Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы к зачету по геополитике.doc
Скачиваний:
38
Добавлен:
19.12.2018
Размер:
391.68 Кб
Скачать

35. Геостратегия сша в современном мире.

Большинство политических лидеров США провозглашали и провозглашают в качестве геополитических целей создание монополярного мира, в котором Америка будет выступать в качестве единственной сверхдержавы, вершителя судеб мира, в котором народы признают разделяемую всеми ответственность. По мнению бывшего президента США Буша, главная ответственность лежит на Америке, создающей “новый мировой порядок”. Он полагал, что в быстро меняющемся мире лидерство Америки «незаменимо».

Нынешние Соединенные Штаты откровенно претендуют на роль новой сверхдержавы Евразии. Для Америки Европа по-прежнему остается приоритетной в геополитическом раскладе сил. Она для янки — главный геополитический плацдарм в Евразии. Имеющийся в Европе мощный военно-политический инструмент США — НАТО дает Вашингтону возможность оказывать политическое и военное давление на страны, расположенные в самой “старушке Европе”, а также и в Евразии. Любое расширение европейского политического и военного влияния приводит к росту влияния США.

Американцы активнейшим образом включились в антиюгославские игры, поскольку их возможности оказывать влияние и давление на Евразийском континенте зависят от тесных трансатлантичес­ких связей. Укрепление этих связей идет и будет идти путем роста числа стран НАТО, что отвечает интересам политики Вашингтона.

Американцы объективно заинтересованы в торможении процесса интеграции Европы. Объединенная Европа может бросить вызов США.

В Средней Азии, на Кавказе, в Индии интересы США переплетаются, вступают в противоречие с интересами Турции, а также Китая.

Янки стремятся достичь глу­бокого стратегического взаимопонимания между Америкой и Китаем. Это долгосрочная перспектива-цель ставит перед США две задачи: определение практических параметров и допустимых пределов роста влияния Китая как доминирующей региональной державы и решение проблемы со стремлением Японии выйти за рамки своего фактического статуса американского протектората.

В отношении России позиция вашингтонских лидеров состоит в том, что наша страна в первую очередь должна отдавать приоритет модернизации, а не предпринимать «тщетные усилия» по возвращении себе статуса мировой державы.

36. Геополитическая доктрина 3. Бжезинского.

Наиболее пацифистская и «примиренческая» версия мондиализма, известна как «теория конвергенции». Разработанная в 1970-е гг. группой «левых» аналитиков под руководством Збигнева Бжезинского (в 1977—1981 гг. - помощник президента США по национальной безопасности), эта теория предполагала возможность преодоления идеологического и геополитического дуализма холодной войны через создание нового культурно-идеолоического типа цивилизации, который был бы промежуточным между социализмом и капитализмом, между чистым атлантизмом и чистым континентализмом.

Бжезинский развивает идею необходимости создания универсальной мировой системы под эгидой США. Советский марксизм рассматривался как преграда, которую можно преодолеть, перейдя к его умеренной, социал-демократической, ревизионистской версии — через отказ от тезисов «диктатуры пролетариата», «классовой борьбы», «национализации средств производства» и «отмены частной собственности». В свою очередь, капиталистический Запад должен был бы ограничить свободу рынка, ввести частичное государственное регулирование экономики и т.д. Общность же культурной ориентации могла бы быть найдена в традициях Просвещения и гуманизма, к которым возводимы и западные демократические режимы, и социальная этика коммунизма (в его смягченных социал-демократических версиях).

«Мировое правительство», которое могло бы появиться на основе теории конвергенции, мыслилось как допущение Москвы до атлантического управления планетой совместно с Вашингтоном. В этом случае начиналась эпоха всеобщего мира, холодная война заканчивалась, народы сбрасывали тяжесть геополитического напряжения.

Здесь важно провести параллель с переходом технологических систем от талассократии к эфирократии: мондиалистские политики начинали смотреть на планету не глазами обитателей западного кон­тинента, окруженного морем (как традиционные атлантисты), но глазами «астронавтов на космической орбите». В таком случае их взгляду представал действительно единый мир.

Каким образом Соединенные Штаты управляют главными геостратегическими фигурами на евразийской шахматной доске и расставляют их, а также как они руководят ключевыми геополитическими центрами Евразии, имеет жизненно важное значение для длительной и стабильной ведущей роли Америки в мире, заключает этот “злейший друг” России.