Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
06.08.2019
Размер:
57.95 Кб
Скачать

Международная валютная система.

С широким развитием международных экономических отношений возникает система регулярных международных денежных расчетов.

Мировая валютная система складывается в конце 19 в. и принимает первоначально форму золотого (золотомонетного) стандарта. Золотой стандарт предполагал закрепление за золотом функций мировых денег, устанавливал определенное золотое содержание национальной денежной единицы, поддерживал жесткое соотношение между запасами золота и внутренним предложением денег, не препятствовал свободному вывозу и ввозу золота. В денежном обращении находились золотые монеты, и национальные центральные банки были обязаны обменивать бумажные деньги на золото по номиналу.

Мировой экономический кризис 1929–1933 (Великая депрессия) привел к краху системы золотого стандарта. Многие страны, придерживавшиеся системы золотого стандарта, девальвировали свою валюту по отношению к золоту, чтобы сделать свой экспорт более привлекательным и сократить импорт. Эти девальвации разрушили систему золотого стандарта.

Для разработки новой мировой валютной системы в 1944 в Бреттон-Вуде (США) была созвана международная конференция, в ходе которой была создана система регулируемых и взаимосвязанных валютных курсов, которую назвали Бреттон-Вудской системой (или системой золотодолларового стандарта). Эта мировая валютная система просуществовала до 1971. Она основывалась на том, что роль основной мировой валюты играл доллар США, имевший стабильное золотое содержание. Валютные курсы были фиксированы, а все регулирование валютных отношений между странами осуществлялось через МВФ.

К концу 1960-х американский доллар монополизировал сферу международных расчетов, что нашло свое отражение в росте его доли в золотовалютных резервах всех стран с 9% в 1950 до 75% в 1970. Однако для США с 1970-х стало характерным отрицательное сальдо платежного баланса и, как следствие, ослабление доллара. Дефицит своего баланса США погашали долларами, а не золотом. В результате произошел подрыв доверия к доллару и особенно его золотому содержанию. Когда запасы долларов в международных резервах превысили золотой запас США в несколько раз, а другие страны стали требовать обмена долларовых резервов на золото, США в 1971 официально прекратили такой обмен.

После распада Бреттон-Вудской системы начался период плавающих валютных курсов, продолжающийся и в начале 21 в. Теперь курсы валют постоянно меняются, определяясь соотношением спроса и предложения на них. Хотя доллар остается самой сильной валютой мира, его позиции в мировом хозяйстве постепенно слабеют. Растет значение таких международных валют, как евро и японская йена. Российский рубль пока на роль международной валюты не претендует, хотя в перспективе может стать региональной валютой в рамках ЕврАзЭС.

Закономерности развития нелегальных мирохозяйственных отношений.

Параллельно с легальным мировым хозяйством в 20 в. стали активно развиваться и теневые, криминальные мирохозяйственные связи. Большинство институтов легального мирового хозяйства обретает нелегальных «двойников» (табл. 8). Таким образом, глобализация охватывает не только легальную, но и нелегальную, теневую экономику.

Таблица 8. ДВОЙНАЯ СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Основные компоненты легального мирового хозяйства

Основные компоненты нелегального мирового хозяйства

Международное движение товаров для окончательного потребления

Легальная торговля легальными товарами

Контрабанда – нелегальная торговля нелегальными (наркотики, оружие) и легальными (сигареты, автомашины) товарами

Международное движение факторов производства

Легальная миграция рабочей силы

Нелегальная миграция, торговля людьми

Легальное движение сырьевых ресурсов (полезные ископаемые, древесина и др.)

Контрабанда сырьевых ресурсов (нефть, алмазы, останки редких животных и др.)

Легальное движение капиталов

Международное отмывание денег

Легальное движение информационных ресурсов («ноу-хау», патенты)

Экономический шпионаж, торговое «пиратство»

Международные экономические институты

Легальные международные финансовые системы (международные банки, валютная система)

Нелегальные международные финансовые системы (хавала и др.)

Наркобизнес.

Международный рынок запрещенных наркотиков стал одним из крупнейших на планете. По экспертным оценкам, оборот наркотиков составляет не менее 8%мировой торговли. Главными участниками международного наркобизнеса являются транснациональные мафиозные организации: колумбийские и мексиканские наркокартели контролируют экспорт кокаина и героина из «Андского треугольника» в Северную Америку, китайские триады организует экспорт героина из «Золотого треугольника», турецкая, итальянская и албанская мафии – экспорт героина из «Золотого полумесяца».

Нелегальная торговля оружием.

В 1990-е ежегодный оборот тайного рынка оружия колебался от 1–2 млрд. долл. в «неблагоприятные» (мирные) годы до 5–10 млрд. в годы пикового роста (как во время вспышек войны в бывшей Югославии). Покупателями нелегального оружия обычно становятся государства и организации «третьего мира», в то время как продавцы находятся в развитых странах.

Контрабанда легальных сырьевых товаров.

Помимо наркотиков и оружия объектами контрабанды становятся также ценные природные ресурсы развивающихся стран – прежде всего полезные ископаемые (алмазы, золото, нефть). Например, в конце 1990-х на контрабанду приходилось около 20% мирового рынка алмазов (из них примерно половина – это алмазы из охваченных междоусобицами стран Западной Африки).

