Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
тема 1.5. Игра.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
15.07.2019
Размер:
82.94 Кб
Скачать

1.5. ИГРА КАК ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Содержание

Введение.

1.Проблема игры в философии культуры, социальной антропологии

и культурологии.

2. Игра как основа человеческих взаимоотношений в процессе общения и социализации личности.

3. Концепция игры Э. Берна.

Заключение.

Литература.

Введение

Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества она переплеталась с магией, культовым поведением и т. д. Она тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством, особенно его исполнительными формами. Игра имеет большое значение в развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Присущая игре быстрая смена ситуаций, - их нестандартный характер и необходимость приспособления к ним играющего делает ее важнейшей составной частью обучения и воспитания.

Игра — это форма деятельности в условных ситуациях. Совершаемые во время игры реальные действия, часто требующие сложной умственной работы, специфических навыков и умений, происходят в ситуации условной реальности, осознаваемой в качестве таковой самим играющим.

Игра является одним из состояний внутреннего духовного мира человека. Наверное, игра есть одно из специфических бытийных состояний, хотя философы, психологи и особенно поэты издавна пытались найти аналогии игры в поведении животных и даже в явлениях неживой природы.

«Игра» красок, волн и звуков, забавы детенышей животных, любовные «игры» взрослых особей, - все это на самом деле лишь внешняя похожесть на игру, совершающуюся во внутреннем мире человека и объективирующуюся в специфических поведенческих действиях. На самом деле, играть может лишь человек, во всяком случае, в том смысле, который придает игре социальная антропология и культурология. Внешний антураж игры — лишь оформление и проявление того буйства внутренних духовных сил, которое и составляет подлинное содержание игры.

1. Проблема игры в философии культуры, социальной антропологии и культурологии

Концепция игровой культуры — одна из самых распространенных культурологических концепций нашего времени.

Игра как феномен была предметом исследования многих философов. По мнению И. Канта, двойственность реальности, присущая игре как виду деятельности, роднит игру с искусством, которое тоже требует одновременно верить и не верить в реальность разыгрываемого конфликта.

Ф. Шиллер считал игру специфически человеческой формой жизнедеятельности. Концепция Ф. Шиллера основывается на истолковании искусства из игры как спонтанной, незаинтересованной деятельности, которая приятна сама по себе и независима от какой-либо цели. Игра, имея эстетическую природу, определяется как наслаждение, связанное со свободным от внешней потребности проявлением избытка.

Происхождение игр связывается разными исследователями с магико-культурными ритуалами или с врожденными биологическими потребностями организма и психики человека. Изучением игр занимаются историки культуры, этнографы и психологи. Существует несколько концепций в подходе к феномену игры:

а) немецкий философ и психолог К. Гроос полагает, что игра есть предварительная подготовка к условиям будущей жизни;

б) австрийский психолог IC. Бюлера, определяет игру как деятельность, совершаемую ради получения удовольствия от самого процесса деятельности;

в) голландский ученый Ф. Бейтендейк рассматривает игру как форму реализации общих изначальных влечений: к свободе, к слиянию с окружающей средой, к повторению.

3. Фрейд считал, что игра замещает вытесненные желания.

Г. Спенсер относился к игре как к проявлению избытка жизненных сил. Он внес в понимание игры эволюционный подход, отмечая ее упражненческую функцию в жизни человека.

Особое значение игре как феномену становления и формировании человеческой свободы придавал Ф. Ницше.

Определенное внимание игре уделил в своих сочинения Г.В. Плеханов, который считал ее важным видом человеческой деятельности, возникающей в ответ на потребности общества в активизации и воспитании детей.

В работах отечественных психологов середины ХХ века Л. Выготского, Д Эльконина, А. Леонтьева и др. игра нередко рассматривается как фактор воспитания коллективизма.

Одним казалось, что они нашли источник и основу игры в потребности дать выход избыточной жизненной силе. По мнению других, живое существо, играя, подчиняется врожденному инстинкту подражания. Полагают, что игра удовлетворяет потребности в отдыхе и разрядке. Некоторые видят в игре своеобразную предварительную тренировку перед серьезным делом, которого может потребовать жизнь, или рассматривают игру как упражнение в самообладании. Иные опять-таки ищут первоначало во врожденной потребности что-то уметь или что-то совершать либо в стремлении к главенству или соперничеству. Наконец, есть и такие, кто относится к игре как к невинной компенсации вредных побуждений, как к необходимому восполнению монотонной односторонней деятельности или как к удовлетворению в некой фикции невыполнимых в реальной обстановке желаний и тем самым поддержанию чувства личности.

Существенный вклад в теорию игры как всеобщей характеристики человеческой деятельности внес нидерландский мыслитель и историк культуры Й. Хейзинга (1372 — 1945), предпринявший фундаментальное исследование игры («Homo 1udeiis» - «Человек играющий»). Хейзинга усматривает ее сущность в способности приводить в восторг, доставлять радость; он определяет ее как добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная» жизнь». Игра, существующая не только в человеческом, но и в животном мире не поддается, по Хейзинге, логической интерпретации, это в самом полном смысле слова некое излишество.

