Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
экономика общественного сектора лекции.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
16.04.2019
Размер:
1.34 Mб
Скачать

Часть 1. Монополистическое производство и государственная политика

Монополию иногда определяют как рынок, где существует единст­венный реальный продавец. В действительности это условие единственно­сти продавца ни необходимо, ни достаточно. Оно не является необходи­мым, поскольку на рынке вполне может быть несколько продавцов - и при этом существовать монополия, если у продавцов есть интерес войти в кар­тель (т.е., координировать свои действия и сообща действовать как моно­полист). Это условие также и не достаточно, если рынок конкурентный, т.е., если вступление и уход с рынка не влекут издержек. Разумеется, на рынке может быть всего лишь один реальный продавец, но также большое число потенциальных продавцов, готовых выйти на рынок.

О монопольном положении свидетельствует наличие мощных огра­ничений для вступления и ухода с данного рынка и отсутствие адекватной замены для обмениваемого блага.

Ограничения, препятствующие вступлению, могут быть следующи­ми:

  • фактические ограничения, когда один участник рынка (или группа участников, действующих в рамках картеля), контролирует предложение основного ресурса (например, источник в пустыне или все имеющиеся в наличии месторождения основного сырья). В таком случае говорят о мо­ нополии положения. Если монополист осуществляет свой контроль дли­ тельное время, то он сможет получать своего рода ренту; если же контроль временный - например, завладеть первым какой-либо технологией произ­ водства, — то он обладатель квази-ренты. В правовом государстве теорети­ чески возможен только контроль, связанный с правом собственности. Уст­ ранение действительных или потенциальных конкурентов насилием или угрозой насилия по закону исключается (однако очевидно, что такие слу­ чаи на практике возможны в более или менее непосредственном и явном виде);

  • правовые ограничения. Вступление на рынок прочим предприяти­ ям запрещает государство. Эта правовая монополия - самая древняя и са­ мая надежная форма ограничений для вступления на рынок - лицензии, патенты и т.п. Монополия может быть «предоставлена» определенным предприятиям - частным или общественным - взамен они получают осо­ бые обязанности (так называемые обязанности госслужб) или попадают под особый контроль;

  • наличие экономии на масштабах. В этом случае причина «монопо­ лии» - в технических условиях производства (для некой данной функции спроса). Эти условия таковы, что одно предприятие может просущество­ вать долго. «Монополия» возникает «естественным путем», без чьего-либо осознанного вмешательства и без искусственных ограничений для вступ­ ления на рынок. Отсюда и название «естественная монополия», которым обозначают подобное положение. Случай естественной монополии, значи­ тельно отличающийся от вышеописанных случаев, будет рассмотрен ниже.

Предприятие в условиях конкуренции работает при сложившихся ценах. Кривая спроса на такие продукты бесконечно эластична (горизон­тальна). Говорят, что существуют элементы монополизма, когда эта кривая получает отрицательный наклон, т.е., как только цена, по которой пред­приятие может продавать благо, перестает быть независимой от количест­ва предлагаемого им блага, иными словами - как только предприятие на­чинает определять цены. Итак, есть два фактора, которые можно изменять принятием решения: цена и количество, а не только количество, как преж­де. Это условие достаточно для того, чтобы применять теорию монополии, даже если рассматриваемое предприятие «физически» не единственное на рынке (т.е., если спрос, адресованный к ней, не смешивается со спросом потребителей в целом).

Если предельные доходы убывают, если предельные издержки воз­растают, а совокупные издержки промышленности в условиях конкурен­ции такие же, как у монополии, то монополия будет производить меньше и дороже. Рыночное производство станет неэффективным и будет соответст­вовать чистому общественному убытку.

На рис. 6 воспроизведена ситуация равновесия на монопольном рын­ке. Для простоты предполагается, что средние и предельные издержки по­стоянны настолько, что равновесие короткого и длительного периода идентично и не зависит от количества предприятий, в действительности производящих на рынке.

Рис. 6. Равновесие монополии

На рынке с совершенной конкуренцией предприятие, не определяю­щее ценовой политики, устанавливает цену на уровне точки Е, в которой цена равна предельным издержкам. Предприятие-монополист выберет та­кое соотношение цена/количество, которое максимизирует его прибыль П = Rt(q) - Ct(q), где Rt - совокупный доход, a Ct - функция совокупных издержек. Первоочередные условия этой максимизации предполагают, что предельные издержки равны предельному доходу (на рис. 6 - точка Н). Точка пересечения двух соответствующих кривых позволяет определить по оси абсцисс количество блага qm, которое произведет монополия, а при

помощи кривой спроса (точка М) — цену, по которой это количество будет продано (рт).

