Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
д. донской.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
10.12.2018
Размер:
100.86 Кб
Скачать

Разгром татаро-монголов на Куликовом поле.

После сражения на реке Воже осенью в 1379 году татары совершили поход на Рязань для разведки обстановки, ведь Дмитрий и татаро-монгольский народ понимали, что следующие сражение будет решающим.

Никто не ожидал нападения, поэтому в городе возникла паника. Враги сожгли и разграбили близлежащие города Рязани, но идти на Москву не решились, так как самая лучшая часть войска погибла в том кровавом сражение на реке Воже.

В 1380 году Мамай прекратил междоусобицу, восставших против хана казнили. Мамай собрал все войска до единого, но он был уверен, что этого не достаточно для победы над Москвой. Тогда наемные люди, предчувствуя запах добычи, стали собираться в войско к хану. Собралась огромная армия численностью 250-400(в различных источниках по-разному) тысяч человек.

Для Орды внешнеполитическая обстановка складывалась как нельзя удобнее.

Свою помощь в сражение предложили Рязанский князь Олег и Литовский князь Ягайло. Мамай был рад такими предложениями, потому что это сулило полное поражение Москве.

О предательском умысле князя Рязанского и подготовки Литвы Дмитрий ничего не знал. Да и из-за междоусобиц в Литве князь великий не боялся с этой стороны угрозы, но, однако зимой 1379-1380 годах он предпринял поход против Литвы, чтобы уже точно обезопасить свой народ от побегов с этой стороны: войско во главе князя Серпуховского без сопротивления заняли значительную территорию Литвы. Некоторые литовские князья добровольно перешли на сторону Дмитрия.

Дмитрий при помощи церкви, влияющей на идеи, морально подготавливал людей к сражению, и в тоже время ограждал церковь от влияния Византии, которая не была заинтересована в усиление Москвы.

Дмитрий относился очень хорошо, это доказывает следующее событие: когда умер митрополит Алексей, князь, не дожидаясь, когда и Византии пришлют нового. Поставил на этот пост своего приближенного епископа Дмитрия, но возглавить церковь хотели многие, и поэтому в борьбу за титул вступил суздальский епископ Дионисий. Борьба с ним окончилась смертью московского митрополита.

Летом 1380 года Мамай со своим войском переправлялись через Волгу, сосредоточивая основные силы при устье реки Воронеж в пределах Рязанского княжества. Об этом в Москве стали распространятся слухи.

1 сентября должны были соединиться татарские, литовские и рязанские войска.

Мамай, дожидаясь войска своих союзников, потихоньку продвигался к Дону. Таким образом, хан занимал центральное положение. С востока к нему должен был придти Олег – Рязанский князь, а с запада литовский князь.

Получи известие о намерениях Мамая, князь отправил гонцов во все княжества, сообщить им, чтобы они немедленно прибыли в Москву с войсками. И чтобы потянуть время он отправил дипломатическое посольство, откуда он и узнал о соглашение между татарским, рязанским и литовским войсками.

Измена Олега, на Руси вызвала абсолютное возмущение.

Дмитрий собрал совет, на котором изложил план будущих действий: захватить инициативу, не дать противникам встретиться, разбить врагов по отдельности, начав с татар. Дмитрий всё же надеялся на нейтральное положение Рязани и поэтому велел обойти рязанские земли.

Было решено выдвинуть ильный разведывательный отряд, а 31 июля направить войска к Коломне.

Задачи этого отряда заключались в том, чтобы выйти к реке Быстрой или в районе реки Тихой сосны и захватить пленного, чтобы тот рассказал намерение Мамая.

Отряду удалось захватить пленного. Он сразу же дал ценные показания, подтвердив и то, что против Москвы заговор, и то, что Мамай не спешит нападать, так как ждет соединение войск союзников, которое произойдет в районе Коломны 1 сентября.

Дмитрий всё понял и собора повторное военное собрание. Теперь он перенес наступление с 31 июля на 15 августа.

Дмитрий понимал, что нужно перед схваткой взбодрить свою рать, и поэтому использовал все средства, чтобы поднять дух войска.