Нидерландский культуролог выдвинул идею игры как всеобщего принципа формирования и функционирования культуры. Й. Хейзинга поднимает самые глубокие пласты истории развития культуры — игровые. «Культура, - пишет он, - не происходит от игры как от материнского тела, она развивается в игре и как игра. Все культурное творчество есть игра: и поэзия, и музыка, и человеческая мысль, и мораль и все возможные формы культуры» (Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992. С. 114.)

Согласно концепции Хейзинги, в определенные моменты истории игра выполняет роль драматургической основы в реализации социально- нравственной идеи. Целые эпохи «играют» в воплощение идеала, как, например, культура Ренессанса, стремившаяся к возрождению идеалов античности.

По мере культурного развития игровой элемент отступает на второй план, выражаясь главным образом в искусстве, правовых отношениях, формах политической деятельности. Но игровой инстинкт, по мысли Хейзинги, может проявиться в любой момент, вовлекая в процесс игры и отдельного индивидуума и человеческие массы.

Игра явилась предметом исследования отечественного эстетика и философа М.М.Бахтина (1895 — 1975). В его эстетических работах игра рассматривается как форма бытия, как образ жизни широких народных масс — противовес официальному, социально и юридически общественно закрепленному порядку.

Игра, по Бахтину, - это праздничное бытие народа, выступающее неиссякаемым источником народной мудрости, свободы, фольклора, искусства. Она — источник профессионального искусства.

М.М. Бахтин раскрывает игровую культуру народа как адекватное выражение его внутреннего духовного мира. Римские сатурналии, средневековые карнавалы, русские игрища — они удваивают жизнь народа. В них она приобретает новый смысл и новые цели. Важнейшими атрибутами игры, по М.М. Бахтину, выступают юмор, смех, пародия, гипербола, открытость отношений между ее участниками, преодоление жесткости социальной иерархии, социальных ролей личности. По самой своей сути игра есть компенсация внешней необходимости жизни с ее императивностью, обязательностью, иерархичностью, жесткой структурированностью.

Исключительно место игра как одно из оснований бытия человека, занимает в творчестве немецкого философа-феноменалиста Загена Финка (1905 — 1975). Э. Финк полагает, что основными феноменами человеческого бытия являются труд, власть, любовь, смерть и игра. Философ рассматривает содержание, статус и формы игры, а также возможные способы ее постижения.

Игра, по мнению Э. Финка, - специфически человеческий феномен, общечеловеческая ценность. Финк констатирует: «Ни животное, ни бог играть не могут». Животное не играет потому, что ему недоступен выход за пределы собственной природы и своего реального бытия, а бог не нуждается в таком выходе, ибо для него не существует нереального мира. Божественный разум безграничен, закончен, завершен и блаженно покоится в самом себе. Человек же в игре выходит за пределы отведенной для него природы. В игре он гигантски расширяет свои возможности, способности, потенции. Игра — это царство рафинированной свободы.

Определение игры у Финка весьма кратко и философично: игра - основной способ человеческого общения с возможным и недействительным. Без игры, утверждает мыслитель, человеческое бытие превратилось бы в растительное существование.

То обстоятельство, что игра есть способ становления личности, и что она хронологически локализована в детстве человека, нимало не означает, что она не сопровождает человека всю жизнь. Подобно труду, любви, власти, смерти, игра есть общебытийное состояние человека. Более того, через игру человек «пропускает» всю свою жизнь и даже смерть. В игру он «проигрывает» и самое игру. Поэтому Э. Финк полагает, что игра есть более существенное основание человеческого бытия, чем труд, власть, любовь и смерть.

В игре человек осуществляет свою связь с действительным и нереальным. Поэтому главным полем реализации игры выступает духовный мир человека. Игра — один из способов осмысления человеком своей жизни. Так или иначе, человек «проигрывает» в своем сознании любой свой поступок, любое событие, любую встречу и разговор. Только в игре человек может экспериментировать с самим собой со всеми возможными вариантами своего поведения, а также с другими участниками игры. Игра есть «инструмент» свободного выбора.

Игра тесно связана с творчеством — одним из самых активных состояний и проявлений человеческой свободы. Единство игры и творчества определяется следующими моментами:

- творчество в известном смысле есть продукт, результат игры духовных сил человека;

- игра представляет собой бытийное поле творчества;

- творчество — один из важнейших каналов выхода игры за свои собственные пределы в мир внешней продуктивной результативности человеческой деятельности.

Культуролог В.М. Розан отмечает: «...как языковое и художественное творчество, культура есть диалог (одного субъекта с другим, одного культурного сознания с другим)... В культуре действуют индивиды, предопределенные культурой. Именно они, относясь к другим представителям культуры, вступают в диалог... ». (Розин В.М. Введение в культурологию. М., 1998. С. 35.) Следовательно, общение и диалог являются основой творчества.

Исходя из того, что творчество тесно связано с игрой, а общение и диалог — непременная принадлежность творчества, можно сделать следующий вывод: игра является необходимым условием взаимодействия людей в такой области, как художественная культура.