Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей пер....doc
Скачиваний:
75
Добавлен:
07.12.2018
Размер:
4.97 Mб
Скачать

Влияние реакций фиксации и слежения на сосательные движения

Что предъявлялось

Вася К. (0, 0, 17)

Сережа Ф. (0, 0, 22)

Юра Д. (0, 0, 20)

ск.раз фиксация

длительность

торможение пищевых движений

ск.раз фиксация

длительность

торможение пищевых движений

ск.раз фиксация

длительность

торможение пищевых движений

вызывалась

возникала

вызывалась

возникала

вызывалась

возникала

Красный шарик неподвижный

Красный шарик раскачивают из стороны в сторону и то приближают к глазам ребенка, то удаляют

1

1

1

1

8"

40"

17"

5

2

1

2

20"

1'30"

1'30"*

8

3

3

1

5"

10"

5"

10"

5"

10"

5"

8"

* Предмет был убран после обозначенного времени, так как ребенок совсем перестал сосать.

Вне кормления вызвать у него реакции фиксации и слежения было труднее, чем у некоторых других детей, так как у него были очень интенсивны «импульсивные движения», включавшие и движения головы. При фиксации неподвижного предмета у Юры Д. в отличие от других детей общие движения затормаживались на более длительное время, чем при слежении Он фиксировал предмет сравнительно долго (в 17 дней—25 сек; в 23 дня—1 мин 30 сек). Задержка движений при фиксации наступала так быстро, что, например, в возрасте 23 дней Юра не успевал закрыть рот (когда зевал) и в течение 25 сек, пока что-то фиксировал, лежал с широко открытым ртом. При еде у него два раза было отмечено одно своеобразное явление: при фиксации шарика сначала затормаживались сосательные движения, а затем (через 5—10 сек) Юра засыпал.

Проведенные наблюдения дают основание считать, что сильный тормозной процесс у ребенка первого месяца жизни возникает при действии оптических раздражителей в комплексе со звуковыми, а также при более сложном двигательном составе зрительной реакции. Распространение тормозного процесса на сосательные движения указывает, что и на первом месяце жизни пищевая доминанта у ребенка не является столь сильной, как это отмечается в литературе.

Выявлено различное соотношение разных зрительных реакций и движений головы. Вне кормления при фиксации неподвижного предмета затормаживаются и движения головы и общие движения; при прослеживании за предметом общие движения затормаживаются, но голова в некоторых случаях поворачивается вслед за глазами из стороны в сторону; во время еды движения головы оказываются заторможенными и совсем не включаются в систему оптически-приспособительных реакций.

Длительность зрительных реакций в течение первой стадии их развития нарастает. В условиях повседневной жизни у детей в возрасте двух-трех недель длительность фиксации колебалась от 2—5 до 25—35 сек; количество прослеживаний из стороны в сторону не превышало 3 — 6 раз. На четвертой неделе длительность фиксации неподвижного предмета у некоторых детей достигала уже 1 мин 30 сек, а реакция слежения повторялась 10 — 18 раз подряд.

25

Но в условиях лаборатории, где ребенок, находясь в кабине, был изолирован от других оптических раздражителей, длительность зрительных реакции была больше.

У ребенка в возрасте первых трех-четырех недель жизни реакции фиксации и слежения занимают небольшое место в общем объеме его поведения, что объясняется рядом обстоятельств. Ребенок этого возраста бодрствует мало; в короткие периоды бодрствования он часто бывает эмоционально-отрицательно возбужден; но даже если он находится в спокойном состоянии, реакции фиксации и слежения возникают не каждый раз, когда в поле зрения имеется оптический раздражитель; возникнув, длятся недолго. Однако, несмотря на все эти обстоятельства, при наличии соответствующих внешних воздействий зрительные реакции быстро развиваются.

В течение первых недель жизни формируются основы бинокулярного зрения, которое является наиболее совершенным видом зрения: обеспечивает уточнение зрительного ощущения, в особенности по отношению локализации предмета в пространстве, создает возможность для оценки расстояния, усиливает воспринимаемую яркость объекта (бинокулярная суммация); обеспечивает восприятие третьего измерения и дает ощущение рельефа. С этого времени происходят столь значительные изменения в зрительных реакциях, что есть все основания для выделения II стадии их развития.

Во II стадии двигательный состав зрительных реакций продолжает совершенствоваться. Частота их возникновения увеличивается. Оптические раздражители начинают вызывать стойкие доминантные процессы, чему сопутствует возрастание влияния зрительных реакций на общие и эмоционально-выразительные движения. Значительно увеличивается длительность зрительных реакции.