Подделка товарных марок.

По некоторым оценкам, подделки под известные торговые марки, пользующиеся большим спросом, составляют 8% мировой торговли – примерно 200 млрд. долл. ежегодно. Наибольшая часть дешевых «пиратских» подделок приходит из развивающихся стран (прежде всего, из Китая и других стран Восточной Азии). Уровень торгового пиратства высок и в развитых странах, – прежде всего, на рынке высокотехнологических товаров. Так, в странах Северной Америки и Западной Европы доля пиратских компьютерных программ составляет порядка 25–35%.

Нелегальная миграция.

По оценкам ООН конца 1990-х, которые кажутся многим экспертам заниженными, ежегодно через мировую систему нелегальной миграции проходит около 4 млн. человек, принося организаторам этого криминального бизнеса доход в 7 млрд. долл. Накапливаясь в развитых странах, нелегальные мигранты из стран «третьего мира» становятся одним из важнейших факторов теневой экономики. Особой разновидностью нелегальной миграции выступает международная торговля женщинами, когда нелегальное перемещение рабочей силы сопровождается ее последующей эксплуатации в секс-бизнесе (см. ПРОСТИТУЦИЯ).

 

Контрабанда легальных потребительских товаров.

Спрос на контрабандные легальные товары, в основном на табак, алкоголь и предметы роскоши (например, дорогие автомобили), особенно велик в странах с высокими пошлинами на импорт и акцизами, которые делают легальные товары слишком дорогими. Поэтому в мировой экономике выгодно заниматься контрабандой не только запрещенных, но и вполне обычных товаров, удовлетворяя спрос потребителей, которые хотят приобрести дорогие товары подешевле. Так, на мировом рынке сигарет 1/3 ежегодного экспорта приходится на контрабанду.

Отмывание денег и сокрытие доходов.

По некоторым оценкам, ежегодно отмывается примерно 500–1000 млрд. долл., что составляет порядка 10% от объема международной торговли. Среди оффшорных зон, которые привлекают иностранные компании и банки благоприятными условиями регистрации и деятельности, а главное, гарантиями сохранения банковских секретов и политической стабильностью, есть не только развивающиеся страны (как, например, Каймановы и Бермудские острова), но и развитые страны (например, Швейцария и Люксембург). Клиентами таких банковских центров становятся как чисто мафиозные организации (прежде всего, связанные с наркобизнесом), так и легальные транснациональные корпорации, скрывающие свои доходы от налогов.

Экономический шпионаж. В борьбе за рынки сбыта транснациональный бизнес активно использует кражу технологий и иной коммерческой информации у конкурентов. Экономическим шпионажем занимаются в основном развитые и новые индустриальные страны, причем его организаторами выступают не только коммерческие фирмы, но и государственные разведслужбы, стремящиеся «подыграть» предпринимателям своей страны. В результате использования подобных методов международная конкуренция теряет свой рыночный характер, становится не столько экономической, сколько силовой. Широкое развитие нелегальной экономики в глобальном масштабе ведет к парадоксальному результату. Казалось бы, интеграция национальных хозяйств в единую глобальную сеть должна вести к повышению контроля за экономикой. Такая тенденция действительно есть, но наряду с ней действует и диаметрально противоположная: многие географические области и сектора экономики выпадают из-под контроля, образуют «серые зоны». При этом они остаются интегрированными в мировое хозяйство; более того, именно интеграция в мировое хозяйство и стимулирует их специализацию на различных криминальных промыслах.

Географические «серые зоны», не контролируемые какими-либо легальными властями, находятся обычно в развивающихся стран. В Латинской Америке это ряд районов Перу, Боливии и особенно Колумбии, где власть фактически находится в руках наркопартизан (например, из Революционных вооруженных сил Колумбии) и наркомафии. В Азии «серой зоной» являются Афганистан и некоторые районы Мьянмы. В Африке «серые зоны» расположены в Анголе, Сьерра-Леоне, Либерии – в странах, где идет перманентная гражданская война. В России 1990-х такой зоной стала Чечня. Широкое развитие международного контрабандного бизнеса дает незаконным организациям устойчивую финансовую базу: «серые зоны» Латинской Америки опираются на кокаиновый наркотрафик, «серые зоны» Азии – на героиновый, «серые зоны» Западной Африки – на контрабанду алмазов.

Структурной «серой зоной» во многом становится международный финансовый бизнес. В скандалах, связанных с отмыванием грязных денег и сокрытием доходов, оказываются замешаны не только банки оффшорных центров, но и финансовые структуры Швейцарии, США, других развитых стран. Широко развиваются теневые формы международных финансовых переводов (широко известна, например, действующая в арабских странах «хавала», которую активно используют не только обычные трудовые мигранты, но и исламские террористы). Слабо контролируется развитие международной Интернет-экономики: по Сети нарастающим потоком идет неформальная торговля как обычными товарами (аудио- и видеозаписями, другими потребительскими товарами), так и запрещенными (например, порнографией и секс-услугами).

Таким образом, развитие мировой экономики ведет не только к позитивному хозяйственному взаимодействию разных стран мира, но и к стимулированию криминализации экономики. В 21 в. предстоит искать пути эффективного регулирования развития мирового хозяйства.