Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lectiya_16(Mesopotam_Ubeid,Uruk_vtotpol5-4t).doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
05.05.2019
Размер:
76.8 Кб
Скачать

8

Лекция 16

Археология Месопотамии: 4300-2900 гг. до н.э.

3. Энеолит Месопотамии во второй половине 5 – первой половине 4 тыс. до н. э. Протошумерская культура Убейд

Убейдская культура (4300 – 3500 гг. до н.э.)

Первые систематические раскопки начались в 60-е гг. Культура именуется так по названию небольшого холма Эль-Убейд, расположенный примерно в 5 км. от Ура.

Вопрос о том, откуда пришли создатели этой культуры остается отрытым.

В это время Юг начинает опережать в своем социальном и экономическом развитии север Месопотамии. Переселение в области Нижней Месопотамии с севера ученые связывают с изменениями климата – повышением температуры – особенно в конце V – начале IV тыс. до н.э. (Мунчаев и др., 1993, с. 40), демографическим ростом и т.п. Заселение этих районов началось вовремя расцвета халафской культуры (отсюда влияние халафа). Несколько столетий они сосуществовали. Здесь климат был более суровым (более жарким, чем в северной части Месопотамии), природных ресурсов значительно меньше. Отсутствие камня и дерева затрудняло строительство, а отсутствие руд затрудняло изготовление изделий из металла. Возникшие здесь в период Убейда городские центры пользовались в основном привозными товарами. Сначала убейдцы селились по берегам рек. Потом по мере освоения ирригационного строительства распространялись все дальше от них.

В течение этой культуры с одной стороны шел процесс усложнения социальной структуры, который в конце концов привел к формированию ранних первичных государственных образований. Эту культуру еще нельзя считать шумерской, но она подготовила почву.

С другой часть избыточного населения перемещается на север – и заполнило районы распространения более ранней халафской культуры, приходя ей на смену. Убейдская керамика распространена вплоть до р. Оронт на западе и Азербайджана на севере, Хузистана – на северо-востоке. Ранее не одна культура не распространялась так широко.

Поселения Тепе-Гавр, Хаджи-Мухаммад, Рас аль-Амия, Кейт-Касим, Телль-Абада,и др.

Поселение. Известны 14 убейдских поселений в окрестностях Урука по течению водотоков на расстоянии 4 км. друг от друга. Ученые (Адамс) выделили три типа поселения: деревня (от 01, – до 6,0 га) , городок (от 6,1 до 25 га), городской центр (от 25 га и выше).

В деревне в Эль-Убейде – жило около 750 человек.

Поселения раннего Убейда особенно деревенские известны мало, поскольку находятся под более поздними шумерскими и вавилонскими городами (Эреду, Ур, Урук и др.).

В позднем Убейде поселения располагаются группами. В центре городок площадью ок. 10 га, а вокруг селения меньшего размера. В такой группе поселений жило от 2,5 до 4 тыс. человек.

Сооружения.

1. Жилые постройки в разных поселениях различались. На одних широко использовался тростник, на других были из сырцового кирпича. Площадь жилых домов – в среднем ок. 130 м2. Были и двухэтажные жилые дома. Некоторые сохранили следы черной и красной росписи. (Тепе Гавра XVI).

2. Были общественные постройки для собраний и размещения гостей. Например, есть прямоугольные, вход находился в длинной стене, а у короткой было возвышение. Эти многокомнатные строения состояли из прямоугольного или Т-образного центрального помещения. Боковые комнаты располагались как правило в один или три ряд и соединялись проходами. Центральное помещение занимало около половины общей площади. Оно членилось на три части: в торце против входа находился подиум, у входа был большой очаг и пространство посередине. Чем дальше от очага, тем более почетное место. Площадь отдельных построек – в среднем ок. 200 м2.

