Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
римское право лекции.doc
Скачиваний:
45
Добавлен:
16.12.2018
Размер:
1.91 Mб
Скачать

2. Виды частной собственности

 

Частная собственность в римском государстве делилась на много видов. Критерием деления частной собственности служили свойст­ва носителей собственности, способы обретения собственности и место, где находился предмет собственности.

(Схема 2)

По свойствам носителей собственности, частная собственность делилась на римскую и перегринскую.

1. Римская собственность была собственностью, утвержденной в jus civile и ее носителями могло быть:

- римское государство,

- рим­ские юридические лица, объединения и

- индивидуальные римские граждане.

Как носитель права собственности римское государство выступало в двух лицах: как субъект публичного права государст­во осуществляло собственнические права путем публичной власти, а как субъект частного права — на тех же усло­виях, что и другие римские юридические лица.

Римские юридиче­ские лица с точки зрения частного права были носителями так на­зываемой коллективной собственности. Коллективная собственность юридических лиц не была уже всеобщей, так как не принадлежала всему обществу. Режим коллективной собственности юридиче­ских лиц был идентичен режиму, применяющемуся для индивидуальной собственности отдельных граждан. Собственность объеди­нений, названная совместной собственностью, суще­ствовала в случае, когда многие имели собственнические права на неразделенную вещь. Согласно природе вещи режим на совместную собственность отличался от режима на коллектив­ную или индивидуальную собственность.

2. Перегринская собственность была собственностью жителей римского государства, не имеющих status civitatis, а правила, дей­ствующие при такой собственности, были предусмотрены в авто­номных правах отдельных народов.

По способам приобретения собственности римская частная соб­ственность делилась на:

А) квиритскую и

Б) бонитарную собственность.

 

2.1. Квиритская собственность

 

В древнем праве существовала и признавалась только кви­ритская собственность (dominium ex jure Quiritium). Когда в клас­сическом праве появились преторская, или бонитарная, собствен­ность и собственность на земли в провинциях, квиритская собственность стала считаться do­minium optimo, или наилучшей собственностью.

Субъектами квиритского права собственнос­ти могли быть лишь латины, наделенные jus commercii. В состав квиритского права собственности входили манципируемые вещи (res mancipi), отчуждавшиеся посредством манципации. Сюда же относились и неманципируемые вещи (res nec mancipi), не требовавшие при их приобретении особых формальностей.

Для возникнове­ния квиритского права собственности на res mancipi обязательно было одновременное наличие всех названных призна­ков.

Процедура манципации состояла в том, что покупатель в присутствии продавца, 5 свидетелей и весовщика с весами и медью касался рукой приобретаемой вещи (например, к рабу) и произносил формулу: «Я утверждаю, что этот человек по праву квиритов принадлежит мне, так как куплен мною при помощи этой меди и весов». Затем он ударял медью по весам и передавал ее продавцу как символ вручения покупной цены.

С этого момента право собственности на вещь переходило к покупателю.

Манципация обязывала продавца предоставить гарантию против истребования вещи в качестве за­конной собственности третьим лицом. Таким образом, манципация имела двойной результат — приобретение собствен­ности и гарантии.

Еще до законов XII таблиц понтификсы создали облегчен­ную форму манципации — одной монетой, т. е. за сим­волическую цену. С этих пор манципация теряет характер продажи и превращается в передачу собственности. Отныне установление господства над вещью зависит не от уплаты цены, а от исполнения процедуры манципации.

Манципация одной монетой использовалась для продажи в кредит, для освобождения из-под власти домовладыки, усыновления, обеспечения завещательных отказов. Оставаясь по форме куплей-продажей, манципация по существу превратилась в акт, способный осуществить самые разнообразные отношения между сторонами.

Так, при продаже земельного участка можно было включить в фор­мулу манципации право пожизненного пользования для продавца, право проезда, прохода через данный участок и т. п. Этот новый тип передачи права собственности способствовал тому, что римское право не превратилось в рыхлую массу различных правовых средств, а стало концентрированной правовой системой, основанной на немногих, четко определенных правовых средствах, способных к созданию общих правовых норм.

In jure cessio (уступка права) — менее затруднительный способ приобретения права собственности, осуществлявшийся в форме мнимого судебного процесса. Покупатель предъявлял иск об истребовании вещи как якобы принадлежащей ему, а продавец молчал в ответ на обращенное требование и тем самым уступал свое место покупателю.

Громоздкость способов приобретения квиритской соб­ственности, тормозившая развитие товарооборота, была оче­видной еще в период республики. Несколько позже, к примеру, считали необходимым изъятие из состава манципируемых вещей приплода крупного рогатого скота с целью облегчения сбыта молодняка. Как следствие, возникает новый способ приобретения собственности, заимствованный из права народов, — традиция (передача), первое упоминание о кото­рой относится к I в. до н. э.

Возникновение неформального способа передачи права собственности не означало отмены манципации. Идя навстречу требованиям товарооборота, пре­торы способствовали широкому применению традиции, установив для приобретателя единственное условие — bonae fides (доброй веры), означавшей незнание о пороках приобретаемой вещи.

Традиция была прогрессивным правовым актом, но, в от­личие от манципации, не давала гарантии приобретения. В слу­чае приобретения неманципируемой вещи от недобросовестно­го отчуждателя она могла быть истребована ее собственни­ком, равно как и при приобретении манципируемой вещи от собственника без соблюдения формальностей. В последнем случае отчуждатель оставался квиритским собственником, который хотя и был лишен дейст­вительного обладания вещью, но сохранял за собой «голое право», пустой титул права собственности. Лишь по истечении срока приобретательной давности доб­росовестный приобретатель сам становился квиритским соб­ственником.

В I в. до н. э. претором Публицием был введен специаль­ный иск (actio Publicana), предоставлявший защиту против третьих лиц тем, кто приобрел манципируемую вещь посред­ством традиции и поэтому не считался собственником до момента истечения необходимого срока. Actio Publiciana имели право приме­нять все приобретатели res mancipio путем обычной передачи в случае, когда утратили владение предметом, как против лица, от­нявшего у них предмет, так и против лица, владеющего этим пред­метом.

Поскольку такой иск основывался на фикции истечения срока приобретатель­ской давности, он был доступен и тем, кто приобрел вещь не от собственника, не зная этого, и защищал, следо­вательно, всех добросовестных владельцев.

«Этот иск предо­ставлялся тому, кому вещь передана по правомерному основанию, но который еще не приобрел ее в силу давности и, утратив владение, требует эту вещь»89[1].

Таким образом, квиритские собственники были лицами, спо­собными к присвоению, способ которого предпи­сан древним правом, если речь шла о res mancipi, или другим соот­ветствующим способом, если речь шла о res nес mancipi. Такие лица имели право собственности наивысшего ранга.

Это право защи­щалось с помощью rei vindicatio от каждого, кто обладал цивиль­ным владением вещью, от каждого, кто каким бы то ни было способом препятствовал квиритскому собственнику в пользовании собственническим правом.

 

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]