовало, что реальны только чувственные сущности, вещи, иными словами, или, как он иногда говорит, первые субстанции. Вещи изучаются науками. Каждая наука изу­чает отдельный род сущего, например природу. Чтобы постичь сущее как таковое, "нужно исследовать и разработать вопрос: является ли что-либо, кроме материи, самостоятельной причиной или нет?". Ответ на этот вопрос даёт метафизика.

2.3.1. Учение Аристотеля о причинах, материи и форме

Слово "метафизика" - более позднего происхождения. Аристотель называл эту область исследований "первой философией".

В работе, которая позднее получила название "Метафизика", Ари­стотель указывает, что слово "причина" имеет четыре значения. В пер­вом значении причина есть форма, или первообраз. Форма делает вещь такой, какова она есть. Форма - нечто большее, чем очертания: "фор­мой я называю суть бытия каждой вещи и первую сущность". Формы делятся на первичные, тождественные вещам, и вторичные, которые указывают на род или вид. Конкретный, отдельно взятый стол есть сущ­ность первого рода, но стол как таковой является сущностью второго рода. По Аристотелю, сущности второго рода существуют лишь в мышле­нии. Во втором смысле причина "обозначает входящий в состав вещи [материал], из которого вещь возникает". Так, медь или серебро есть причина чаши. Еще под причиной понимается то, "откуда идет начало движения", например, отец - причина ребенка, туча - причина дождя. И, наконец, "о причинах говорится в смысле цели".

Таким образом, можно выделить четыре вида причин: 1) матери­альная, 2) формальная, 3) деятельная и 4) целевая. Соответственно, анализ первоначал предполагает найти ответы на четыре вопроса: "что?", "из чего?", "кем?" и "для чего?". Заметим, что современному пониманию причины более или менее соответствует только третий вид связей, ука­занных Аристотелем. Еще важнее другое очевидное обстоятельство: за классификацией видов причинности у Аристотеля явственно просматри­ваются структурные элементы практики. Учение о началах оказывается калькой, слепком практической деятельности людей, очень хорошо де­монстрируя этим жизненную практическую сторону познания и фило­софских категорий.

Продолжая анализ, мыслитель сводит три последних вида причи­ны к одному и таким образом получает свою фундаментальную пару категорий: "форму" и "материю". На этой основе он вводит в оборот но­вые понятия возможности и действительности.

В самом деле, всякая первая субстанция, или по-другому вещь, оформлена и материальна. Кроме того, всякая вещь может быть фор­мой в одном отношении и материей в другом. При этом в качестве фор­мы она есть нечто ставшее, а как материя она есть становящееся и может иметь много форм. Скажем, из меди можно выковать и чашу, и щит, и украшения, и еще многое другое. С другой стороны, медь является определенной структурой элементарных частиц и не может иметь дру­гое число электронных уровней или иную атомную массу. В качестве хи­мического элемента медь есть форма. "Материя дается в возможности, потому что она может получить форму, а когда она существует в действи­тельности, тогда она определена через форму".

Понятия возможности и действительности конкретизируют пред­ставления о причинных зависимостях и позволяют представить мир как единое целое: "Последняя материя и форма это одно и то же, первая в возможности, вторая - в действительности". О целостности грезил и Платон, но он - и в этом Поппер прав - низводил единичность до эпифе­номена, неустранимого, но вредного и бессмысленного ничто. Аристо­тель же настаивает на бытийной равнозначности общего и единичного, решая тем самым основную проблему античного философствования.