Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы по ЭТ.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
23.04.2019
Размер:
826.88 Кб
Скачать

2.3. Концепция общего экономического равновесия в. Парето

     Вильфредо Парето (1848 – 1923) – крупный итальянский представитель неоклассической экономической теории, продолжатель традиций «лозаннской школы» маржинализма. К основным трудам В. Парето относятся «Курс политической экономии» (1898), «Учение политэкономии» (1906) и «Трактат по общей социологии» (1916).

     В. Парето, как и Л. Вальрас, более  всего сосредоточился на исследовании проблем общего экономического равновесия, исходя, так же как и он, из маржинальных идей экономического анализа. Вместе с тем качественно новые принципы изучения предпосылок и факторов равновесности в экономике позволяют считать В. Парето (в отличие от Л. Вальраса) маржиналистом «второй волны» и соответственно одним из основоположников неоклассической экономической мысли.

       Опираясь не на каузальный, а  на функциональный подход, В. Парето  преодолел присущий Л. Вальрасу  субъективизм, что позволило ему отказаться от полезности (потребности) как единственной причины обмена и перейти к характеристике экономической системы в целом, где и спрос (потребление) и предложение (производство) рассматриваются как элементы равновесия в экономике. При этом, придерживаясь «чистой» экономической теории, В. Парето отрицает обусловленность неравенства доходов проблемой их распределения между классами.

     Если  в модели общего экономического равновесия Л. Вальраса критерием ее достижения считалась максимизация полезности, которая измерению не поддается, то в модели В. Парето этот критерий заменен другим, а именно оценкой измерения соотношения предпочтений конкретного индивида, т. е., выявлением порядковых (ординальных) величин, характеризующих их очередность. По его мнению, изложенному в «Трактате по общей социологии», «если бы польза, извлекаемая каждым индивидом, была величиной однородной и, следовательно, поддавалась бы сравнению и сложению, наше исследование не было бы трудным, по крайней мере, теоретически. Сложили бы пользу разных индивидов и получили бы составленную из них пользу коллектива... Но дела обстоят не столь просто. Польза каждого индивида – величина специфическая; не имеет никакого смысла говорить о суммарной пользе, ее просто не существует, и ее нельзя рассматривать».

     В целях исследования В. Парето рассматривает выбор потребителя в зависимости как от количества данного блага, так и от количества всех других ресурсов, используя «кривые безразличия», которые отражают сохранение суммарных полезностей товаров в различных комбинациях их сочетания и предпочтение одних комбинаций перед другими. В результате появились паретовские трехмерные диаграммы, на осях которых откладываются находящиеся у потребителей неодинаковые количества одного и другого блага. Применяя их, можно проследить порядок (последовательность) ранжирования индивидом своих предпочтений, выявить его «безразличие» в конкретный момент времени между двумя альтернативными благами (то есть такие их комбинации, которые обеспечивают одинаковый уровень общего удовлетворения), ибо очевидно, что посредством понятия «безразличие» измерить что-либо напрямую невозможно.

     В своем «Учении политической экономии»  В. Парето отказался от традиционных подходов количественной характеристики полезности на основе межличностных сравнений полезности, сформулировав понятие общественной максимальной полезности, т. е. то самое понятие, которое в экономической литературе теперь принято называть «оптимум Парето». Это понятие предназначено для оценки таких изменений, которые либо улучшают благосостояние всех, либо не ухудшают благосостояния всех с улучшением благосостояния по крайней мере одного человека.

     Концепция «оптимума Парето» позволяет, таким  образом, принять оптимальное решение  по максимизации прибыли (соответственно и полезности), если теоретическая аргументация оптимальной комбинации потребления базируется на таких предпосылках, как: только личная оценка собственного благосостояния; определение общественного благосостояния через благосостояние отдельных людей; несопоставимость благосостояния отдельных людей.

     В отличие от модели Л. Вальраса у В. Парето анализируются не только экономика  свободной конкуренции, но и различные  типы монополизированных рынков, что стало самостоятельным объектом исследования экономистов лишь через несколько десятилетий, т. е. в середине XX в. Кроме того в экономической науке «усовершенствованная и расширенная Вильфредом Парето и его современниками и последователями общая теория экономической взаимозависимости постепенно соединялась  с двумя другими направлениями анализа: теорией рыночного механизма и анализом поведения фирмы и домашнего хозяйства».    58 вопрос)

      Классическая  теория служила достаточно хорошо в  качестве орудия понимания капиталистической  действительности и в качестве базы государственной экономической политики вплоть до первых десятилетий 20 века.

      Однако  после первой мировой войны возникли серьёзные экономические проблемы, на которые экономисты-классики не могли дать достаточно убедительных ответов и которые, с другой стороны, настоятельно требовали своего решения: проблемы экономических кризисов и безработицы. Эти проблемы стали особенно острыми к концу третьего десятилетия века в результате экономического кризиса 1929 года и последовавшей за ним длительной и глубокой депрессией, в ходе которой безработица достигла чрезвычайно высокого уровня.

      До  наступления Великой американской депрессии экономисты-классики всячески подчёркивали способность экономической системы приспосабливаться к изменению условий и всячески амортизировать потрясения разного рода. Разумеется, они признавали, что время от времени деловые (промышленные) циклы прерывают периоды процветания. Однако, практически единодушно считали, что эти эпизоды носят временный характер, причём восстановление экономики наступает автоматически. Крах рынка ценных бумаг 1929 года и последовавшая за ним Великая депрессия привели экономику в столь плачевное состояние, что, казалось, надежд на восстановление просто нет. Резко упали цены, а за ними и зарплата. Реальный объём производства сокращался. Росла безработица.

      В этот момент правительство, побуждаемое  серьёзностью положения и необходимостью прибегнуть к каким-либо формам вмешательства  для облегчения бедственного положения трудящихся, стало применять такие «неортодоксальные» средства, как, например, программа общественных работ, фиксация уровня заработной платы, субсидии по безработице. В то же время некоторые экономисты прямо указали на серьёзные препятствия для традиционных теоретических объяснений уровня дохода и занятости и предприняли усилия к созданию новых инструментов анализа.

      Опубликованный  в 1936 году главный труд Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» знаменовал собой революционный поворот в развитии экономической мысли и имел колоссальный успех. Основная причина такого внезапного успеха анализа Кейнса состояла, без сомнения, в том, что английский экономист нанёс удар по центральному тезису классической теории согласно которому конкурентный механизм способен всегда обеспечить полное использование факторов производства, а также разработал собственную теорию занятости, альтернативную классической.

      Общий экономический анализ Кейнса явился следствием впервые тогда произведённого, ставшего теперь уже привычным, деление  науки на микро- и макроэкономику. Многие ошибки экономистов докейнсианской эпохи проистекали из попыток дать микроэкономические ответы на макроэкономические вопросы. Кейнс показал, что экономика страны в целом не может быть адекватно описана в терминах простых рыночных отношений. Кейнсу принадлежит открытие того, что факторы, управляющие «большой» экономикой, не являются просто увеличенной версией факторов, управляющих поведением её «малых» частей. Различие между макро- и микросистемами предопределяет разницу в методах анализа. Кейнс считается создателем системы государственного регулирования экономики.

Идеи Кейнса получили дальнейшее развитие в работах представителей посткейнсианства как «ортодоксальных» кейнсианцев (Д. Хикса, Э. Хансена, А.Лейонхуфвуда и др.), так и левых кейи-сианцев (Дж. Робинсон, П. Сраффы и др.). Глава американских последователей Кейнса Э. Хансен положил кейнсианский коэффициент мультипликатора в основу теории экономического цикла.