Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекц3.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
30.07.2019
Размер:
77.82 Кб
Скачать

Важнейшие свойства знаков

Независимо от того, имеется ли в виду сфера специально­го, узкопрофессионального общения или же речь идет о передаче информации общедоступной, рассчитанной на само­го широкого потребителя, знак, как видим, имеет преднаме­ренную, целенаправленную природу, он специально ис­пользуется для передачи определенного смысла.

Преднаме­ренность — первое из свойств знака, и отсюда же вытекает второе его важнейшее свойство:

двусторонность. В самом деле, у знака обязательно должны быть две сторо­ны: идеальная, внутренняя (то, что передается, — значе­ние, смысл, или семантика), и материальная, внешняя (то, чем передается, — форма). Эти две стороны знака называют планом содержания и планом выражения.

Материальная сторона знака (его план выражения) может быть самой разной — лишь бы она воспринималась органа­ми чувств: слухом, зрением, осязанием... Подавляющую часть информации о мире человек получает с помощью зре­ния; и не случайно те примеры знаковых ситуаций, что при­водились выше, имели визуальную, зрительную природу. Но если говорить о знаке языковом, о единицах человеческого языка, то его основная материя, конечно же, звук.

Но в целом это, скорее, исключение, а нормально для знака как раз обрат­ное: условная связь между планом выражения и планом содержания. Цветок на окне означает: «сюда нельзя, явка провалена». Но если мы договоримся о другом содержании знака, он может обозначать, например: «заходи, я жду». Кстати, и крендель, висящий над булочной, вовсе не означа­ет, что здесь продаются крендели: может быть, их в этой бу­лочной никогда и не было. А уж слова-то сплошь и рядом де­монстрируют свою условность в качестве названий. Получается, что в основе назва­ния лежит договоренность, соглашение, конвенция. Мы, т.е. коллектив людей, как бы решили придать данной звуко­вой форме данное содержание; так появляется знак. Кон­венциональность — третье основное свойство знака.

Но знак никогда не существует изолированно, сам по себе. Он всегда входит в целую систему, действует на фоне своих «со­братьев» . Поэтому подписать конвенцию, договориться о содер­жании знака на практике означает разделить сферы влияния знаков: вот это обозначает то-то, а вот это — другое...каждый знак — член своей системы. Обусловленность системой — четвертое свойство знака.

Это отсутствие знака. Оказывается, что отсутствие знака, «пустое место» — тоже своего рода знак. Свистка нет — значит, можно продолжать игру; ученик не поднимает руку — значит, у него нет желания отвечать; на этом месте нет белых полосе — значит, пе­реходить улицу здесь не стоит, небезопасно.

Классифицируя обезьян, мы можем разделить их на а) хвостатых и б) бесхвостых: отсутствие хвоста — тоже при­знак! Описывая собравшихся на улице людей по их головным уборам, мы скажем: «Там были люди в шапках, шляпах, кеп­ках, беретах, платках, а еще — с непокрытой головой». Опять: отсутствие признака само есть полноценный класси­фикационный признак. Так мы приходим к понятию минус-знака, или нулевого знака, активно используемому и в совре­менной лингвистике.

Знаки являются двусторонними идеально-материальными сущностями. Идеальную (внутреннюю, понятийную, смысловую) сторону знака называют означаемым (иначе – планом содержания); материальную (внешнюю) сторону знака именуют означающим (иначе – планом выражения или реже – экспонентом знака).

К знаковым обычно относят все основные языковые единицы, кроме фонемы, а именно: морфему, слово, словосочетание и предложение. Но при этом нередко подчеркивают, что наиболее типичной знаковой единицей является слово, поскольку оно выполняет номинативную (назывную) функцию, обозначая отдельные понятия, представления и предметы.

Морфемы (в школьной практике их называют значимыми частями слова: корни, приставки, суффиксы и окончания) номинативной функцией не обладают и реализуют свои возможности не самостоятельно, а лишь через слово, в комбинации с другими его значимыми частями. По этой причине морфемы иногда называют полузнаками.

И в самом деле: сравним, с одной стороны, самостоятельные по значению такие слова-знаки, как красный, краснота, краснеть, красненький, и с другой – значение корня-полузнака красн= в составе приведенных слов, где он сам по себе не имеет четкой соотносительности с определенным понятием: красн=ый, красн=ота, красн=еть, красн=енький.

Таким образом, мы окружены знаками, живем в мире знаков.

Итак, оставаясь на протяжении длительного времени рав­ным, тождественным самому себе как целому, языковой знак вместе с тем постоянно стремится расширить или свой план выражения, или план содержания.

Эту закономерность открыл русский ученый СО. Карцевский и назвал ее асимметрией язы­кового знака. В чем тут дело?

Если бы язык не развивался, а оставался во времени не­изменным, то, очевидно, и знак сохранялся бы в своих изна­чально заданных границах. Но язык каждого нового поколе­ния чуть-чуть не тот, что поколения предыдущего.

Развитие языка, однако, заключается не только в том, что какие-то новые слова возникают, а какие-то старые исчезают, выхо­дят из употребления. Развитие обнаруживается также внут­ри знака, в изменении соотношения двух его сторон.

В естественных языках знаки, обозначающие со­вершенно разные объекты, могут совпадать. Это яв­ление называется омонимией (см. рис. 5).

Омонимия - совпа­дение знаков, обозначаю­щих различные сущности

Синонимия - обо­значение разными знаками одной и той же сущности

Еще одно явление, часто встречающееся как в естественных, так и в искусственных языках, но­сит название синонимия - когда два различных знака соотнесены с одним и тем же денотатом (фактом, объектом и т.д.).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]