Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Крестья́нская рефо́рма в Росси́и.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
22.07.2019
Размер:
111.91 Кб
Скачать

1. Либерально-буржуазные партии.

С середины 90-х годов XIX века наблюдалось значительное оживление буржуазного либерального движения, расширялась и социальная база российского либерализма. К очень узкому слою либеральных помещиков присоединился многотысячный отряд буржуазной интеллигенции. Однако помещичье сословие оставалось весьма заметным и влиятельным в либеральном движении. Тесно переплетаясь на почве общих интересов с интеллигенцией, она отнюдь не растворялась в ней. Вместе с тем буржуазно-интеллигентский элемент делал либеральное движение более разносторонним, гибким и активным.

Первым крупным шагом в деле программного и организационного оформления либерализма как политической партии в общенациональном масштабе явилось основание журнала «Освобождение». Средства в размере до 100 тыс. рублей на издание журнала предоставил земец Д.Е. Жуковский. Журнал выходил, с июля 1902 года по октябрь 1905 года тиражом 9—10 тысяч экземпляров. Журнал издавался за границей, в Штутгарте (Германия), под редакцией П.Б. Струве, в недавнем прошлом видного «легального марксиста».

Журнал уже в первом своем номере, где было опубликовано написанное видным историком П.Л. Милюковым программное заявление «От русских конституционалистов», заявил о своем коренном отличии от других заграничных изданий — как социал-демократической «Искры», так и эсеровской «Революционной России», «Мы желаем,— заявила редакция «Освобождения»,— выражать исключительно бессословное общественное мнение и на него опираться». Однако эта статья не способствовала реализации планов создания единого организационного фронта из представителей либерального и революционно-демократического движений. Против этого выступили как либералы славянофильского толка, выступавшие против требования законодательного ограничения самодержавной власти, так и либеральной интеллигенции», выдвигавшей лозунги всеобщего избирательного права и созыва Учредительного собрания.

Процесс партийного размежевания внутри буржуазного оппозиционного лагеря ускорила революция 1905—1907 годов. Так, в марте 1905 года III съезд «Союза освобождения» принял программу левого крыла конституционалистов. В апреле того же года свою программу приняло славянофильское крыло либералов. Одновременно славянофилы начали консолидацию своих сил в земской среде. В июле 1905 года съезд «Союза земцев-конституционалистов» предпринял попытки к сближению с «Союзом освобождения», объединившим родственные профессионально-политические союзы интеллигенции.

После издания 6 августа 1905 года царского манифеста о созыве законосовещательной Думы, вызвавшего у буржуазии новый подъем конституционных иллюзий, наметился поворот вправо у всех направлений и течений внутри либерально-оппозиционного лагеря. Либералы получили достаточно широкую возможность для легальной деятельности. Новым шагом по пути политического развития и политической организации российской буржуазии стал созванный в сентябре 1905 года земско-городской съезд. На съезде большинством голосов была принята освобожденческая программа, которая и легла затем в основу программы будущей кадетской партии. Вместе с тем на съезде правому крылу конституционалистов удалось привлечь на свою сторону умеренных земцев-конституционалистов и часть представителей городского самоуправления.

Еще в большей степени активизировало поляризацию сил в буржуазном оппозиционном лагере издание царского манифеста 17 октября 1905 года. Стали создаваться основные буржуазные партии — кадетов и октябристов. Каков был социальный состав кадетской партии? Основную массу членов кадетской партии составляли средние и мелкие служащие общественных (главным образом земских и городских управ), частных заведений (фабрик, заводов, контор), государственных учреждений (чиновники банков, судов и т. д.) и приказчики. Значителен был слой интеллигенции, главным образом людей свободных профессий, науки и техники. Буржуазии как таковой в партии было немного, мало было и помещиков. Незначительное количество в партии кадетов составляли рабочие и крестьяне — не больше 15 %. Партия по своему составу являлась многонациональной.