Двигательный состав реакций, направленных на восприятие оптических раздражителей, развивается в разных направлениях. Совершенствуются движения глаз. К 3—4-недельному возрасту ступенчатое следование взором за передвигающимся из стороны в сторону предметом сменяется плавным прослеживанием. Возникают движения глаз, обеспечивающие многократное сведение и разведение зрительных осей на приближаемом и отдаляемом предмете. Реакции фиксации, слежения и конвергирования начитают возникать при разных положениях корпуса ребенка.

26

Со второго месяца жизни дети начинают фиксировать неподвижные предметы и прослеживать за передвигающимися, и когда лежат на животе, и когда находятся в вертикальном положении на руках у взрослого. Ребенок, который в положении на спине уже хорошо фиксировал предметы на близком от себя расстоянии (25—30 см), при вертикальном положении корпуса должен этому научиться. Вначале он отворачивает голову от лица взрослого, который держит его на руках, и сосредоточивается на более отдаленных предметах. Лишь постепенно у него формируется умение и при вертикальном положении корпуса фиксировать предметы, находящиеся на близком расстоянии.

При недостатке соответствующих внешних воздействий имеет место недоразвитие зрительно-двигательных реакций. Нам пришлось наблюдать одного ребенка — Таню X. (1, 10, 0), которая к этому возрасту не научилась фиксировать предметы, находящиеся на близком от нее расстоянии, так как всю свою жизнь провела в полутемной комнате и была лишена других внешних воздействий, содействующих развитию зрительных реакций.

Задержка в развитии зрительных реакции наблюдалась у детей тех домов ребенка, где не уделялось должного внимания правильному воспитанию самых маленьких детей. Если же с детьми разговаривали, когда они лежали в манеже, но не брали их на руки, то у них отставали в развитии зрительные реакции при вертикальном положении корпуса: ребенок и на четвертом месяце жизни лишь изредка и ненадолго сосредоточивал взор на лице взрослого, который держал его на руках.

По мере оформления зрительных реакций происходят изменения в соотношении движений глаз и движений головы, а также движений головы и общих движений. На первом месяце жизни движения головы преимущественно возникают в системе общих движений и лишь в слабой степени регулируются зрительными реакциями. На втором-третьем месяце движения головы все чаще включаются в систему оптически- приспособительных реакций и постепенно отдифференцировываются от общих движений. Фиксируя взором неподвижный предмет, ребенок все дольше удерживает голову в положении,

27

обеспечивающем продолжение зрительной реакции, даже при возникновении некоторых общих движений. Прослеживая за передвигаемым предметом, он не только переводит глаза, но и поворачивает голову. Со второй половины третьего месяца в систему зрительных реакций, направленных на восприятие предмета, включаются вслед за движениями головы и некоторые общие движения: при прослеживании за предметом ребенок или перевертывается в соответствующую сторону на бок, или не только отводит голову назад, но и прогибает спину. Если на первом месяце общие движения часто являлись причиной прекращения зрительных реакций, то теперь они обеспечивают более длительное их течение.

Частота возникновения реакций фиксации и слежения с 4—5-недельного возраста ребенка нарастает. Если на первом месяце зрительные реакции возникали только на оптический раздражитель значительной силы и обязательно расположенный по оси зрения, то на втором - третьем месяце они вызываются предметами все более разнообразными по их физическим качествам (окраске, величине), местоположению и степени отдаленности.

На втором, а у некоторых детей и в первой половине третьего месяца сохраняется еще некоторая инертность конвергенционной установки, затрудняющая возникновение зрительных реакций на разнообразно расположенные предметы, но выражена она слабее, чем на первом месяце. В ряде случаев, когда ребенок что-либо фиксировал взором, вызвать у него зрительную реакцию на другой предмет или совсем не удавалось, или удавалось только при условии отдаленности его на то же расстояние, на котором находился фиксируемый предмет.

Когда Сережа Ф. (0, 2, 17) был зрительно сосредоточен на висящих над ним (на расстоянии 60 см) игрушках, в поле его зрения стали передвигать шарик. Если шарик находился на расстоянии 20 см ниже игрушек, то Сережа на него не реагировал; он начинал следить за шариком, лишь когда тот передвигали почти на уровне игрушек.

Такая инертность конвергенционной установки, видимо, объясняется малой отвлекаемостью детей второго месяца жизни. Но с третьего месяца (с первой или со второй его половины) ребенок начинает легко переключаться с одного предмета на другой, если даже они находятся на различном от него расстоянии. Он переводит

28

взор с игрушки, предлагаемой ему для фиксации, на некоторые детали стенок кабины, ловит взором экспериментатора, наблюдающего через смотровую щель, фиксирует собственные руки и т. д.

