Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие.в.4.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
12.08.2019
Размер:
193.02 Кб
Скачать

42

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Ю.К. ОРЛОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ

В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Учебное пособие

Выпуск 4

Заключение эксперта и его оценка.

Показания эксперта.

Москва, 2005 г.

Настоящее учебное пособие предназначено для студентов, избравших спецкурс «Использование специальных знаний в уголовном судопроизводстве».

Четвертый выпуск посвящен заключению эксперта и его показаниям. В нем описано содержание и структура заключения эксперта как процессуального документа, а также проанализирована его логическая структура. Дано общее понятие оценки заключения эксперта, подробно изложены правила оценки отдельных его свойств как доказательства – относимости, допустимости, достоверности и доказательственной значимости (силы). Дано понятие и показано значение показаний эксперта.

Содержание

Глава 1. Содержание заключения эксперта, его процессуальная и логическая структура……………………………………………………………………4

Глава 2. Оценка заключения эксперта. Показания эксперта……………14

Глава 1.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭКСПЕРТА,

ЕГО ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ И ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА.

Содержание заключения эксперта в действующем УПК регламентировано гораздо более подробно, чем в прежнем. Согласно ст. 204 УПК РФ, в заключении эксперта указываются:

1) дата, время и место производства судебной экспертизы;

2) основания производства судебной экспертизы;

3) должностное лицо, назначившее судебную экспертизу;

4) сведения об экспертном учреждении, а также фамилия, имя и отчество эксперта, его образование, специальность, стаж работы, ученая степень и (или) ученое звание, занимаемая должность;

5) сведения о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;

6) вопросы, поставленные перед экспертом;

7) объекты исследований и материалы, представленные для производства судебной экспертизы;

8) данные о лицах, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;

9) содержание и результаты исследований с указанием примененных методик;

10) выводы по поставленным перед экспертом вопросам и их обоснование.

На практике выработаны более подробные реквизиты заключения эксперта и определена его структура, что нашло закрепление в различных ведомственных положениях и инструкциях, регулирующих деятельность судебно-экспертных учреждений, а также отражено в бланках (образцах) заключения эксперта.

Заключение эксперта состоит из трех частей – вводной, исследовательской и выводов. Иногда выделяется еще четвертая часть (или раздел) – синтезирующая.

В вводной части указывается номер и наименование дела, по которому назначена экспертиза, краткое изложение обстоятельств, обусловивших назначение экспертизы (фактическое основание), номер и наименование экспертизы, сведения об органе, назначившем экспертизу, правовое основание проведения экспертизы (постановление или определение, когда и кем оно вынесено), дата поступления материалов на экспертизу и дата подписания заключения, сведения об эксперте или экспертах – фамилия, имя, отчество, образование, специальность (общая и экспертная), стаж работы, ученая степень и (или) ученое звание, должность; наименование поступивших на экспертизу материалов, способ доставки, вид упаковки и реквизиты исследуемых объектов, а также по некоторым видам экспертиз (например, автотехнической), представленные эксперту исходные данные; сведения о лицах, присутствовавших при производстве экспертизы (фамилия, инициалы, процессуальное положение) и вопросы, поставленные на разрешение эксперта. Вопросы, разрешаемые экспертом по своей инициативе, обычно тоже приводятся в вводной части заключения.

Если экспертиза является дополнительной, повторной, комиссионной или комплексной, это особо отмечается в вводной части. При дополнительной и повторной экспертизах излагаются также сведения о предшествующих экспертизах – данные об экспертах и экспертных учреждениях, в которых они проводились, номер и дата заключения, полученные выводы, а также основания назначения дополнительной или повторной экспертизы, указанные в постановлении (определении) о ее назначении.

Если экспертом заявлялись ходатайства о предоставлении дополнительных материалов (исходных данных), то это также отмечается в вводной части с указанием даты направления ходатайства, даты и результатов его разрешения.

