Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Tehnika_vystuplenia.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
11.12.2018
Размер:
113.15 Кб
Скачать

Произношение

Самый упорный труд необходим не столько для овладения правильным произношением, сколько для устранения неправильного, приобретенного в резуль­тате многолетней небрежности.

В образовании звуков участвуют зубы, десны, губы, челюсть и т.д. Но главная роль принадлежит языку. Правильное произношение (артикуляция) связано с требованиями членораздельного, отчетли­вого произнесения звуков и слов.

Прислушивайтесь к речам хороших ораторов и учитесь у них. Очень частый недостаток выступле­ний — наслоения местных диалектов и наречий.

Есть целый набор упражнений для постановки дыхания и улучшения звучания голоса. Их можно найти в специальных руководствах и легко повто­рять самостоятельно. Улучшение наступит очень бы­стро. В редких случаях для постановки дыхания нужна помощь педагога.

Использование наглядных пособий

Мы уже говорили о наглядных пособиях. Остановимся на том, как лучше использовать их во время речи.

Случай из жизни. Докладчик делал интересное сообщение о поездке в Румынию. Слуша­тели устали, и он, решив дать разрядку, предложил посмотреть привезенные им фотографии.

Дальнейшая речь была смазана, так как от од­ного слушателя к другому передавались фотографии, слушатели рассматривали их, следили за тем, чтобы какой-либо не пропустить, и т. д.

Если бы докладчик хотел смазать слабую часть доклада, то его шаг был бы правилен. Но он искренне хотел развлечь. Намерение было верное, но ошибка состояла в том, что он не прервал доклада. Надо было прокомментировать снимки, а затем, вновь до­бившись внимания, продолжать сообщение.

Другой пример. Читаю лекцию, вносят эпи­диаскоп, который мне понадобится позднее. Делаю вид, что не замечаю, как его вносят. Это моя ошибка, так как слушатели на действие будут реагиро­вать сильнее, чем на мои слова. Или надо сделать паузу, или, если пауза мешает изложению, заранее определить, после каких слов следует внести аппарат.

Вот несколько общих правил использования на­глядных пособий: Пользуйтесь наглядными пособиями целесо­образно, в соответствии с целями и задачами речи.

1.Приготовьте пособия до начала речи.

2.Придайте наглядным пособиям общедоступ­ный вид. Их должны видеть все. Они не должны быть сложны и непонятны.

3.Тесно свяжите речь с появлением наглядного пособия (лучше заранее его не вывешивать, если можно быстро «ввести» его в дело).

4.Говорите, обращаясь к слушателям, а не к по­собиям.

5.Уберите пособие, как только миновала в нем необходимость.

6.Держите пособие при себе.

Если слушатели заинтересовались пособием, сде­лайте паузу или измените форму речи, попытавшись часть ее идей подать путем комментария к пособию. Неудачно, если докладчик, вывесив десять таблиц, говорит: «Рассмотрите в перерыве». Если так, то и вывесить надо было перед перерывом.

Я обратил внимание на то, как хорошо исполь­зует обычную классную доску преподаватель в аме­риканском университете. Он записывает и план лек­ции, и ее основные идеи, ведет на доске своего рода конспект. Он вовремя стирает то, о чем речь уже за­кончилась.

Нет нужды говорить о том, что наглядное пособие И правила обращения с ним вы должны хорошо Знать. Хуже нет, если оратор на просьбу показать на карте, где находится упоминаемый им пункт, начнет пыхтеть и краснеть.

Задайте себе несколько вспомогательных проверочных вопросов. Действительно ли целесообразно пособие? Отвечают ли пособия вашим намерениям и требованиям аудитории? Достаточно ли они интересны, ясны и убедительны? Можно ли их сделать еще яснее, короче, убедительнее? Позволит ли время с успехом применить их? Не будет ли разбита речь |на части, и не придется ли после демонстрации вновь завоевывать внимание, напоминать логику лекции т. д.? Нет ли пособий, заслуживающих предпочтения? Не будет ли целесообразнее обратиться к пособию в конце речи или в другом месте, чем сейчас намечено?

Перед речью и во время речи

В речи нет свободы и равенства. Слушатель вовсе нe склонен забывать, что он отдал себя под вашу власть и чем-то жертвует, хотя бы самостоятельностью и временем. Поэтому слушатель предъявляет выступающему особые требования: он предоставил "оратору главную роль и требует, чтобы тот ей соот­ветствовал.

Если оратор будет держать себя нерешительно, безразлично, как бы извиняясь за свою миссию, у слушателя появится чувство досады. Один юморист хорошо заметил: «Это уж последнее дело — произносить во всеуслышание извинения за свою несостоя­тельность. Беда в том, что, чего доброго, это удастся и доказать».

И еще одна особенность слушателя. Он охотнее признает вас лидером, если в речи вы будете дер­жаться не как начальник (хотя внешне это так), а как добрый знакомый. Надо создать атмосферу дру­жескую и деловую. Вы должны быть скромным и в то же время воодушевлены своими убеждениями.

