Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема XII.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
10.12.2018
Размер:
114.69 Кб
Скачать

2. Особенности демократической и тоталитарной политических культур

В соответствии с принятой типологизацией по­литических систем различают основные модели полити­ческой культуры – демократическую и тоталитарно-авто­ритарную. Между ними располагается целый ряд переход­ных форм, сочетающих элементы обеих моделей, которые в каждой стране проявляются в национально-специфиче­ских формах.

Цивилизованному обществу соответствует демократиче­ская модель политической культуры. Важнейшими ее осо­бенностями являются:

1. Идея индивидуальной свободы, самоценности каждого индивида и неотчуждаемости его основных прав.

2. Отношение граждан к частной собственности как к необходимому условию суверенитета и самореали­зации личности.

3. Общественное признание плюрализма во всех сферах жизни, толерантность к инакомыслию, стремление основных групп населения к консенсусу в отноше­нии главных ценностей и идеалов.

4. Утверждение в сознании населения принципов пред­ставительности и выборности, необходимости разде­ления властей на законодательную, исполнительную и судебную, наличия механизма сдержек и противо­весов.

5. Идея гражданского общества как системы заинтере­сованных групп, доминирующих над государством и его институтами, передающих государству столько полномочий, сколько считают нужным.

6. Доминирование у подавляющего большинства насе­ления установки на достижение политических целей только демократическими средствами, в ходе изби­рательного процесса, и неприятие стихийных и на­сильственных методов.

Демократическая политическая культура вырабатыва­лась постепенно на основе длительного существования част­ной собственности, которая обеспечивала независимость индивида от государства. Эта политическая культура дела­ет акцент на индивиде и возможностях его самореализации.

В противоположность этим политико-культурным цен­ностям тоталитарно-авторитарная модель политической культуры основывается на приоритете коллективного над индивидуальным, максимальной унификации общества и его полном подчинении государству.

Эта идея лежала в основе попыток не допустить появле­ния различных социальных групп и их специфических интересов, предотвратить любую альтернативность. Отсю­да установка на единственный для всех «исторический выбор», один тип собственности, одну партию, одного кан­дидата в депутаты и т.д.

Тоталитарные структуры целенаправленно формирова­ли одномерное массовое сознание, воспринимавшее мир в черно-белом свете. Оно основывалось на простейших сте­реотипах: «кто не с нами – тот против нас», «что плохо для противника – хорошо для нас» и пр. Следствием это­го были упрощенные поведенческие реакции (хвалить – ругать, принимать – отвергать, любить – ненавидеть).

Результат реализации подобных установок – историче­ский тупик, поскольку атрибутивными компонентами со­циального прогресса являются альтернативность и много­мерность, приоритет индивидуально-личностного начала. Прогресс связан с дифференциацией и усложнением эле­ментов социума.

Неотъемлемый элемент тоталитарной политической культуры – образ врага. Формировался тип личности, склонный искать причины трудностей и неудач исключи­тельно вне себя, в происках внутренних и внешних вра­гов. Номенклатура искусственно поддерживала в обществе атмосферу «чрезвычайщины», необходимой для сосредо­точения всех прерогатив власти.

Важной особенностью тоталитарной политической куль­туры являются всякого рода культы – вождя, борьбы, счастливого будущего.

Культ политических руководителей закономерно вы­текает из характерной для тоталитарных систем сакрали­зации власти. По своей сути он такой же атрибут языче­ского идолопоклонства, как памятники и мавзолеи.

Идейные истоки этого культа лежат в тоталитарной идеологии, претендующей на монопольное владение исти­ной и всеобщую значимость. Создатели или верховные жрецы «единственно верных» идеологий наделяются ка­чествами пророков и ясновидцев.

Благоприятной питательной средой культа личности являются патриархальная и подданническая политические культуры. Они исходят из веры в хорошего царя или руко­водителя, из принятия жесткой иерархической организа­ции общества. Культ вождей в России опирался на монар­хическое сознание части населения. Его формированию способствовала и доминировавшая в азиатских регионах патриархальная политическая культура.

Культ борьбы ориентирует на конфронтацию, примене­ние силового давления, воспитание таких качеств, как нетерпимость к малейшему инакомыслию и непримири­мость. Наоборот, стремление к компромиссу и консенсусу, учету позиции интересов взаимодействующих сторон рас­сматривается как признак слабости. Цель такой борьбы видится исключительно в победе, какой бы ценой она ни досталась. Главное– «не поступиться принципами».

Неотъемлемыми элементами политической культуры тоталитаризма являются культ будущего и упование на социальное чудо. Эти два элемента находятся практически в состоянии единого целого, поскольку прорваться в буду­щее можно, «сказку сделав былью».

Такая футуроориентированность тоталитаризма отражает его пренебрежение к насущным проблемам людей, к непов­торимости и уникальности сегодняшнего бытия человека и общества.

В тоталитарной политической культуре доминируют эта­тистские тенденции с присущим им культом власти и сак­рализации людей, причастных к ее отправлению. Закреп­ляются примат державного начала над всеми остальными, принцип беспрекословного подчинения человека так на­зываемым «высшим интересам». Человек рассматривается как винтик огромного механизма и в чисто инструменталь­ном ракурсе – как рабочая сила, трудовой ресурс, «чело­веческий фактор».

Элементами тоталитарной политической культуры яв­ляются готовность действовать по команде «сверху», пред­ставления о святости и непогрешимости державного нача­ла, необходимости регламентации политической жизни общества. Позиция человека по любому вопросу автоматически превращается в показатель его благонадежности, лояльности по отношению к системе.

Имманентное (внутренне присущее) качество тоталитар­ной политической культуры – ее мессианство. Суть по­следнего – в идее осчастливления народа той или иной страны, а затем и всего человечества. В наиболее концент­рированном виде идея мессианства отразилась в доктрине о коммунистической партии как ядре политической сис­темы, ее возрастающей роли в жизни общества.

Существенная особенность тоталитарной модели поли­тической культуры – отрицание (а в экстремальных вари­антах – уничтожение) многих традиций духовной культу­ры. Она воплощалась по-разному – в переименовании городов и улиц, в ограничении доступа к определенным видам литературы, в отказе от культурного наследия в ис­кусстве, от народных обычаев, будто бы препятствующих складыванию новых культурных традиций.

Сравнение двух моделей политических культур позволя­ет прогнозировать сложность и продолжительность процес­са перехода от тоталитарной культуры к демократической. Поле проявления демократической политической культуры будет расширяться по мере усложнения социальной струк­туры, формирования гражданского общества, реализации принципа альтернативности во всех областях человеческой деятельности, «запуска» механизмов саморегуляции и са­моуправления, интенсификации межкультурного обмена.