По национальному вопросу кадеты выступали за свободное культурное самоопределение наций: свободу разговаривать и получать начальное, а по возможности и дальнейшее образование на своем родном языке, свободу организовывать свои культурные учреждения. За царством Польским признавалось введение автономного устройства с сеймом, за Финляндией — полное восстановление прежней Конституции.

В разделе о государственном строе вопрос о том, чем должна быть Россия — монархией или республикой,— поначалу не затрагивался. Говорилось лишь о том, что Россия должна иметь Конституцию. Впоследствии это положение было уточнено и дополнено на II съезде партии в 1906 году: «Россия должна быть конституционной и парламентской монархией».

Однако как показала жизнь весной 1917 года, кадеты так и не решили для себя окончательно вопрос о будущем государственном устройстве России. Уже после Октябрьской революции, в феврале 1918 года, они принимают документ, в котором говорится следующее: «Провозглашенные республиканские формы правления не отвечают пониманию и степени государственного развития подавляющего большинства населения. Должно поэтому признать, что монархия после мартовского переворота 1917 года была отвергнута в ущерб интересам России... После долгого и горького опыта революций... восстановление законно приемлемой монархии как единственной формы, могущей обеспечить наше национальное и государственное бытие и порядок, представляется безусловно необходимым». Потерпев неудачу в ходе дальнейшей борьбы за реализацию этой цели, кадеты затем перенесли споры о целесообразности республиканской или монархической формы правления за рубеж, где оказались в эмиграции многие руководители этой партии.

Кадетами была разработана обширная программа финансовых и экономических реформ. Ее основные требования сводились к следующим пунктам:

1)создание при Совете министров специального органа (с участием представительных законодательных палат и деловых промышленных кругов) для разработки перспективного плана развития всех отраслей народного хозяйства;

2)пересмотр устаревшего торгово-промышленного законодательства и отмена мелочной опеки и регламентации, стеснявших свободу предпринимательской деятельности;

3)пересмотр налоговой системы и сокращение непроизводительных расходов казны;

4)расширение бюджетных прав Государственной думы и преобразование государственного контроля;

5)открытие доступа частному капиталу в железнодорожное строительство, горные промыслы, почтово-телеграфное дело;

6)ликвидация или же максимальное сокращение нерентабельного государственного хозяйства и распространение на казенные заводы всех налогов и повинностей;

7)организация промышленного кредита и учреждение банка долгосрочного промышленного кредита;

8)создание торгово-промышленных палат и биржевых судов;

9) расширение внешней торговли и организация консульской службы.

Специальный раздел кадетской программы был посвящен вопросам просвещения. В нем кадеты выступали за уничтожение всех ограничений при поступлении в школу, связанных с полом, национальностью и вероисповеданием. Они настаивали на необходимости свободы частной и общественной инициативы в организации учебных заведений всех типов, а также в области внешкольного образования. В программе указывалось на необходимость установления связи между различными ступенями школ для перехода от низшей ступени к высшей. Кадеты настаивали также на автономии университетов, свободе студенчества, увеличении числа средних учебных заведений и понижения в них платы, на введении всеобщего, бесплатного и обязательного обучения в начальной школе. Органам местного самоуправления предоставлялось право заведования начальным образованием, участия в постановке всей учебной и воспитательной работы. В программе указывалось на необходимость устройства органами местного самоуправления общеобразовательных учреждений для взрослого населения, народных библиотек, народных университетов, развития профессионального образования.

В своей внешнеполитической программе кадеты настаивали на необходимости ориентации на страны западной демократии, на изменении внешнеполитического курса, защите приоритетных национальных интересов России, завершении процесса окончательного формирования «национально-территориального тела России». По существу речь шла о сосредоточении внимания русской дипломатии на решении всего комплекса военно-стратегических проблем в ближневосточном регионе (проливы Босфор и Дарданеллы, Константинополь), присоединении к России территории с преимущественно «русским населением» (Галиция, Угорская Русь), решение польского и армянского вопросов в составе России.