Случается, что человек, стеснительный в обычной обстановке и простой беседе, обнаруживает такую уверенность в публичном выступлении, какой никто другой и даже он сам и не подозревали. Но страх — чувство вообще-то неизбежное перед серьезной речью и не совсем бесполезное: оно способствует мораль­ному и физическому подъему, без чего невозможна хорошая речь. Тем не менее надо принять меры, чтобы преодолеть страх.

Отдайте себе отчет в причине страха. Четко сфор­мулируйте ответ на вопрос: чего я боюсь? что меня пугает? Выступайте в полной готовности и с уверен­ным видом. Не спешите во вступительных замеча­ниях — ваша нервозность усилится.

Полезно сделать перед началом речи несколько ослабляющих напряжение вдохов. Делайте чаще паузы и не стесняйтесь случайных оговорок. Слуша­тели не придадут им значения, если вы, не сму­щаясь, исправите их.

Лучший способ преодолеть страх — действие. Ваша речь намного выиграет, если вы прорепети­руете выступление заранее. Перед вы­ступлением полезно мысленно пробежать план и конспект речи. Это придаст уверенность, спокойствие и бодрость.

Как упоминалось, рекомендуется, особенно в на­чале ораторской практики, повторять речь перед зеркалом. Учитесь вносить изменения в выражение лица, управлять своим взглядом в соответствии со структурой речи. Речь перед зеркалом поможет овладеть и различными техническими приемами.

Тренеры знают, что разминка нужна футболистам прежде всего для снятия нервного возбуждения пе­ред матчем. Оратору тоже необходима разминка — проба речи. Мы отмечали, что лучше речь не запоминать. Но полезно выбрать время, пустое поме­щение, и, стоя, обратиться к воображаемым слушателям с предполагаемой речью. Вначале старайтесь произнести ключевые участки речи, затем займитесь шутками, деталями и т. д.

В начале ораторской практики полезен и магни­тофон. Записывайте свою речь и не жалейте времени на анализ. Свободно ли вы говорите? Нет ли однообразия? Правильны ли ударения и паузы?

Если нет магнитофона, пригласите товарища, ко­торый будет вашей аудиторией.

Важнейшая проблема — удержать внима­ние слушателей в течение всей речи. Опытный оратор заранее знает мысли и настроения слушате­лей, он ведет речь в соответствии с развитием этого настроения, стремясь овладеть им и подчинить его себе, и бросает свои мысли в эту, уже подготовленную почву. Оратор чаще не создает нового интереса, а поднимает на поверхность скрытые, дремлющие ин­тересы. Поэтому при развитии каждого пункта речи задавайте себе вопрос: что заинтересует слушателя и почему? На какие чувства — граждан, служащих, членов обществ, родителей, профессионалов и т. д.— я сейчас опираюсь? Говоря об ЭВМ перед деловой ау­диторией, надо привести данные о стоимости и затра­тах на эксплуатацию. А вот в докладе для массовой аудитории о генах уместен шуточный вопрос: каким образом из видимого только в микроскоп оплодотво­ренного яйца развивается хоккеист весом в 100 кило­граммов?

Повлиять на безразличную аудиторию гораздо труднее, чем на заранее настроенную против ваших мнений. Вообще внимание не обеспечивается дисцип­линой явки или организаторами собрания. Оно не заранее сопутствующее условие, а нечто такое, за что оратору следует бороться от первого до последнего слова. Нужен постоянный психологический контакт с аудиторией, надо непрерывно возбуждать и заост­рять интерес, добиваться расположения слушателей, преодолевать безразличие, критические или недобро­желательные установки аудитории, развлекать ее, удовлетворять любознательность, воодушевлять, убеждать, призывать к действию и т. д.

В ходе даже хорошей речи случайности могут от­влечь внимание. В этом случае можно прямо при­звать к тишине и порядку. Иногда этот призыв можно разнообразить шуточной фразой. Другой прием восстановить внимание — пауза. Пауза всегда привлечет внимание, и этим надо воспользоваться. Третий прием — обращение к слушателям с неожи­данным вопросом, вводным замечанием.

Нельзя рассчитывать на непрерывное и равномер­ное внимание, учил еще Квинтилиан. Наоборот, ора­тору надо отвлекать слушателей от посторонних мыслей. Не так говорить, чтобы слушатель мог по­нять, а так, чтобы он не мог не понять вас.

Речь в особых условиях

Типичные примеры речи в особых условиях — речь с использованием микрофона, выступление по радио или телевидению. Бывают выступления перед аудиторией, которые одновременно передаются по радио и телевидению.

На эту тему написано много специальных работ, и мы ограничимся общими замечаниями. Назначе­ние микрофона — увеличить слышимость. Благо­даря микрофону слабый голос может звучать силь­нее, и немало современных ораторов не достигли бы без микрофона успеха.

