Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экопсихология Дерябо.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
26.04.2019
Размер:
1.29 Mб
Скачать

Функциональный аспект субъектного восприятия

«Открыться как субъект»„ Анализ данного аспекта позволяет ответить на вопрос о том, выполняет ли нечто в мире по отношению к воспринимающему специфически субъектные функции и рефлексируются ли они воспринимающим, «переживаются» ли в его внутреннем мире. Каковы же эти специфически субъектные функции, осуществляемые по отношению к воспринимающему субъектом, которые принципиально отличают его восприятие от восприятия объекта?

1. Другой воспринимается нами именно как субъект, во-первых, благодаря тому, что мы можем установить определенное сходство его характеристик с нашими собственными: первое, что возникает при восприятии другого человека, — осознание того, что перед нами человек, обладающий своим «Я», подобным нашему собственному — «мы с тобой одной крови — ты и я».

Важнейшим критерием того, что воспринимаемый / стимул есть человек, является особое переживание — «переживание самого себя», переживание собственной личностной динамики. Наверное, каждому в молодости было знакомо чувство некоторой неуютности, возникающее, если незнакомый человек (особенно противоположного пола, да еще симпатичный), сидящий на скамейке где-нибудь в парке, вдруг начинал нас пристально, оценивающе разглядывать, когда мы проходили мимо.

Сталкиваясь с другим человеком, мы сразу же начинаем сопоставлять его с собой, в его присутствии, а точнее через него мы начинаем чувствовать себя. Все, что не способно вызвать у нас это переживание, воспринимается не как другой, а как другое, иными словами, не как субъект, а как объект. Как известно, римские аристократки не стеснялись раздеваться перед рабом-мужчиной: ведь раб — это вещь, а за вещью не признается право на «Я», без соотнесения с которым собственного невозможно переживание своей личностной динамики.

Таким образом, первая функция субъекта в аспекте восприятия его другим как такового — это обеспечение воспринимающему переживания собственной личностной динамики.

2. Во-вторых, чтобы восприниматься как субъект, другой должен открыться со стороны своей способности быть значимым при построении системы наших отношений с миром.

Отношение человека к миру, как правило, не является непосредственным (3 -> 0). Специфическая характеристика собственно человеческого отношения заключается в том, что оно опосредованно (5, -> 52 -» 0).

В каждом акте нашей активности незримо присутствует. Другой: тот, к кому мы явно обращаемся за советом, тот, к кому мы обращаемся за советом мысленно, тот, чьи эталоны, образцы поведения, нравственные нормы нами усвоены с детства, в конце концов, тот, кому мы хотим что-то сделать «на зло», — так или иначе, но Другой присутствует всегда. Он является «призмой», сквозь которую мы смотрим на мир, через которую преломляется отношение к миру.

Даже отношение к себе строится через «призму» Другого. Можно вспомнить ставшее уже хрестоматийным высказывание К. Маркса: «Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясъ к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку»1.

Таким образом, вторая функция субъекта в аспекте восприятия его другим как такового — это опосредствованиё1 отношений воспринимающего к миру.

3. И наконец, в-третьих, чтобы восприниматься как субъект, другой должен выступить в качестве субъекта совместной с нами деятельности и общения.

Человек, осуществляющий какую-либо деятельность, безусловно, выступает как субъект по отношению к ее объекту и предмету. Но для воспринимающего он является таковым лишь потенциально. Субъектное восприятие может возникнуть только тогда, когда он откроется как субъект этой деятельности и для воспринимающего. А для этого необходимо, чтобы у воспринимающего возникла определенная степень приобщенности к предмету его деятельности, чтобы возник общий предмет деятельности, иными словами, совместная деятельность. «Объектное восприятие другого — это восприятие непосредственное. Это — восприятие в условиях диффузной группы, когда у соприсутствующих (совместно пребывающих) людей либо нет общего предмета, на котором они смогли бы сфокусировать свое внимание и усилия, либо такой общий предмет наличествует в ситуации межличностного взаимодействия лишь формально-конвенциалъно»1.

Таким образом, третья функция субъекта в аспекте восприятия его другим как такового — это способность быть субъектом совместной деятельности и общения.

Итак, существуют три функции Другого, которые он должен осуществлять, чтобы восприниматься как субъект: обеспечивать воспринимающему переживание его собственной личностной динамики; быть опосредствующим элементом при построении воспринимающим системы его отношений с миром; выступать в качестве субъекта совместной с ним деятельности и общения.

Если нечто в мире осуществляет по отношению к воспринимающему эти специфически субъектные функции, то можно считать, что он выступает по отношению к воспринимающему как субъект, производит реальные преобразования в его внутреннем мире, его личности в целом. Но для того, чтобы оно открылось воспринимающему как субъект, он должен еще в той или иной степени рефлексировать2 эти изменения и связать их с источником, установить соответствующие причинно-следственные связи, приписать им «авторство». Только в этом случае другой действительно откроется воспринимающему как субъект.

Итак, «открыться как субъект» — это третий, функциональный, аспект субъектного восприятия.

Функциональный аспект субъектного восприятия является ведущим в его структуре. Преобразования во внутреннем мире воспринимающего, его личности в целом, возникшие в результате осуществления теми или иными объектом или явлением мира по отношению к воспринимающему специфически субъектных функций, могут самым радикальным образом менять отношение к нему воспринимающего и все поведение в целом.