Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ekzamen_yazykozn_vecherniki.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
29.07.2019
Размер:
287.23 Кб
Скачать
  1. Принципы языковедения. Фигуры и знаки.

Знаком может служить любое материальное явление, которое служит для обозначения другого явления, с ним не связанного. Например, мел может служить для того, чтобы писать им на учебной доске.

Структура знака не содержится в материи знака, она находится вне знака в сознании человека. Например, мел может быть использован преподавателем не как орудие письма, а как знак. Допустим, если студент отвечает на вопрос преподавателя правильно, то преподаватель кладет мел на стол параллельно себе и студенту; если студент отвечает неправильно, то преподаватель кладет мел перпендикулярно. И данный преподаватель, и его студенты знают то, что имеется в виду при том или ином положении мела.

Структура знака в сознании человека представляет собой совокупность определенных представлений. Если представления касаются образа объекта знака, то они называются планом содержания. Если представления касаются наименования объекта, то они называются планом выражения.

  1. Принципы языковедения. Язык и речь.

Дихотомия «язык – речь» была основательно признана отечественным языковедением лишь к середине ХХ века, и то некоторые исследователи истории языка считают, что данная дихотомия неприменима к историко-лингвистическим исследованиям (например, А.И. Горшков). Язык по Ф. де Соссюру, – это совокупность представлений о языковых единицах и отношениях между ними. Некоторые современные исследователи (С.К. Шаумян) относят к языку и систему лингвистических моделей в целом. Речь же как аспект языковой коммуникации представляет собой линейное комбинирование языковых единиц, обеспечивающее процесс построения смыслового содержания и его понимание. Иначе говоря, материальным явлением выступает речевая коммуникация, а язык и речь – это ее аспекты, содержащиеся в сознании человека.

Не нужно думать, что процесс постижения смысла формируется вместе с получением языковых единиц. Сами по себе языковые единицы в материальном смысле – это всего лишь акустические или артикуляционные сигналы, которые речью еще не являются. Только когда человек усилием своего разума на основе полученных материальных сигналов построит в своем сознании смысловое содержание, только тогда мы можем говорить о речи. Ведь смысл текста – это система представлений, которая формируется в голове человека, а представления и знания не передаются от человека к человеку. Передаются лишь сигналы, которые получают осмысленность только в силу культурного воспитания человека и благодаря усилиям его разума.

  1. Теория фонем.

Элементы звукового кодирования – звуковые представления – И.А.Бодуэн де Куртенэ назвал фонемами. Термин этот им был заимствован у Ф. де Соссюра, но ему был придан иной смысл.

У носителей каждого конкретного языка формируется свой состав звуковых представлений – фонем. Причиной возникновения звуковых представлений является восприятие носителем языка звуковых изменений в составе одной морфемы в разных словах, ее содержащих. Например, слово дом носителями русского языка воспринимается состоящим из трех звуков потому, что в разных словообразовательных и словоизменительных формах, содержащих эту морфему, происходит три вида звуковых изменений: звучание [о] изменяется в звучания [а] и [ъ] в словах дом [дом], дома́ ма́], домовой [дъм во́i] звук [м] превращается в звук [м’] в словоформах домик [м’] – в доме [м’]; а звук [д] меняется в разных словоформах столь незначительно, что это не фиксируется языковым сознанием говорящих.

Иначе говоря, причиной формирования фонемного строя являются звуковые чередования (И.А. Бодуэн де Куртенэ называл их альтернациями) в составе сходных морфем.

И.А.Бодуэн де Куртенэ создает теорию фонетических чередований (альтернаций), состоящую из четырех групп чередований.

1. Зарождающаяся альтернация. Это минимальные, не воспринимаемые обычным сознанием участников общения изменения звучания, которые фиксируются только фонетическими приборами или внимательным лингвистическим анализом.

Возьмём, например, чередования звука [л] в словоформах стол, стола и столу. В первом примере звук [л] в конце слова произносится следующим образом: передняя часть языка смыкается с альвеолами, но не размыкается с ними, воздух проходит сквозь щели боковых сторон языка и верхних зубов. Во втором случае звук [л] перед звучанием [а] произносится иначе: передняя часть языка смыкается с альвеолами, воздух проходит между боковыми сторонами языка и верхними зубами, а передняя часть языка с альвеолами размыкается (размыкание здесь достаточно широкое). В третьем случае при произношении звука [л] перед звучанием [у] также несколько отличается от предыдущих двух: передняя часть языка смыкается с альвеолами, воздух проходит сквозь щели между верхними зубами и боковыми сторонами языка, передняя часть языка размыкается с альвеолами, но размыкание достаточно узкое. Эти незаметные различия в дальнейшем могут стать весьма заметными для говорящих при условии, если они будут сопровождаться регулярными позиционными фонетическими отличиями.

  1. Дивергенция (в современной терминологии – позиционные различия).

Это звуковые чередования в различных фонетических позициях, значимых для конкретного языка. Например, чередование ударного [о] и безударного [ ] в русском языке: ст[о]л / ст[ ]ла, д[о]м / д[ ]ма. Различие ударной и безударной позиции функционально значимо для русского языка и четко фиксируется сознанием говорящих. Чередование ударного [е] и безударного [ ]: л[е]с / л[ ]са, с[е]д / с[ ]дой; чередование звонких и глухих согласных: б/пзу[б]ы /зу[п] / зу[п]ки; чередование д/т в конце слова: тру[д]ы – тру[т]. Чередование звонких и глухих согласных в конце слов также функционально значимо для русских и фиксируется их сознанием. Чередование [р]/[р’] в примере дво[р] – во дво[р’]е происходит перед гласными переднего ряда. Оно также значимо для носителей русского языка и фиксируется их языковым сознанием.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]