3. В городах начинается строительство монументальных храмов. Возводились из сырцового кирпича на каменных фундаментах. Во всех крупных убейдских поселениях храмовый комплекс играл роль административного центра. Здесь на протяжении более, чем тысячелетия сохраняется традиция строить храм на одном и том же месте. Шумерский номовый центр складывается вокруг своего храма.

Архитектура храмов различалась.

Наиболее характерная: основное здание храма в виде длинной центральной комнаты (10 и более м. в длину) с широкой платформой в одном конце и алтарем в другом. Главное сооружение было окружено меньшими, которые имели лестницы, ведущие на верхний этаж или на крышу. Центральная часть была выше боковых и имела треугольные окна. Снаружи здание украшали выступы и ниши (Дж. Мелларт, 1982, с.121).

Например, известен храм VII слоя конца Убейда (рис. 11). 15 м в ширину, 20 м. в длину. Стоял на террасе высотой в 2 м. Между двумя башнями поднималась лестницу, которая вела в главный зал размером в 20 на 4 м. Возле одной из узких стен стоял алтарь, вокруг которого было множество рыбных костей. Рядо были помещения, где жили жрецы, и склады. Храм во время войн мог служить в качестве крепости.

Еще один пример, ранний храм XVIII слоя Тепе-Гавр имеет площадь 7 на 11 м. А в позднем слое XIII найдены три сообщающиеся между собой храма площадью: 9 на 12, 18 на 15, 20 на 17 м. Их фасады окружали двор площадью в 18 на 15 м. Вход везде располагался в широкой стене. Внутри центрального храма остались следы росписи, сделанной пурпуром. Один храм снаружи был покрашен в красный цвет. На территории этих храмов найдены печати с изображениями зверей, а также антропоморфные изображения с головами рептилий.

Занятия. Земледелие – возделывание пшеницы, шестирядного ячменя, появление озимых сортов. Финики. Рыболовство (Эреду), собирательство, охота (газель, лошадь).

Распространение убэйдской культуры по всей Нижней Месопотамии связано с широким использованием ирригации (Дж. Мелларт, 1982, с.121). Ирригационные сооружения уберегали посевы от паводка и запасали воду для полива. Водотоки и искусственные каналы позволяли осваивать отделенные от речных рукавов земли. Они требовали систематической работы. Это было делом нескольких общин, которые нуждались в общей координации.

Разводили крупный рогатый скот и мелкий: баран, домашняя коза, козел.

Недостаток сырья предопределил широкие связи со всеми соседями на многие сотни километров. Торговый обмен на большие расстояния. (лазурит из Бадахшана). Медь и обсидиан получали из Анатолии и Центрального Ирана, Амазонит – из Индии. Этот маршрут установился во времена Халафа.

Орудия. Специфика в том, что здесь мало сырья – камня, дерева, металла. Важнейший материал обожженная глина. Из нее могли делать даже серпы. Каменные топоры и тесла.

Медные литые проушные топоры.

Керамика. В Убейде появляется гончарный круг медленного вращения. Но в основном продолжает изготовляться от руки.

Роспись геометрическая – простая линейная монохромная орнаментация.

Есть фигуративная роспись (Тепе Гавре),

Украшения. Бусы из бирюзы, жидеита, сердолика, гематита, мрамора, кварца, лазурита, деодорита и др. Обилие золотых украшений: кольца, нашивки на одежду в виде полумесяца.

Отдельные изделия: Найдены печати, которые применялись для опечатывания продуктов.

В Тепе-Гавр найдены антропоморфные фигурки женские с головами рептилий, возможно варанов, которые потом в Шумере были символом плодовитости. Варан была матерью божества Думузи.

А также антропоморфные изображения с козлиными рогами и звериными ушами. В погребениях убейд­ского Эреду найдены глиняные модели лодочек.

Погребения. Есть большие могильники за пределами городских поселений (в Эриду).

