Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекции по ист пси студ.docx
Скачиваний:
160
Добавлен:
21.12.2018
Размер:
458.08 Кб
Скачать

Лекция 8: зоопсихология. Дифференциальная психология.

Вопросы лекции:

1. Ч. Дарвин и подъем сравнительной психологии.

2. Интеллект у животных.

3. Закон экономии К. Ллойд-Могана.

4. Теория тропизмов Ж. Леба.

5. Работы Ф. Гальтона.

6. Развитие метода тестов.

7. Работы А.Бине.

Ч. Дарвин и подъем сравнительной психологии. Стремление к объективному методу в психологии получило существенную поддержку со стороны сравнительной психологии – отрасли знания, имеющей своим предметом сопоставление различных ступеней психического развития в эволюционном ряду. Актуальный научный интерес к ней пробудило учение Ч. Дарвина. До опубликования его работ интерес к психологии животных был мал. Со времен Декарта они рассматривались как “живые автоматы”, лишенные души и разума. Дарвин утверждал, что между животными и человеком не существует глубоких различий.

Дарвин внес в сравнительную психологию много новых положений:

он ввел объективный метод применительно к изучению биопсихических феноменов в качестве метода объективного наблюдения;

сместил фокус интересов с внутренней “психической механики” на внешнее наблюдаемое поведение как механизм адаптации и борьбы за существование;

утверждал возможность сравнения психики животных и человека как связанных общим происхождением.

Интеллект у животных. Систематизацию данных, полученных в исследованиях психики животных провел английский психолог Дж. Романес, друг и сподвижник Дарвина.

В 1883 г. Романес опубликовал работу “Интеллект животных”, вызвавшую большой научный и общественный резонанс. В ней он свел воедино данные о поведении различных животных существ, от простейших одноклеточных организмов до обезьян и различных домашних животных. В этой книге Романес пытался продемонстрировать, что умственные способности животных сходны с умственными способностями человека.

Романес основывал свою работу на случайных сообщениях, наблюдениях и рассказах посторонних людей. Многие из его источников были недостоверны, поэтому использованный им метод сбора материала получил название “метод анекдотов”. Однако метод выводов из этих ненадежных материалов был еще более курьезным. Романес использовал т.наз. “метод интроспекции посредством аналогий”, основанный на предположении о том, что в мозгу у наблюдателя происходят те же мыслительные процессы, что и у наблюдаемого животного.

Романес рассматривал интеллект как непрерывное комбинирование идей, простых и сложных, конкретных и абстрактных. Он представлял работу интеллекта “по-локковски”, а не “по-дарвиновски”, видя в нем усложнение элементов сознания, а не регуляцию поведения в проблемной ситуации.

Волна работ по сравнительной психологии, поднятая учением Ч. Дравина непрерывно возрастала. Начиная с 80-х г. особенный интерес вызывают “социальные” формы поведения животных (муравьев, пчел), в которых видели прототип человеческих отношений. В 1889 г. Альфред Бине опубликовал труд “Психическая жизнь микроорганизмов”, в котором высказал предположение, что одноклеточные организмы обладают способностью воспринимать объекты, а также обладают целенаправленным поведением. В 1908 г. Френсис Дарвин (сын Ч. Дарвина) обсуждал вопросы существования сознания у растений. Начало XX в. отмечено неослабевающим интересом к процессам сознания у животных; этот интерес еще усилился, благодаря работам Ж. Леба и К. Ллойд-Моргана.

Закон экономии К. Ллойд-Могана. Конвей Ллойд-Морган, ученик Дж. Романеса, осознал научную несостоятельность методов, на которые опирался его учитель. Чтобы ограничить тенденцию приписывать животным высокие интеллектуальные способности, Ллойд-Морган сформулировал свой “закон экономии” (“закон Ллойд-Могана”).

Закон экономии утверждал, что не следует объяснять поведение животных, исходя из более высоких интеллектуальных способностей, если оно может быть объяснено с помощью психических процессов более низкого уровня. Ллойд-Морган выдвинул эту идею в 1894 г., и возможно, она возникла не без влияния вундтовского “закона экономии”, появившегося в 1892 г. в своем законе Вундт утверждал, что “применение сложных принципов может быть использовано только тогда, когда объяснение при помощи более простых принципов оказывается недостаточным”.

Избегая объяснять поведение животных высокими интеллектуальными способностями, Ллойд-Морган, однако полагал, что в ряде случаев животное действует по методу проб и ошибок. Это не соответствует “слепому реагированию”, а значит, что животное решает возникшую перед ним проблему, вооруженное психическими средствами, которых оказывается недостаточно для осмысленного действия.