Наиболее частая ошибка состоит в том, что вы­ступающий кричит в микрофон и обычно на высоких нотах. Другая ошибка — мнение, будто микрофон экономит силы и можно говорить тихо, монотонно, без воодушевления. Микрофон делает звук менее раз­борчивым, тембр звука искажается, и это тоже надо учитывать, стремясь к четкому произношению слов, даже путем снижения темпа речи. Очень важно при­выкнуть говорить на одном и том же — примерно 45 сантиметров — расстоянии от микрофона. Всегда надо стремиться заранее знать, направленного или ненаправленного действия аппаратура и как она от­регулирована. Микрофоны чувствительны к шуму, их нельзя двигать, рядом с ними нельзя шелестеть карточками, пить воду и т. д. Особенно вредно рас­хаживать перед микрофоном — это приводит то к на­растанию, то к замиранию звука. Поэтому порепетируйте речь перед условным предметом, изображаю­щим микрофон, или перед микрофоном магнитофона.

Речь на радиостудии — тоже речь перед микрофоном. Главная ее сложность в том, что вы не видите слушателей, а они не видят вас. Хотя, скорее всего, вас слушают тысячи, вы должны представить себе несколько человек — ведь обычно радио слу­шают дома. Находясь на трибуне, вы уверены, что часть времени вас будут слушать, прежде чем начнут расходиться. Но радио будет выключено после пер­вых же трех-четырех бесцветных фраз. Поэтому вся речь по радио должна быть захватывающей от на­чала до конца; введение — кратким и интересным; все последующее — свободно от «общих» мест; при­меры — короткими, выводы — четкими. Выступле­ние по радио — это речь, наиболее близкая к беседе с несколькими знакомыми.

Рузвельт считал, что хорошая речь по радио должна содержать одну-две идеи. В то же время, составляя речь, надо помнить, что слушатели будут самые разные. Поэтому мотивировка тезисов должна быть очень разнообразной — с учетом особенностей различных классов и групп населения.

В речи по радио крайне необходимо избежать по­учений и снисходительного тона, нельзя «чеканить» и «изрекать» фразы, радио все это усилит во много раз. Стремитесь к живому общению. Темы речей по радио должны быть более простыми. Приходится также говорить по одной теме дольше, чем это было бы в обычной аудитории: слушатели вас не видят, и приходится больше «напирать» на слова, а не на же­сты, позы и т. д. В речь для выразительности следует вводить элементы инсценировки, вопросы и ответы, описания обстановки и т. п., чтобы слушатель «почувствовал» себя в аудитории и «увидел» вас.

И все же слушатель только слышит вас, поэтому работать над текстом речи по радио и ее языком надо гораздо тщательнее, чем для выступления в аудито­рии. В большинстве случаев речь по радио — это чтение текста. Есть еще один жесткий фактор — время. На радиостудии счет идет на секунды. Поэтому в тексте речи надо сразу отметить слова и фразы, ко­торые можно будет опустить, если не укладываетесь в отведенное время. Надо иметь и резервные фразы на случай, если пришлось говорить быстрее, чем ожидалось.

Выступая на телестудии, оратор придержи­вается тех же правил, что и при обычной речи. Но надо избегать широких жестов и резких движений, чтобы не выйти за кадр. Выступление по телевиде­нию связано с работой операторов, которые могут по­казать мимику лица, конкретный жест и т. п. Это уже область, близкая к сценическому искусству, и, если вам приходится выступать по телевидению, надо совместно с операторами и режиссерами неуто­мимо искать лучшие ракурсы лица, лучшие жесты и т. д.

* * *

Овладевайте техникой речи по своему усмотре­нию, вернее, с учетом всех факторов. Главное в тех­нике — это естественность приемов и манер. Избе­гайте нарочитости. На деловом совещании попытки форсировать голос зачастую неуместны, а на трибуне могут быть просто необходимыми и неизбежными. Главное в том, чтобы манеры, поза, движения и дру­гие приемы стали естественными, не производили бы впечатление приемов. Вещи в квартире могут соче­таться друг с другом, вписываться, создавать единый интерьер. Но могут превратить квартиру в музей, в котором хранятся стулья, картины, вазы и т. д. Не превращайте свою речь в набор приемов, в музей тех­ники речи.

В заключение главы о выступлении хочу еще раз напомнить, что высказанное здесь — не руководство. Это выписки из различных руководств, сделанные автором и представленные читателю.

Но даже изучив сами эти руководства, вы пой­мете, что они, как компас, только указывают направ­ление пути. Пройти дорогу, подготовить речь при­дется вам самим.

Это общее правило при использовании теоретиче­ских советов в творческих областях. Известный тео­ретик военного искусства Клаузевиц, заканчивая курс лекций по военному делу, произнес важное за­ключение: «Если теория что-либо и советует, то мы представляем самому полководцу делать выбор в меру своего собственного мужества, своей предприимчивости, своей веры в силы. А потому делайте свой выбор в меру своих внутренних сил, но помните, что великим не сделался ни один полководец, лишенный дерзновения».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]