Как мы видим, монополия будет производить меньше и дороже, чем конкурентный рынок и поскольку этот последний тип рынка соответствует оптимуму по Парето (1-я основная теорема экономики благосостояния), равновесие монополии будет ниже оптимального. Можно оценить эту не­эффективность аллокации, сравнивая разные уровни излишков, приведен­ные на рис. 6.

Таблица 3 Равновесие на монопольном рынке и рынке совершенной конкуренции

Монополия

Оптимум (рынок с совершенной конкуренцией)

Излишек потребителя

АРМ

АСЕ

Излишек производителя

РСНМ

0

Общественный излишек

АСНМ

АСЕ

Чистый общественный убыток

МНЕ

На рынке с совершенной конкуренцией общественный излишек мак­симален и полностью идет потребителю. Установление монополии будет вызывать двоякий эффект: аллокативные последствия (меньший чистый общественный убыток и, как следствие, меньший суммарный избыток) и перераспределительные последствия (перелив излишка в пользу произво­дителя). В рамках данной части нас интересуют только вопросы аллокации ресурсов, и мы должны рассматривать лишь изменения совокупного из­лишка. Иначе говоря, важно не то, что производителю удалось получить прибыль, а то, что прибыль, полученная производителем, меньше, чем убытки, которые понесли потребители (т.е., что суммарный итог получил­ся отрицательным).

Треугольник, изображающий чистый общественный убыток от мо­нополии, называется треугольником Харбергера по имени экономиста, ко­торый открыл его.

Государство, ставящее целью избежать чистого общественного убытка от монополии может действовать несколькими способами:

  • заставить по мере возможности соблюдать свободу вступления на рынок (законодательно запретить или уничтожить системы барьеров для доступа на рынок);

  • национализировать предприятие-монополиста и обязать государст­ венное предприятие производить не на уровне максимальной прибыли, а в точке, соответствующей общественно-оптимальному уровню (в т. Е такой, что цена равна предельным издержкам);

- предоставить предприятию, которое согласится производить в оп­ тимальной точке, субсидии в размере, равном их потере в прибыли.

Кроме своей неэффективности в аллокации ресурсов, монополия вы­зывает и некоторые другие затруднения:

  • надолго ограничивает выбор для потребителей;

  • вызывает диспропорции в побуждениях предприятий вступать и уходить с рынка в долгосрочной перспективе;

  • правовая защита предполагает деятельность по поиску ренты, ко­ торая в случае правовой монополии будет лишь увеличивать чистый обще­ ственный убыток.

Третий пункт в последнее время получил развитие в серьезных тео­ретических исследованиях. Термин «поиск ренты» означает совокупность средств, которые предприятия привлекают для того, чтобы добиться от го­сударства либо принятия законов, устанавливающих монополию в их пользу, либо поддержание или усиление уже существующих норм такого рода. Предприятия будут толкать к тому, чтобы тратить на этот род своей деятельности такое количество ресурсов, которое может достигать уровня ожидаемой прибыли. В таких условиях совокупная потеря общественного излишка будет соответствовать уже не МНЕ, площади треугольника Хар-бергера, а РСЕМ, объединению треугольника и прямоугольника прибыли. В исследованиях ренты такая площадь совокупного общественного убытка называется трапецией Туллока (по имени автора, первым предложившего такой анализ).

Однако такая аллокативная неэффективность монополии будет в значительной мере смягчена, а то и вовсе устранена, если предприятие больше не связано обязательством продавать все производимые блага по одинаковой цене, если оно может применять ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация распространенная практика на некоторых рынках, например, на воздушном транспорте. За один и тот же рейс и то же место пассажиры могут платить по сильно различающимся тарифам. Цель пред­приятия - присвоить полностью или частично излишек потребителя.

Дискриминация становится возможной только при выполнении не­которых условий:

- предприятие должно быть в состоянии воздействовать на цены, что исключено на рынке с совершенной конкуренцией, где оно по определе­ нию не определяет ценовую политику на рынке. Ценовая дискриминация предполагает определенную власть над рынком, измеряемую, например, индексом Лернера, определенным для блага х, продажной цены р(х) и пре­ дельных издержек ст(х):

- покупатели не должны иметь возможность перепродавать друг другу блага, купленные по различной цене - иначе дискриминация будет неустойчивой (те, кто пользуется сниженными тарифами, смогут дешевле и с выгодой для себя перепродавать свои билеты тем, кто летает по более высоким тарифам).

В случае совершенной дискриминации (или дискриминации первого порядка) производитель сможет полностью присваивать излишек потреби­теля.