Наряду с партией кадетов, с ноября 1905 года стала формироваться партия октябристов (полное название «Союз 17 октября»). Уже в ноябре — декабре 1905 года возникло 49 отделов партии. В начале 1906 года до апреля в период избирательной кампании в I Государственную Думу появилось еще 211 отделов. Численность партии первое время составляла до 60 тыс. человек. Социальную основу «Союза 17 октября» составляла крупная финансовая и торгово-промышленная буржуазия, крупные помещики, ведущие свои хозяйства по капиталистическому пути. В партию вошла часть «деловой» интеллигенции, которая полностью интегрировалась в капиталистическую систему и получала свою долю прибыли от эксплуатации трудящихся масс. Все 33 основателя Союза принадлежали к торгово-промыш-ленным и финансовым кругам, крупным помещикам и высшим слоям буржуазной интеллигенции.

Октябристы не могли, конечно, похвастаться столь же блестящим, как у кадетов, «букетом» привлеченных в партию имен, что, к слову сказать, было предметом постоянной озабоченности их руководящих органов, особенно в предвыборные периоды. Однако и среди них мы находим людей ярких и по-своему замечательных. Это видные земские и общественные деятели: граф И.А. Гейден, М.Л. Стахович, князь Н.С. Волконский; столичные профессора, адвокаты, деятели науки и культуры: Л.Н. Бенуа, В.И. Герье, Ф.Н. Плевако, В.И. Сергеевич, Н.С. Таганцев; издатели и журналисты: Н.Н. Перцов, А.А. Столыпин, Б.А. Суворин; крупнейшие представители торгово-промышленного мира и банковских кругов: П.С. Авдаков, А.Ф. Цухин, Э.Л. Нобель, братья В.П. и П.П. Рябушинские; деятели других профессий, в частности глава известнейшей ювелирной фирмы К.Г Фаберже.

С какой же программой выступили октябристы в разгар буржуазно-демократической революции? В программе партии говорилось, что главная цель ее — «оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ, направленных к полному и всестороннему обновлению государственного и общественного строя России».

Октябристы особо подчеркивали «сохранение единства и нераздельности российского государства, отстаивая его унитарный характер, отвергая даже автономию Польши. Только за Финляндией признавалось особое положение, «дающее ей право на известное автономное государственное устройство». За другими народами не признавалось даже культурной автономии, то есть права на развитие своего языка, культуры. Государственное устройство России октябристами мыслилось только как конституционная монархия не с Учредительным собранием, а с Государственной думой, избранной на основе всеобщего избирательного права, которое ограничивалось возрастным цензом (25 лет) и цензом оседлости. Октябристы являлись принципиальными противниками Учредительного собрания и открыто заявляли об этом в своем основном документе.

Особое значение «Союз 17 октября» предавал земельной реформе. Цель была — расчистить путь капитализму в сельское хозяйство, ликвидировать крестьянскую общину, увеличить класс кулачества и в нем тем самым создать социально-классовую опору самодержавия в деревне. Разумеется, об этом в программе прямо не говорилось. В нем стояли требования уравнения крестьян в правах с другими сословиями, регулирования земельной аренды, содействия расселению и переселению крестьян, признания необходимости продажи крестьянам государственных и удельных земель, обязательного отчуждения отрезков и в исключительных случаях отчуждения помещичьих земель «государственной важности» на справедливых условиях вознаграждения. Что касается рабочего вопроса, то здесь предполагалось расширение рабочего законодательства, постепенное введение страхования рабочих, обеспечение на случаи болезни. Признавались стачки как средство защиты экономических интересов рабочих, одновременно запрещались стачки на предприятиях и учреждениях, имеющих важное общественное и государственное значение.

Объективный смысл предлагавшихся «Союзом 17 октября» реформ заключался в быстрейшем становлении индустриального общества, развитии буржуазных отношений во всех сферах производства и распределения, в сглаживании на этой основе политических, социальных и национальных противоречий.