В вводной части отражается также участие эксперта, если таковое имело место, в получении образцов для сравнительного исследования, в осмотре места происшествия и других следственных действиях.

Приводятся также сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве экспертизы. Если ими были сделаны какие-то заявления или ходатайства, то они и результат их рассмотрения также должны быть отражены.

Вопросы, поставленные перед экспертом, приводятся в заключении в той формулировке, в какой они указаны в постановлении (определении) о назначении экспертизы. Однако, если вопрос сформулирован неправильно (нечетко, не в соответствии с принятой терминологией и т.п.), но смысл его понятен, эксперт вправе указать, как он понимает его в соответствии со своими специальными познаниями то есть, фактически переформулировать его (с обязательным приведением первоначальной формулировки). Например, вопросы типа: «Не идентичны (тождественны) ли образцы почвы, изъятые с места происшествия, с почвой, обнаруженной на обуви обвиняемого?» эксперты обычно переформулируют следующим образом: «Не принадлежит ли почва, изъятая с места происшествия и с обуви обвиняемого, одному участку местности (роду, группе)?» Если же смысл вопроса эксперту неясен, он должен обратиться за разъяснением к органу, назначившему экспертизу. При наличии нескольких вопросов эксперт вправе сгруппировать их, изложив в такой последовательности, которая обеспечила бы наиболее целесообразный порядок исследования.

В случаях, когда это требуется по закону, в заключении должна содержаться отметка о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об ответственности.

Обычно это также отражается в вводной части, но иногда оформляется отдельным документом, прилагаемым к заключению.

В исследовательской части заключения излагается процесс экспертного исследования и его результаты и дается научное объяснение установленных фактов. Здесь, в частности, должно быть указано состояние объектов исследования, методы исследования и технические условия их применения (в том числе условия проведения экспертного эксперимента, если таковой проводился), ссылка на справочно-нормативные материалы и литературные источники.

Описание исследования осуществляется обычно в соответствии со схемой исследования. Так, при идентификационных исследованиях выделяются аналитическая стадия (раздельное исследование свойств объектов), сравнительная (установление совпадений и различий свойств объектов) и интегрирующая (комплексная оценка результатов исследования). Соответствующим образом строится и структура исследовательской части заключения.

В некоторых случаях, когда один метод применяется к нескольким объектам или для решения нескольких задач, практикуется описание процесса исследования по методам. Например, в подразделе «Исследование красителей» могут быть выделены следующие рубрики:

«Микрохимический анализ красителей»;

«Хроматографический анализ красителей»;

«Спектрографический анализ красителей» и др.

В синтезирующей части (разделе) заключения даются общая суммарная оценка результатов проведенного исследования и обоснование выводов, к которым пришел эксперт (эксперты). Так, при идентификационных исследованиях синтезирующая часть включает итоговую оценку совпадающих и различающихся признаков сравниваемых объектов, констатируется, что совпадающие признаки являются (не являются) устойчивыми и образуют (не образуют) индивидуальную неповторимую совокупность.

Как уже отмечалось, синтезирующий компонент не всегда выделяется в самостоятельную часть. Это типично в основном для комплексных экспертиз. При однородных экспертизах этот компонент обычно выступает как раздел (завершающий) исследовательской части заключения.

Выводы представляют собой ответы на поставленные перед экспертом вопросы. На каждый из этих вопросов должен быть дан ответ по существу либо указано на невозможность его решения. Выводы по обстоятельствам, установленным экспертом по собственной инициативе, излагаются в конце.

Заключение подписывается экспертом (экспертами) проводившим экспертизу, и заверяется печатью судебно-экспертного учреждения, если экспертиза проводилась в таковом. Как указывалось выше, при производстве комплексной экспертизы в заключении отдельно описываются исследования, проводимые различными экспертами, и каждый эксперт подписывает только тот раздел исследовательской части, в котором излагаются проведенные им исследования и сделанные им промежуточные выводы. Конечные (общие) выводы также подписывают только те эксперты, которые участвовали в их формулировании.