Рис. 7. Равновесие на монопольном рынке (с совершенной дискриминацией)


На рис. 7 кривая инвертированного спроса определяет предельную готовность потребителей платить, т.е., максимальную цену, по которой данное количество блага может быть продано на рынке. Устанавливая от­дельную цену на каждую единицу блага и следя за тем, чтобы эта цена все­гда в точности соответствовала кривой спроса, (pi для первой единицы, р2 - для второй, ..., pi - i-й, ...), производитель в состоянии полностью при­своить весь излишек у потребителей. Следовательно, его интерес в данном случае заключается в том, чтобы максимизировать этот присваиваемый из­лишек, т.е., он дойдет до той точки, когда предельная готовность заплатить цену за благо сравняется с предельными издержками, что в точности соот­ветствует оптимальной точке, достигаемой на рынке с совершенной кон­куренцией (точка Е такая, что предельная цена, которую потребитель готов платить, равняется цене, а также предельным издержкам). В таком случае аллокация ресурсов эффективна (нет чистого общественного убытка). Единственное различие дистрибутивно. В случае чистой монополии обще­ственный излишек полностью отходит в пользу производителя, тогда как на рынке со свободной конкуренцией он полностью идет потребителям.

Отметим, что предприятие достигнет такого же результата, если сможет продавать «неделимыми партиями», действуя по системе «все или ничего» (система необоротоспособного предложения, т.е., предложения, не предполагающего торг). В этом случае ему достаточно назначить аккорд­ную цену за весь лот, равную величине общей готовности платить у того, кто покупает лот (т.е., в точке, лежащей на поверхности ниже кривой спроса).

На практике условия совершенной дискриминации (или неделимого предложения) складываются редко. Информация о намерении потребите­лей платить за благо неполна, могут открываться широкие возможности для перепродажи, если отклонения от тарифов станут слишком существен­ными. Это не означает, что определенные меры по дискриминации не бу­дут прибыльными. Предположим, что есть возможность вычленить всего лишь две группы потребителей, А и В, которым благо продается по ценам Ра(ха) и рb(хь) соответственно, где ха и хь - количество товара, на которое предъявлен спрос каждой из них. Максимизация прибыли означает, что:

П =p,(qa)*qa +Pb(qb)*qb - Ct(qa + qb).

Если система с двумя ценами не содержит в себе слишком больших издержек на управление, то прибыль будет заведомо выше или равной той, которую можно получить от продажи по единой цене (поскольку в послед­нем случае дополнительно вступает в силу ограничение на дискримина­цию: ра = рь).

Производитель, не обладающий полнотой информации, может:

  • предложить такие условия, чтобы потребители сами выбрали свою принадлежность к той или иной группе потребителей, заставив последних заявить об уровне своей готовности платить (установление групповой це­ ны, скидок за количество и т.п.) - так называемая дискриминация второго порядка;

  • сегментировать рынок, установив тарификацию на основе непосред­ ственно наблюдаемых признаков (возраст, пол, место жительства и т.п.), ко­ торым приписывается соответствие различным намерениям платить (функ­ циям спроса) - так называемая дискриминация третьего порядка.

По сравнению с ситуацией однородности цен, получающиеся со­стояния равновесия будут соответствовать большим количествам блага и, следовательно, ближе к оптимальному положению совершенной конку­ренции (с точки зрения аллокации, чистый общественный убыток будет меньше - но с распределением излишков, более благоприятным для произ­водителя, чем для потребителей).

Представленный выше анализ проведен в рамках статического по­ложения и при частичном равновесии.

Неэффективность монополии в значительной степени смягчается, если в рассмотрение вводятся динамические аспекты конкуренции. Преж­де всего, монополии могут удовлетвориться более низкими прибылями для того, чтобы отбить желание у потенциальных конкурентов вступать на ры­нок. В конечном счете все будет зависеть от уровня конкуренции на рынке, т.е., от возможности выйти на рынок без необходимости нести слишком высокие невозместимые издержки. Более того, слабый или слишком силь­ный контроль за всеми монополиями может подавить, стремление к инно­вациям и замедлить темп технического прогресса. Ведь значительная часть капиталовложений в новые разработки связана с надеждой получить при­быль благодаря временному положению монополиста, дающему разработ­чикам технологическое лидерство.

В рамках общего равновесия поле для маневра монополий, их воз­можности в установлении уровня цен, значительно превышающего их уро­вень при совершенной конкуренции, более ограничены, чем это показывает анализ ситуаций с частичным равновесием. Пока существует замена, даже весьма несовершенная, монополия не может не обращать внимания на дей­ствия своих конкурентов. В пределе можно говорить, что все предприятия в некотором смысле конкурируют между собой - в том смысле, что каждое участвует в борьбе за доллары тех, кто «голосует кошельками» (т.е. каждое стремится привлечь деньги потребителей именно к своим продуктам).