Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
реферат по истории.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
17.12.2018
Размер:
178.18 Кб
Скачать

10.Фактор оранжевой революции – 3. Борьба с оппозицией.

1 марта 2005 года, сразу после учредительного съезда движения «Наши», Василий Якеменко выступил с официальным сообщением, в котором назывались враги движения. Эти враги обозначались общим словом «фашисты», а словосочетание «антифашистское движение» было вынесено в официальное название «Наших». В заявлении указывался главный враг – Национал-большевицкая партия (НБП) под руководством Э.В. Лимонова, которая с начала 2000-х годов заняла твердую антипрезидентскую позицию. В заявлении Якеменко говорилось: «Под гитлеровскими флагами национал-социализма, которыми размахивают национал-большевики, собрались Хакамада и ее “Комитет-2008”, молодежное “Яблоко”, Березовский, Макашов и прочие безнравственные личности».

Объявив своим врагом «фашизм», «Наши» впоследствии почти не уделяли внимания организациям, близким к фашизму по идеологии – ультраправым и антисемитским; по крайней мере, крупных акций против них нам неизвестно. Зато неизменное внимание уделялось НБП, а впоследствии – организации «Другая Россия», в состав которой помимо НБП вошли «Объединенный гражданский фронт» под руководством Г.К. Каспарова и «Народно-демократический союз» М.М. Касьянова.

Внимание к НБП и их соратникам обусловлено «фактором оранжевой революции» - именно их считали главными кандидатами на финансовые вливания с Запада в случае развертывания анти-президентских волнений.

При этом надо отметить, что к большинству оппозиционных движений (КПРФ, ЛДПР и др.) у «Наших» отношение мирное; мотивируется это тем, что большинство оппозиционеров «работает в рамках закона, они не выводят обманом людей на улицы».

«Сохранение суверенитета и целостности России» - одна из задач движения «Наши», заявленных в Манифесте; в понимании 2007 года это борьба с указанными выше оппозиционерами-оранжистами. Исходя из этого положения Манифеста «Наши» являются организацией, ставящей перед собой политические цели. Большое количество неполитической деятельности, в принципе, позволяет найти в рамках движения свою нишу неполитизированным юношам и девушкам.

На противоборство с политическими организациями Лимонова, Каспарова и Касьянова был направлен целый ряд акций – как федеральных (например, описанная нами выше акция «Связной президента»), так и частных. Пиком борьбы стала деятельность «Наших» в дни думских выборов в декабре 2007 года.

20

11.Фактор оранжевой революции – 4. Действия в дни парламентских выборов.

Для борьбы с «оранжистами» изначально разрабатывалась идея проведения в дни выборов в центре Москвы т.н. «Зимнего Селигера», что предполагало установку на Васильевском спуске палаточного лагеря. В течение двух недель зимний лагерь должен был функционировать подобно традиционному летнему лагерю на Селигере. Однако впоследствии от этого масштабного плана отказались.

Основной концепцией противодействия стал «упреждающий захват» ключевых площадей и улиц столицы на случай, если «оранжисты» попытаются устроить на них беспорядки. Для этого на 25 точках, пригодных для возможных «оранжевых» выступлений, было решено выставить дозоры по 15-20 человек (двое из пресс-службы, двое из направления «Массовые акции», пятеро из ДМД и т.д.). Участники дозоров должны были следить, не будет ли оппозиция проводить несанкционированные выступления, а заодно проводить разъяснительную работу. В случае этих самых выступлений нужно было подать сигнал, по которому через 20 минут должно было подъехать 100 человек, а в случае ухудшения ситуации – подъезжали бы остальные, до двух тысяч активистов. Предполагалось, что дозоры будут стоять с 8-00 утра до 20-00 вечера (в реальности, по нашим наблюдениям, было поменьше).

Выборы в Государственную Думу состоялись 2 декабря 2007 года. За день до этого в Москву из регионов прибыла одна тысяча участников ДМД «Наших» и еще одна тысяча активистов, выбранных на конкурсной основе («лучших»). Они были размещены в оборудованном для проживания ангаре близ Рижского вокзала. В течение недели в две смены они ожидали вызова на места выступления «оранжистов». Для тех, кто был не в смене, предусматривалась возможность посещать спортзал.

Воздействие на «оранжистов» предполагалось исключительно в рамках закона – основной предполагаемой тактикой было создание рядом с местом их акции параллельного мероприятия, большего по количеству присутствующих и выдвигающего пропрезидентские лозунги.

Над московскими площадями в течение этой недели витало ощущение огромной ролевой игры. Только в отличие от других ролевых игр, проводимых обычно на природе или в тишине аудиторий, эта проходила в самом центре огромного столичного мегаполиса и была встроена в реальные исторические события – выборы Государственной Думы России. Дозоры «Наших» на промерзших московских площадях были готовы дать отпор злокозненным «оранжистам». «Оранжисты» всё не появлялись. Собственно, за все дни бдения в Москве состоялась только одна более или менее заметная акция оппозиции, вернее, попытка оной – оппозиционеры хотели возложить цветы к зданию Центральной избирательной комиссии «в память об умершей демократии», однако не были допущены ОМОНом. Пришедшие сюда же активисты проправительственной организации «Россия молодая» спровоцировали

21

небольшую потасовку, быстро прекращенную ОМОНОм. Вскоре представители обеих сторон мирно разошлись. На этой акции присутствовало всего несколько активистов «Наших».

6 декабря состоялся огромный митинг «Наших» на Васильевском спуске, под стенами Кремля. Собралось около 40 000 человек.

Здесь присутствовал тот же контингент, что и на «Связном президента» 25 марта. Я пытался оценить, насколько они изменились. Возможно, мое впечатление субъективно, но казалось, что присутствующие стали серьезнее, взрослее. Появилось много пар – юноши и девушки стояли по двое, обнимались-целовались. Значительно повысилось ораторское мастерство выступающих. Митинг был посвящен теме «Время талантливых людей пришло», презентовали свою деятельность различные направления «Наших». Вышли на сцену первые дембеля из «Нашей армии»; танцевали национальные танцы «наши» юноши с Кавказа; прошел показ мод Антонины Шаповаловой. Однако в течение этого мирного и позитивного мероприятия несколько раз звучали короткие и гневные речи о предателях, «прогибающих свой зад перед Западом».

Анализируя последовательную вражду «Наших» с оппозицией (вернее, с небольшой ее частью, идентифицируемой как «оранжисты»), можно выделить две мотивации – «внешнюю» и «внутреннюю». «Внешняя» мотивация обусловлена социальным заказом на противодействие возможным «оранжевыми революциями», страховкой на случай возникновения молодежных политических волнений. «Внутренняя» мотивация подразумевает, что такое противодействие служит мощным сплачивающим фактором.

22