Изготовленный в ходе производства экспертизы иллюстративный материал (фототаблицы, чертежи, диаграммы, схемы, графики и др.) прилагается к заключению и является его составной частью (ч. 3 ст. 204 УПК). Различная рабочая документация, отражающая ход, условия и результаты исследований (например, график экспертных экспериментов) остается в экспертном учреждении, но в случае необходимости может быть передана лицу или органу, назначившему экспертизу по их требованию для приобщения к уголовному делу (ст. 25 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»).

Помимо процессуальной (внешней) структуры заключения эксперта как процессуального документа, существует его логическая (внутренняя) структура как логического вывода, умозаключения.

Рассмотрение такой структуры очень важно для правильной оценки экспертного заключения.

В логической структуре заключения эксперта можно выделит три компонента: 1) общее правило – научное положение, из которого исходил эксперт (бóльшая посылка); 2) конкретные данные об исследуемом объекте – признаки, исходные данные (меньшая посылка, или аргумент); 3) собственно вывод – умозаключение (доказываемый тезис). Вывод получается, таким образом, по логическим правилам силлогизма. Например:

1) Признаками смерти от утопления являются резкое вздутие и увеличение легких, отек тканей, наличие жидкостей в пазухе основной кости черепа и т.д.

2) При исследовании трупа А. обнаружены указанные признаки.

3) Смерть А. наступила от утопления.

Разумеется, эта схема представляет собой предельно упрощенную логическую модель процесса получения экспертного вывода. Фактически этот процесс гораздо сложнее и далеко не сводится к классическому силлогизму. Особенно это относится к идентификационным исследованиям, где меньшая посылка – суждение о том, что выявленная совокупность идентификационных признаков индивидуальна и неповторима, – устанавливается на основе индуктивной (вероятностной) логики, что представляет собой как раз наибольшую сложность. Тем не менее указанный силлогизм всегда имеет место, и выделение его компонентов совершенно необходимо для анализа и оценки логической структуры заключения эксперта. Рассмотрим кратко эти компоненты.

Бóльшая посылка (общее правило) представляет собой научное положение, из которого исходил эксперт при построении вывода, в том числе о методах и средствах исследования, их надежности и возможностях. Бóльшая посылка составляет компонент специальных познаний эксперта, ее установление находится за пределами экспертного исследования как процессуального действия. Обычно экспертные методики и иные используемые экспертами общенаучные положения разрабатываются в ходе научно-исследовательской, а не процессуальной деятельности.

Бóльшая посылка во многом определяет правильность экспертного вывода. Поэтому она также подлежит оценке следствием и судом, которые могут подвергнуть сомнению любую экспертную методику. В связи с этим данные, составляющие бóльшую посылку, подлежат обоснованию и фиксации в экспертном заключении. Однако возникает вопрос, в каком объеме должно осуществляться такое обоснование и фиксация? Очевидно, что нет ни возможности, ни необходимости подробно излагать те научные положения, из которых исходил эксперт, так как нередко по этим вопросам имеется не один том научной литературы. Тем не менее какие-то минимальные требования к такому изложению предъявляются. Так, в соответствии с инструктивными нормами в исследовательской части заключения должно содержаться указание на примененные методы, справочные нормативные документы, которыми руководствовался эксперт, и литературные источники. Например, эксперт должен объяснить в своем заключении, откуда взяты те или иные коэффициенты и другие табличные данные или какими нормативными предписаниями (например правилами ведения бухгалтерского учета) он руководствовался при построении вывода.

Представляется также, что эксперт не должен ограничиваться перечислением примененных им методов исследования, а хотя бы в общих чертах разъяснить их смысл и назначение (например: «Вопрос о соответствии или несоответствии выполнения записей дате, имеющейся на документе, решается путем определения состава паст и сравнения их со стандартными рецептурами за соответствующий период времени. С этой целью было проведено исследование состава паст следующими методами…»). Разъяснение в общедоступной форме сущности научного положения и методики исследования имеет большое значение для правильной оценки заключения эксперта.

