Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Фадеев В.И. Материалы к теме № 1.docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
08.05.2019
Размер:
58.28 Кб
Скачать

3.Понятие и предмет энергетического права

Конституционно-правовые нормы, составляющие содержание Конституционно-правовых основ энергетического права, выступают необходимой предпосылкой формирования и развития энергетического права и определяют его конституционно-правовое основание, его конституционно-правовую базу.

В связи с этим необходимо обратиться к понятию «Энергетическое право», к его предмету регулирования, чтобы очертить сферу и пределы конституционно-правового воздействия на энергетические отношения.

Вопрос об энергетическом праве - дискуссионный.

В литературе наметились разные подходы к его понятию. Некоторую ясность в этот вопрос внес в свое время советник Президента РФ профессор В. Ф. Яковлев. В своем выступлении на III Международной научно-практической конференции «Энергетика и право», проходившей в апреле 2008 г. на базе Юридического факультета МГУ им. М. В Ломоносова, он констатировал: «энергетическое право — это реальность. Другое дело, какой мы смысл вкладываем в этот термин».

Он высказался за то, чтобы энергетическое право рассматривалось наравне с другими отраслями права, и дал краткое определение энергетического права: энергетическое право как отрасль права представляет совокупность правовых норм, регулирующих сферу энергетики.

Вместе с тем возникает вопрос – энергетическое право - это отрасль права, или это только отрасль законодательства?

По мнению В.Ф.Яковлева, мы можем употреблять это словосочетание аналогично тому, как мы говорим о сельскохозяйственном, промышленном, транспортном праве и т. д.

То есть речь идёт, отметил В.Ф.Яковлев, о совокупности норм законодательных актов, источников права, обеспечивающих регулирование этой важнейшей отрасли экономики. Поэтому энергетическое право — это, сложный комплекс.

Относится ли энергетическое право к частному праву или публичному? В нем сочетаются и то, и другое.

В энергетическом праве в значительной степени представлено частное право — гражданское право (корпоративное право, право собственности, договорно-обязательственное право, право интеллектуальной собственности) трудовое право и т. д.  С другой стороны представлено и публичное право. Пожалуй, одна из главных особенностей этого правового комплекса — органичное переплетение частного и публичного права.

Поэтому, как считает В.Ф.Яковлев, говорить, что здесь сформировалась какая-то единая правовая отрасль можно, но лишь в определенном смысле, как комплексная отрасль.

Этот подход лежит сегодня в основе многих определений энергетического права, содержащихся в учебной литературе, в которой используются понятие энергетического права как комплексной отрасли права, и понятие энергетического права как комплексной отрасли энергетического законодательства.

То есть не очень четко обозначенная позиция В.Ф.Яковлева привела, по сути, к тому, стали отождествлять энергетическое право как комплексную отрасль права и как комплексную отрасль законодательства.

Так, О.А.Городов в своем учебном пособие «Введение в энергетическое право» (2012 г.) приходит к выводу: «энергетическое право занимает самостоятельное место в системе российского права в качестве комплексной отрасли, его нормы регулируют специфические группы отношений в сфере энергетики, составляющие обособленный, но тесно взаимосвязанный с иными отраслями права предмет регулирования» (с.18).

И вместе с тем в учебном пособии дается понятие энергетического законодательства и его системы. Но отсутствует характеристика системы энергетического права как отрасли права. То есть автор, по сути, не различает понятия «отрасль законодательства» и «отрасль права».

Каков круг общественных отношений, составляющих предмет энергетического права? В него, по мнению О.А.Городова, входят: общественные отношения, скалывающиеся:

а)в связи с производством, преобразованием, передачей, продажей, использованием различных видов энергетических ресурсов, их сбережением,

б)а также в связи с обеспечением энергетической безопасности.

Своеобразную трактовку понятия энергетическое право дал П.Г.Лахно. С одной стороны, он пытается в свое время рассматривать энергетическое право лишь как часть предпринимательского права – его подотрасль. В журнале «Энергетическое право» (2008, №1) он писал: «Энергетическое право представляет собой чрезвычайно интересную и вместе с тем сложную материю - подотрасль предпринимательского права. Сложность заключается в теснейшем диалектическом сочетании публично-правовых и частноправовых способов в регулировании энергетических отношений».

В этой же статье он определяет энергетическое право как комплексную отрасль российского законодательства.