На третьем месяце происходят и другие качественные изменения: зрительные реакции начинают возникать по следовым раздражениям. Как уже отмечалось в литературе (J. Piaget [263]), если один оптический раздражитель находится справа, а другой—слева (справа висит одна игрушка, слева—другая; с одной стороны стоит один взрослый, с противоположной — другой), то ребенок многократно переводит взор с одного объекта на другой. Когда же в поле зрения не оказывается никакого предмета, привлекающего взор, то возникает активный поиск; ребенок переводит глаза и поворачивает голову до тех пор, пока не остановит на чем-либо взгляд.

Следовательно, в процессе формирования зрительных реакций происходит смена стимулов от внешних к внутренним. У ребенка появляется новая форма активности, направленная на получение оптических раздражений. Так, на основе первичного положительного рефлекса, который возникал при действии оптического раздражителя лишь на ограниченное поле сетчатки (желтое пятно), развиваются сложные зрительно-двигательные связи, обеспечивающие непрерывное (во время бодрствования ребенка) функционирование зрительного анализатора.

При эмоционально-отрицательном состоянии ребенка реакции фиксации, слежения и конвергирования возникают и затормаживают проявления последнего со второго месяца жизни.

Ира 3. (0, 1) находилась в состоянии эмоционально-отрицательного возбуждения, но возникновение зрительного сосредоточения на игрушке вызвало его торможение, которое продолжалось в течение всего времени (1 мин 44 сек), пока Ира прослеживала взором за медленно передвигаемой из стороны в сторону игрушкой.

В то время как на I стадии развития, т. е. в течение первых трех-четырех недель жизни ребенка, реакции фиксации и слежения были редки и мимолетны, со II стадии все более редкими и мимолетными становятся моменты, когда они отсутствуют. Если при этом учесть, что на втором-третьем месяце ребенок уже бодрствует около семи часов в сутки и в это время большей частью находится в спокойном,

29

а не в эмоционально-отрицательном состоянии, то станет понятно, насколько чаще возникают у него зрительные реакции, насколько быстрее они могут совершенствоваться и какое большое влияние оказывать на общее развитие ребенка.

На II стадии заметно возрастает влияние зрительных реакций на эмоциональное состояние ребенка. Зрительные реакции, возникающие при эмоционально -отрицательном состоянии, затормаживают его проявления. При спокойном состоянии сначала вызывают торможение общих движений, вслед за чем в некоторых случаях возникают эмоционально-положительные выразительные реакции.

Мы наблюдали у некоторых детей возникновение первой улыбки при фиксации красочной игрушки. Это имело место у тех детей, которые уже к концу первого месяца подолгу, в течение нескольких минут, фиксировали взором предметы.

* Данные были получены, когда ребенок находился в кабине, изолирующей его от других оптических раздражителей. При этом ребенок иногда на несколько секунд отводил глаза от предмета, находящегося в поле зрения, но затем реакция возобновлялась.

Таблица 2

Влияние реакции фиксации на общие и эмоционально -положительные выразительные движения (Вася К.) *

Стадия развития

Возраст

Количество попыток вызвать зрительную реакцию

Была реакция

Максимальная длительность фиксации

Длительность торможения общих движений

Возникновение эмоцион.-положит.

выразит. реакций

I

II

17 дней

20 дней

23 дня

6

6

6

2

4

6

18"

1'30"

8'45"

11"

68"

6'

На 4-й минуте фиксации возникала улыбка

На четвертой неделе (как видно из табл. 2) фиксация взором предмета возникала уже каждый раз, и когда она была наиболее продолжительной — 8 мин 45 сек, то после 3 мин полной задержки движений впервые возникла улыбка.

30

Различно влияние слежения, фиксации и повторного конвергирования на эмоционально-выразительные движения ребенка второго-третьего месяца жизни.

При многократном прослеживании за предметом, передвигающимся из стороны в сторону, преимущественно тормозятся общие движения. Ребенок лежит почти неподвижно: он только переводит глаза и поворачивает голову вслед за оптическим раздражителем. Эмоционально-положительные реакции при слежении, как правило, не возникают. Этим оно отличается от реакции фиксации и конвергирования.

При фиксации неподвижного предмета торможение общих движений обычно бывает более слабым, чем при слежении или повторном конвергировании и дивергировании. Но если полное торможение движений все же наступает, то вслед за ним нередко возникают эмоционально-положительные выразительные реакции.

При многократном конвергировании на предмет, приближающийся к глазам ребенка и затем отдаляющийся, торможение движений и возникновение вслед за ним эмоционально-положительных реакций происходит в более сильной степени, чем при фиксации.

Таблица 3