Меньшая посылка (аргумент) может быть двоякого рода – либо признаки, выявленные самим экспертом (признаки близкого выстрела, травления или подчистки документов и т.п.), либо сведения, представленные эксперту следователем или судом в качестве исходных данных (например, скорость движения транспортных средств и пешеходов при автотехнической экспертизе). В последнем случае эксперт не вправе вдаваться в их оценку по существу, он может только анализировать их как посылки для вывода (их способность служить аргументом, достаточность для вывода и т.п.). При наличии к тому оснований эксперт может указать также на техническую несостоятельность представленных ему исходных данных (например, что такая скорость технически недостижима для данной модели транспортного средства).

По своей правовой природе факты, составляющие меньшую посылку, являются доказательствами в рамках экспертного исследования, тем фактическим базисом, на котором основывается вывод («внутренними доказательствами», по удачному выражению А.А. Эйсмана). Поэтому они подлежат обязательной фиксации и оценке экспертом. Эта фиксация и оценка включает в себя три момента. Во-первых, если эти данные выявлены самим экспертом, в заключении должен быть описан процесс их установления, использованные при этом методы. (Это не относится к исходным данным, которые фиксируются экспертом в качестве готовых посылок.) Во-вторых, экспертом должна быть дана их интерпретация, научное истолкование, показана их значимость для вывода1. И, в-третьих, в заключении должна быть аргументирована их достаточность для вывода.

Вывод – это умозаключение эксперта, сделанное по результатам проведенных исследований на основе выявленных или представленных ему данных об исследуемом объекте (меньшей посылки) и общего научного положения соответствующей отрасли знаний (бóльшей посылки). Вывод представляет собой квинтэссенцию заключения, конечную цель экспертизы. Именно он определяет доказательственное значение заключения эксперта.

Основные требования, которым должен удовлетворять вывод эксперта, можно сформулировать в виде следующих принципов:

1. Принцип квалифицированности. Он означает, что эксперт может формулировать только такие выводы, для построения которых необходима достаточно высокая квалификация, соответствующие специальные знания. Вопросы, не требующие таких знаний, могущие быть решены на базе простого житейского опыта, не должны ставиться перед экспертом и решаться им, а если все же решены, то выводы по ним не имеют доказательственного значения.

2. Принцип определенности. Согласно ему недопустимы неопределенные, двусмысленные выводы, позволяющие различное истолкование (например, выводы об «одинаковости» или «аналогичности» объектов, без указания на конкретные совпадающие признаки, выводы об «однородности», в которых не указан конкретный класс, к которому отнесены объекты).

3. Принцип доступности. В соответствии с ним в процессе доказывания могут быть использованы только такие выводы эксперта, которые не требуют для своей интерпретации специальных знаний, являются доступными для следователей, судей и других лиц. Не соответствуют данному принципу, например, выводы при идентификационных исследованиях о совпадении химических элементов, входящих в состав исследуемых объектов, поскольку следователь и суд, не обладая соответствующими специальными познаниями и не зная степени распространенности перечисленных экспертом химических элементов, не в состоянии оценить доказательственное значение такого вывода. И вообще само по себе перечисление признаков (химических, технологических и др.) ничего не говорит следователю и суду, так как неясно, какова доказательственная значимость вывода, его цена как улики. Поэтому использование таких выводов в качестве доказательств фактически невозможно. В качестве примера можно привести следующий вывод: «Микрочастицы резины на ноже имеют одинаковую родовую принадлежность с резиной автомобиля ВАЗ-9108, т.е. относятся к материалам на основе сополимеров стирола (метилстирола) и бутадиена, содержащих в качестве наполнителя карбонат кальция». Очевидно, что любому неспециалисту такой вывод невозможно ни понять, ни оценить. Эксперт должен довести цепь своих умозаключений до такого этапа, когда его вывод станет общедоступным и может быть понят любым лицом, не обладающим специальными знаниями.