В 1900 г. Смолл из университета Кларка изобрел лабиринт для крысы. Объясняя поведение крысы в лабиринте, Смолл использовал термины “образ” и “идея”, однако, пройдет несколько лет, и белая крыса в лабиринте станет непременным атрибутом американской психологической лаборатории, вот только терминология изменится коренным образом.

В 1908 г. выходит книга М.Уошборн “Разум животных”, в которой автор настойчиво утверждает наличие у животных сознания и интеллекта. После опубликования этой книги в научном сознании происходит своеобразный “пересмотр позиций” по поводу решения вопроса о разуме животных. В последующих книгах термин разум/сознание/мышление животных более не употребляется. Впереди 1913 г. – бихевиористский манифест Дж. Уотсона.

Теория тропизмов Ж. Леба. Жак Леб, немецкий психолог и зоолог, традиции антропоморфизма Романеса. Леб попытался разработать свою теорию поведения животных, объективную и механицистичную.

При создании своей теории Леб опирался на модель, предложенную еще Декартом. Он изменяет декартовскую модель, вводя на место “животной машины” “машину химическую”.

Леб считал, что животное автоматически реагирует на раздражители. Его ответ вынуждается раздражителем и не требует какого-либо анализа психических процессов. Основным механизмом, лежащим в основе поведения животных, Леб считает тропизм. (Напомним, тропизм – вынужденная реакция живого организма на внешнее окружение; в отличии от рефлекса, тропизм определяет поведение живых существ, еще не обладающих нервной системой и растений.) В качестве замены ощущений Леб предлагает ввести функцию различения; к ней присоединяется мнемическая функция (память). Помимо этого, поведение животных определяется “ассоциативной памятью” – ассоциацией между раздражителем и реакцией.

Проблема познаваемости психических актов приобрела в связи с изучением животных новый смысл, который она не имела прежде, на уровне изучения человека. Сперва эта проблема решалась в традиционном интроспективном плане. С развитием зоопсихологии, этот подход доказал свою несостоятельность и на смену ему приходят методы объективного наблюдения и эксперимента. Скоро эти сдвиги изменят взгляды на пути познания психики человека.

Возникновение дифференциальной психологии. С древнейших времен социальная практика заставляла человека выделять в психологическом облике окружающих людей, прежде всего те признаки, которые отличают одного индивида от другого. Переход от эмпирического решения этого вопроса к его разработке при помощи экспериментальных и математических методов привел к образованию специальной области психологического знания – дифференциальной психологии. Ее предмет – индивидуальные различия между людьми или группами людей, объединенных по какому-либо признаку.

Дифференциальное изучение людей не было простым развитием экспериментальной психологии. Оно складывалось под влиянием запросов практики, сначала медицинской и педагогической, потом – индустриальной. В системе В.Вундта учение об индивидуальной психике отсутствовало, т.к. экспериментальная психология и есть индивидуальная психология. Но уже у первых учеников Вундта – Э.Крепелина, Д.М.Кеттелла и др. – зарождается установка на переориентацию эксперимента и приложение его к индивидуальным различиям людей.

Работы Ф. Гальтона. Несомненно, “краеугольный камень” дифференциальной психологии был заложен работами Френсиса Гальтона. В своей книге “Наследственный гений” Гальтон выдвигает положение о том, что индивидуальные различия психического порядка подобно телесным различиям, могут быть объяснены только учением о наследственности.

Для изучения вопроса о происхождении умственных качеств Гальтон использовал биографический метод, а также анкетирование. Он разослал анкеты видным ученым Англии, в которых содержались вопросы, касающиеся особенностей воспитания, семейных обычаев и традиций в родительских семьях респондентов. По материалам этого анкетного опроса Гальтон написал книгу “Английские люди науки: их природа и воспитание”. Помимо этого, для изучения наследственности Гальтон провел широкомасштабное исследование, изучив биографии более чем 4000 представителей различных одаренных родов. Основываясь на результатах этого исследования, Гальтон сделал вывод о наследственном характере способностей.

Приемы вариационной статистики, разработанные Гальтоном для анализа данных, полученных в своих исследованиях, вооружали психологию важным методическим средством. Среди этих приемов наиболее значительным оказался метод исчисления коэффициента корреляции между переменными. Этот метод, усовершенствованный учеником Гальтона Пирсоном, послужил основой, на которой впоследствии возник факторный анализ.