В новой работе - «Энергетическое право России и Германии: сравнительно-правовое исследование» (2011 г.)4 - в разделе, написанном им совместно с В.Ф.Яковлевым, энергетическое право определяется и как комплексная отрасль права и как комплексная отрасль энергетического законодательства. При этом предмет регулирования энергетического законодательства выходит за рамки предпринимательских отношений. Однако четкого различия между отраслью права и отраслью законодательства в работе проводится: понятие используются, по сути, как тождественные.

В работе дается следующее определение энергетического законодательства, которое, по сути, характеризует энергетическое право как комплексную отрасль права и комплексную отрасль законодательства.

«Энергетическое законодательство – это крупный интегрированный (межотраслевой) комплекс, один из элементов системы законодательства Российской Федерации, совокупность нормативных правовых актов различного уровня, регулирующих предпринимательские и иные отношения, возникающие в области организации и функционирования топливно-энергетического комплекса страны и нетопливной энергетики» (с.60).

Топливно-энергетический комплекс играет интегрирующую роль в экономике страны. Он объединяет федеральные энергетические системы:

а)энергетическую систему;

б)систему газоснабжения;

в)системы нефтеобеспечения нефтепродуктообеспечения

г)система углеснабжения (с.56).

В предмет правового регулирования энергетического законодательства авторы указанный работы включают:

1)отношения внутри самого топливно-энергетического комплекса, его суботраслей и взаимоотношения между ними, а также инвестирования, инвестиционной деятельности в нем;

2)отношения предприятий и организаций ТЭК с внешней по отношению к нему средой, под которой понимаются поставщики и потребители ТЭК, транспортные, финансово-кредитные и другие организации, составляющие инфраструктуру рынка;

3)отношения между органами государственной власти и управления и предприятиями и организациями – субъектами ТЭК по государственному регулированию деятельности топливно-энергетического комплекса страны (с.61).

В завершении рассмотрения вопроса о том, что же представляет собой энергетическое право, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, понятие энергетического права используется для определения соответствующего правового комплекса в качестве комплексной отрасли права и комплексной отрасли законодательства.

Во-вторых, хотя энергетическое право определяется как комплексная отрасль права, по существу, эта отрасль законодательства. Достаточно проанализировать то, как решается в учебной литературе вопросы системы данной отрасли, каковы основные ее структурные элементы. В юридической теории и практике термины «отрасль права» и «отрасль законодательства» используются как нетождественные. При этом количество отраслей законодательства значительно превышает количество отраслей права (см, например: теория права и государства. Учебник под ред. В.В.Васильева. – М., 2001. С.210-211)

Что отличает отрасль права от отрасли законодательства?

Они отличаются по кругу источников:

  • отрасли законодательства воплощены в законах, иных нормативных правовых актах. Поэтому первичным элементом отрасли законодательства является нормативный правовой акт. Система отрасли законодательства – это иерархия нормативных правовых актов.

  • Первичным элементом отрасли права является правовая норма, далее идут правовые институты, подотрасли.

При этом отрасли права находят свое воплощение не только в нормах позитивного права (законодательстве), но и в нормах обычного права, международных правовых актах, в договорах.

  • Отрасль права характеризуется высокой степенью однородностью составляющих ее норм.

  • Отрасль законодательства таким объединяющим началом, как правило, не обладает: ее предмет не является столь однородным, как у отрасли права.

Если обратиться к вопросу о системе энергетического права, то легко обнаружить, авторы включают в эту систему не институты (подотрасли), а правовые комплексы, регулирующие энергетические отрасли. Поэтому энергетическое право – это комплексная отрасль энергетического законодательства.

В учебном пособии Городова О.А. «Введение в энергетическое право» дается характеристика именно системы законодательства (а не отрасли права), которая включает: законодательства в сфере электроэнергетике; законодательство в сфере теплоэнергетики; законодательство в сфере нефте-газоснабжения; законодательство в области угольной промышленности; законодательство общее для всех отраслей энергетики.

В литературе обосновывается необходимость принятия в России Энергетического кодекса или обобщающей закон об энергетике (в Германии – закон об энергетическом хозяйстве). Возможно принятие данного акта создаст дополнительные предпосылки для формирования энергетического права как комплексной отрасли права. Сегодня энергетическое право представляет собой все-таки еще недостаточно интегрированную комплексную отрасль законодательства.