Когда в Москву собрались все княжества, Дмитрий отправился на юг, к Коломне. И уже утром 24 августа русская рать прибыла к Коломне.

На следующее утро Дмитрий приказал построиться на левом Берегу реки. Князь осмотрел каждое войско и назначил воеводу каждой дружине.

26 августа рати выдвинулись из Коломны.

Войска двигались через Оку, а затем в направление Дона на встречу татарам.

Для рязанских воевод появление рати русской стало неожиданностью, все были растеряны. Олег был в замешательстве, он не знал, как предупредить Ягайло Ольгердовича. Но Дмитрий считал, более серьёзным союзником для татар – литовцев, и поэтому рассчитывал разбить их отдельно.

30 августа русские армии расположились в районе реки Лопасни и начали переправу через реку. Число воин было около 200 тысяч, но, многие ученые, изучавшие эту битву, утверждают, что это преувеличение, по их мнению их было 150 тысяч.

Дмитрий очень спешил и поэтому не давал войску отдыха 200 километров они прошли за 7 суток. Они остановились только в окрестностях селения Берёзы, чтобы к ним присоединились дружины полоцкого и Брянского княжеств. К Дону был выслан разведывательный отряд, в след за котором потихоньку продвигались главные силы.

Вскоре разведка вернулась с пленным, который рассказал, что Мамай не знает, что к нему приближается русская рать, а главные силы сосредоточены в районе Кузьминой гати1. Также он сказал, что войска Мамая подойдут к Дону только через трое суток, а когда его спросили о количестве человек, то он ответил, что там бесчисленное множество людей. По мнению историков, численность татар было вдвое больше, чем русских.

В этот же день Дмитрий собрал совет, чтобы решить вопрос: на каком берегу давать сражение? Большинство воевод были за то, чтобы использовать Дон и Непрядву в качестве выгодных естественных преград, прикрывавших с фронта, но они и говорили, что в случае поражения будет опасно переправляться. Но самые радикальные воеводы утверждали, что сражение нужно дать на правом берегу.

Решающее слово оставалось за Дмитрием. И Дмитрий сказал, что лучше умереть достойно и поэтому распорядился, переправляться на тот берег.

Дмитрий понимал, что должны подойти союзники татар и, чтобы обезопасить свои войска переправлял их на правый берег, но самой главной причиной переправления на другой берег являлись стратегические планы князя, да и русские военачальники получали возможность тщательно изучить местность, указать боевой порядок и расположение запасов. Последний фактор сыграл важную роль в битве.

Найдя брод, в ночь на 8 сентября Дмитрий со своей дружиной отправился на тот берег и, достигнув Куликово поле, противники встали друг напротив друга.

Поединок начался битвой двух воинов, так как татарин- Темир Мурза выехал первым и стал вызывать противника, чтобы сразиться с ним. На битву вызвался монах Троицкого монастыря - Александр Пересвет. Враги поскакали навстречу друг другу, удар столкнувшихся был настолько силен, что они оба оказались мертвы. Это и послужило сигналом к общему сражению.

Передовой полк Дмитрия принял первый удар на себя всей массы татар. Погибло много человек, но Дмитрий и небольшая группа бойцов остались живы, и они пробились к полку. Началась ожесточенная битва между главными силами.

Главные силы были брошены на левый фланг. Войска еле сдерживали натиск, множество князей погибли в бою. Положение оставалось критическим. Вся надежда была на засадный полк, скрытый в Зелёной Дубраве Владимир Серпуховской и Дмитрий Боброк. Владимир хотел множество вступить в борьбу, но опытный Боброк останавливал его. Только когда он узнал, что татары прорвали фронт русской дружины, он отдал приказ о наступлении. Они со злостью накинулись на татарскую рать. Для татар это было неожиданно и поэтому их конницы в панике стали отступать. Мамай даже не пытался удержать своё войско, а вместе с ним бежал.

Только через восемь дней русские покинули Куликово поле, пока не были погребены все геройски погибшие войны.

Это сражение оказала огромное значение на Русь: оно радикально изменило внешнеполитическую обстановку для Руси. Эта битва доказал всем, что иго можно победить, объединившись всем вместе. Для Орды это был сильный удар.