Показательно наличие в Гавре захоронений нового типа с вытянутым трупоположением. Всего ок. 200 погребений. Из них ок. 80% детских. Расположенных либо под полами жилых домов, либо вблизи культовых зданий. Наиболее выдающиеся члены общины погребались в великолепных гробницах, расположенных между жилыми строениями на холме (их около 80). Они представляют собой прямоугольные камеры, сложенные из камня или кирпича-сырца, с перекрытием из дерева или каменных плит. В каждую камеру помещали одного покойника в скорченном положении, по-видимому одетого, завернутого в циновку или покрытому ею.

***

В целом комплекс Северного Убейда свидетельствует об установлении определенного культур­ного единства на основной территории Месопотамии. Вопрос о ме­ханизме этого явления остается не вполне ясным.

4. Вторая половина 4 – начало 3 тыс. до н. э. – время завершения формирования шумерской цивилизации. Культуры: Урук и Джемдет-Наср

1. Культура Урук (3500-2900 гг. до н.э.)

Урукская культура связана с формированием древней шумерской цивилизации.

Во второй половине 4 тыс. до н. э. завершается формирование экономических и культурных основ шумерской цивилизации. Основ­ная часть этого периода связана с урукской культурой, конец его – с культурой Джемдет­-Наср. Урукская культура складывается на основе более ранних культурных традиций – убейд­ской культуры Месопотамии.

Поселение. Развитие общества и технический прогресс в Южном Двуречье постепенно вели к новым технологическим и культурным преобразованиям. Одним из результатов этого был рост населения: в районе Урука археоло­гами зафиксировано свыше 120 различных поселений, в бассейне Диалы – 43. В большинстве своем это были небольшие сельские поселки, возможно, даже усадьбы и хутора. Урукские памятники располагаются цепочками, вытянутыми с юга на се­вер. Это указывает на направление русел древних каналов, снабжавших поселения водой для орошения полей. Создание системы магистральных каналов для регулярного орошения полей в сочетании с продуманной агротехникой было важнейшим достижением урукского периода.

Среди этих поселений выделяются и па­мятники площадью свыше 10 га, которые исследователи относят к центрам городского типа.

Городом-гигантом своего времени был Урук, где обжитая территория достигает 45 га. Урук – современное название – Варка, в Ветхом Завете – Эрех. В шумерской литературе он связана с именем Гильгамеша, который будет править здесь еще примерно через одну тысячу лет – ок. 2600 г. до н.э1.

Урук был на две трети застроен храмами и общественными зданиями, а на одну треть постройками горожан. Археологиче­ские исследования Урука были сосредоточены на раскопках культового центра, существовавшего несколько тыся­челетии и носящего шумерское название Э-анна.

Сооружения:

1. Монумен­тальные храмовые комплексы существовали во всех крупных го­родских центрах Шумера.

В культовом центре Урука было два храмовых комплекса один был посвящен властелину богов Ану, второй назывался Э-анна и был посвящен богине любви и плодородия Инанне.

Они неоднократно перестраивались и изменяли планировку. При новом строительстве руины более ранних построек замуровывались и образовывалась платформа, достигшая к концу 4 тыс до н. э. 16-метровой высоты. Располагавшаяся на таком искусственном воз­вышении группа храмов образовывала архитектурную доминанту города. Все они дополнительно обведен крепостной стеной. То есть отделены от остальных сооружений города. Внутри к храмовому комплексу примыкали гончарными, кузнечными и ткацкими мастерскими. (Далее подробное описание см. Б. Брентьес «От Шанидара от Аккада», М., 1976, с. 167 – 171).

План храмов развивает традиции, сложившиеся в убейдском Эреду. Они имеют трехчастное деление: в центральной вытянутой целле находилась статуя божества. Рядом были другие помещения.

Храмы отличались большими размерами. Так, один из храмов, посвященный богине плодородия Инане, имел размеры 75х25 м, а Белый храм – 83х53 м. Его цоколь был облицован известняком, доставленным из предгорий Загроса за многие десятки километров.

Для отделки плоскостей стен исполь­зовали глиняные конусы, окрашенные в три цвета красный, белый и черный. Они составлялись в красочные мозаичные панно с узорами, имитирующими плетенку.