Придя к выводу о наследственном характере способностей, Гальтон предложил путь улучшения человеческого рода. Он утверждал необходимость направленных браков наиболее способных партнеров. Эти идеи получили название “евгеника”.

Развитие метода тестов. Гальтон называл испытания способностей умственными тестами. Этот термин вскоре приобрел такую популярность, как ни один другой психологический термин.

Эта популярность связывается с именем американского психолога Д.М.Кеттелла, изучавшего психологию внимания и навыки чтения. Кеттелл утверждал, что для того, чтобы психология стала точной и экспериментальной наукой, необходимо широкое распространение метода тестов.

Результаты применения умственных тестов к большому числу индивидов могут иметь значительную научную ценность в открытии постоянства психических процессов, их взаимозависимости и изменений в различных обстоятельствах". Таким образом, статистический подход выдвигался как средство преобразования психологии в точную науку. Наряду с чисто научной ценностью такого подхода Кеттелл подчеркивал и его возможное практическое значение в отношении образа жизни и медицинской диагностики.

Кеттелл предложил в качестве образца 50 тестов, включавших различного рода измерения чувствительности, времени, затрачиваемого на называние цветов, количества звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания, и др. Вернувшись в США, он немедленно начал применять тесты в устроенной им при Колумбийском университете лаборатории (1891). Почти одновременно другие американские лаборатории также начинают применять метод тестов, вскоре затмивший все остальные. Не прошло и нескольких лет, как возникла необходимость организовать специальные координационные центры.

В 1895-1896 годы в США были созданы два национальных комитета, призванных объединить усилия тестологов и придать общее направление появлявшимся, как грибы после дождя, тестологическим работам. В конструировании тестов принимают активное участие А. Бине, Г. Эббингауз, В. Штерн, Э.Торндайк, Г. Мюнстерберг, Г. Мюллер, Р. Иеркс и многие другие ученые из различных стран. Тесты используются для нужд школы, медицины, производства. Совершенствуется техника обработки данных об индивидуальных различиях и корреляциях между ними.

Дифференциальная психология с самого начала складывалась как количественная дисциплина, изучающая не каузальную (причинную), а стохастическую (вероятностную) закономерность. Это, однако, не дает оснований считать ее менее важным или менее перспективным направлением, чем психология экспериментальная. Статистическая закономерность позволяет предсказывать явления и силу того, что вероятностные связи свойственны самой природе вещей, а не привносятся в нее произвольными операциями ума.

Работы А.Бине. Дифференциальная психология также вынуждена была принять некоторые предположения о природе, характере и основании того, что измеряется. Гальтон полагал, что индивидуальные вариации детерминированы эволюционно-биологическим потенциалом испытуемых.

С этих же позиций подходил к разработке тестов и французский психолог А.Бине (1857-1911). Бине исследовал этапы развития мышления у детей, задавая им вопросы на определение понятий ("Что такое стул?", "Что такое лошадь?"). Обобщая ответы детей от трех до семи лет, он пришел к выводу, что за это время дети проходят три стадии в развитии понятий: "стадия перечислений", "стадия описания" и "стадия интерпретации".

В начале XX века Бине получил заказ от Министерства просвещения Франции на разработку метода, позволяющего выявлять при поступлении в школу детей, которые должны учиться во вспомогательных школах. Для этой цели Бине разработал серию вопросов разной степени сложности и на основании ответов детей определял уровень их интеллекта. Эти задания настолько хорошо показали себя при первых же пробах, что Бине решил создать тесты не только для различения нормальных и аномальных детей, но и для общей диагностики 'интеллектуального развития у всех детей от трех до восемнадцати лет. Для каждого возраста он создал задания разной степени сложности, исследующие разные стороны интеллектуального развития. Так, были задания на проверку словарного запаса, счета, памяти, общей осведомленности, пространственной ориентировки, логического мышления и т. д.

Бине считал, что уровень интеллектуального развития постоянен и не зависит от возраста, то есть и в 3 и в 15 лет показатель у ребенка будет одним и тем же, несмотря на изменения социальной среды, условий обучения и воспитания. Таким образом, он исходил из того, что интеллект является врожденным образованием и не изменяется в течение жизни, хотя и направляется на решение разных проблем.

Бине трижды обновлял и модифицировал свою шкалу (варианты 1905, 1908 и 1911 годов). Авторитет Бине был столь высок, что после его смерти во Франции эти тесты практически не пересматривались до 60-х годов.

Необходимо отметить, что, несмотря на многие недочеты, тесты Бине и сегодня являются одними из самых удачных и наиболее адекватно измеряют интеллектуальное развитие детей.