Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ипу1 курс 3 сем 1.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
23.12.2018
Размер:
1.01 Mб
Скачать
  1. Англия. Учение Джона Уиклифа

Джон Уиклиф (1320 – 1384 гг.) был ученым-богословом, филологом, профессором Оксфордского университета. Его учение впоследствии стало идейной основой движения лоллардов. Уиклифа также считают предшественником протестантизма.

В 1376 г. ученый в курсе лекции «О гражданском владении» выразил убежденность в том, что духовенство не имеет права владеть собственностью. Уиклиф указывал на то, что образ жизни духовенства неправеден, так как он противоречит образу жизни Христа и апостолов. Из этого ученый делал вывод о необходимости секуляризации церковных земель. Правительство и феодалы, естественно, полностью поддержали учение.

Развивая свою идею, Уиклиф заявил о необходимости возврата к идеалу – дешевой апостольской церкви. Он отстаивал идею о том, что истинным главой церкви является Христос, так как человеку не нужны посредники в общении с Богом. Ученый рассматривал церковь как совокупность всех верующих, а не особую общественную организацию, поэтому он считал, что одна личность (т.е. Папа Римский) не имеет полномочий решать все вопросы веры. Выступил против непогрешимости пап.

«В конце концов, в своих нападках Уиклиф дошел до того, что стал отрицать пресуществование». Эта критика поставила под удар само существование Священной Римской империи, вся власть которой основывалась на том, что церковь считалась единственным возможным путем к спасению. Согласно учению католицизма, через принятие хлеба и вина, в процессе таинства превращающихся в плоть и кровь Христа, человеку отпускаются все земные грехи. Кроме того, Уиклиф отверг многие церковные обряды, такие как исповедь и поклонение святым.

Уиклифу также принадлежит заслуга перевода Библии на английский язык. Этим он отрицал право духовенства трактовать Священное писание в выгодном для них ключе. По мнению Уиклифа, традиция читать Библию на латыни способствовала тому, что клирики монополизировали право объяснять откровение Христа.

Идеи Уиклифа, отвечавшие надеждам на изменение всей системы общественных отношений, нашли поддержку у широких масс населения, которые затем объединились в движение лоллардов

Джон Уиклиф первым из средневековых еретиков выступил с четко разработанной программой на государственном уровне. Несомненно, он также выполнил одну из важнейших задач времени – обеспечение населения Библией на родном языке. «Хотя в Англии бунт против папства загнали в подполье, но он, тем не менее, продолжал жить в умах людей и подготовил почву для протестантизма». Поэтому историки говорят о предреформационном характере деятельности Уиклифа и его последователей, прежде всего Яна Гуса.

Билет 12.

  1. Западная Европа. Политические учения тираноборцев Отмана, Беза, Бьюкенена

Идеи тираноборцев классово-истор. сутью были обращены в прошлое. Институты старой сословно-предст. сис-мы, слабо интегр-ное средневек. гос-во, уже пошатнувшийся церков. космополитизм п/вопоставлялся централизующейся полит. власти позднефеод. общ-ва, набиравшей силу единой нац. гос-сти, кот. в принципе выражали тогда прогрессивные тенденции соц. развития. Тираноборцы вели ярост. атаки п/в концентрации в руках монархов абсол. власти, когда появилось “Рассуждение о добровольном рабстве” Этьена Ла Боэси. Монархич. слой отвергался по причине его антиобщ., антигуман. природы. Была предпринята попытка ответить на 2 осн. вопроса: почему миллионы людей сами отказ-ся от свободы, становясь невольниками государей, и благодаря чему государям удаётся достигать этого состояния и удерживать его. Э. Ла Боэси полагал: в стародавние времена властители насилием и обманом отняли у людей естес. присущую им свободу. Постепенно человеч. память забыла это зло; оно укоренилось и стало воспроизв-ся уже силой привычки. Чтобы удержать народ в добровольном рабстве, государи обзаводятся фаворитами, слугами, чиновниками.

Роль, сыгранная в истории кальвинистской идеологией, оказалась не просто заметной, но ещё и неоднозначной. В сложной обстановке социально-политической борьбы, которая сопутствовала в ряде западноевропейских стран становлению абсолютных монархий, отдельные положения кальвинизма использовались представителями консервативной феодальной оппозиции, противниками укрепления централизованной государственной власти. Эти дворянские круги, оберегая свои сословные привилегии, апеллировали, в частности, к тезису Ж. Кальвина о возможности сопротивления магистратов королю в случае попрания им божественных законов, ущемления свободы народа.

Политические писатели, защищавшие интересы упомянутых дворянско-оппозиционных кругов, получили название монархомахов (борцов с монархами, тираноборцев). Во второй половине XVI-начале XVII в. довольно широкую известность приобрели сочинения Ф. Готмана “Франко-Галлия”, Юния Брута (псевдоним) “Защита против тиранов”, Т. Беза “О праве магистратов по отношению к подданным”, Дж. Бьюкенена “О царском праве у шотландцев” и др. Своеобразным было конкретное содержание каждого из перечисленных трудов. Однако имелось и несколько общих идей, которые так или иначе разрабатывались во всех этих сочинениях.

В них много говорилось о “народе” и от имени “народа”. Но под ним подразумевались отнюдь не социальные низы, трудящийся люд, крестьяно-плебейские массы, а собрания сословных представителей, преимущественно же феодальная знать. Всячески подчёркивалось, что суверенитет “народа” выше прерогатив монарха и он не должен быть ограничен волей государя. Последняя связана условиями того договора, который монархи заключают со своими подданными. Только наличие и строгое соблюдение такого договора делают государственность нормальной, власть самого государя - законной. Если монарх преступает стоящие над ним законы (посягает на имущество, исконные свободы, жизнь подданных), становясь форменным тираном, “народ” вправе и обязан низвергнуть его.

Идеи тираноборцев своей классово-исторической сутью были обращены в прошлое. Институты старой сословно-представительной системы, слабо интегрированное средневековое государство, уже пошатнувшийся церковный космополитизм монархомахи противопоставляли централизующейся политической власти позднефеодального общества, набиравшей силу единой национальной государственности, которые в принципе выражали тогда прогрессивные тенденции социального развития. Что же касается самого факта актуализации монархомахами и настойчивого внедрения ими в идеологический оборот, в язык политики таких ключевых понятий политико-юридической науки, как “суверенитет народа”, “общественный договор”, “законность государственной власти”, “границы власти государства”, “право на сопротивление” и др., то этот факт имел, несомненно, позитивный практический и теоретический смысл.