Так был укра­шен один из ансамблей Урука, получивший наименование «Крас­ного дома». Он представлял собой замкнутое пространство пло­щадью около 600 м2 с возвышением, на одном конце которого рас­полагались массивные круглые колонны. Было высказано предположение, что это место общих народных собраний и заседаний совета старейших городской общины Урука.

Занятия. Ирригационное земледелие. Среди пиктографических знаков немало изображений плугов, в которые запрягались волы.

Городские центры были местом сосредоточения ремесленных мастерских, специализация которых все более возрастает:

1. Металлурги и кузнецы. Изготовляли сосуды из меди и се­ребра, которые частично повторяющие формы ке­рамики, как, например, сосуды с трубчатыми носиками и сливами. Была освоена техника литья по восковой мо­дели, известен и сплав меди со свинцом – свинцовая бронза.

2. Ювелирное ремесло выделилось в особое специализированное производство со своей внутренней специализацией.

3. Камнерезное дело. Появляются утонченные цилиндрические печати.

4. Возрождается производство каменных сосудов. Это высокосовершенные изделия. Из обсидиана. Украшались разноцветными мозаичными встав­ками или рельефами, воспроизводящими отдельные сцены. Например, на алебастровом сосуде из Урука (в высоту около 1 м) изображены процессии с дарами. Один из каменных сосудов из Урука украшают реалистические фигуры быков и львов.

Транспорт. По иконографическим дан­ным известно, что в Шумере второй половины 4 тыс. до н. э. существовали четырехколесные повозки, разных типов лодки, а также сани-волокуши, на которых могли доставляться громоздкие грузы.

Орудия. Из металлических орудий и оружия известны копья, кинжалы, серпы, тесла и рыболовные крючки.

Керамика.

Старая расписная посуда позднеубейдского облика не исчезает сразу в слоях урук­ского времени, а лишь постепенно вытесняется новыми образцами.

Используется гончарный круг. В Уре обнаружены остатки керамической мастерской с обширными про­изводственными отвалами, где был найден гончарный круг – тяжелый диск из обожженной глины. Благодаря использованию гон­чарного круга увеличился набор форм сосудов. Распространяются многочисленные типы сосудов с носиками, а также ручками различных ви­дов – от петлеобразных до небольших, скобчатых выступов.

Совершенствование теплотехники позволило получать черногли­няную керамику.

Для урукской культуры (рис. 12) характерна нерасписная керамика преимущественно светлая. Есть покрытая красным ангобом. Сохранялась традиция украшать сосуды расписными узорами, но много совершенно лишенных орнаментации.

Мож­но проследить мощное влияние керамики урукского типа на сосед­ние с Месопотамией районы Элам и Сирию.

Украшения. В храмах находят металлические сосуды и различного рода украшения. Бусы из полудрагоценных камней – сердолика, агата, бирюзы и лазурита.

Представление о них дает обнаруженный в Уруке «малый клад» в состав которого входили бронзовые, се­ребряные и золотые сосуды. Известны амулеты в виде фигур животных, выполненные из камня и раковин, Состав изображавшихся животных разнообразен – быки, овцы, птицы, различные хищники породы кошачьих, в част­ности львы.

Отдельные вещи.

На позднем этапе появляются цилиндрические печати с реалистическими сюжетами. На них изображены культовые сцены перед храмом; ряды животных, а также различные фантастические существа, например львы со змеиными шеями и головами. Типичная сцена поздне­урукских цилиндров – избиение пленников – указывает на то, что весь описываемый культурный подъем сопровождался вооружен­ными столкновениями и социальной дифференциацией. Недаром в первых документах Урука упоминаются рабы и рабыни, обозначае­мые пиктограммой «человек гор», т. е. «чужеземец», «военноплен­ный».

Древнейшие глиняные таблички с пиктографическими текстами связаны с храмовым хозяйством.

Погребения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]