Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
эльконина и никитина о внутренней картине позиц....docx
Скачиваний:
14
Добавлен:
01.12.2018
Размер:
41.85 Кб
Скачать

О внутренней картине позиционного действия старших дошкольников

Л. И. Эльконинова, и. Я. Никитина

Изучалось развитие позиционного действия не в искусственной экспериментальной процедуре, моделирующей переход от роли к позиции, а в естественной, привлекательной для дошкольников театрализованной деятельности. Описаны ступени позиционности действия ребенка и процесс создания внутренней картины сценического действия. Показано, что позиционность сценического действия коррелирует с готовностью детей к школе и с уровнем решения познавательных задач на децентрацию. Установлено, что детский кукольный театр является эффективным средством развития произвольности дошкольников.

Ключевые слова: децентрация, внутренняя картина позиционного действия, кукольный театр, старшие дошкольники.

Предмет нашей работы — возникновение и развитие позиционного действия в старшем дошкольном возрасте. Мы продолжаем начатую Д. Б. Элькониным линию изучения децентрированного, т. е. позиционного действия1. Д. Б. Эльконин предполагал,

33

что корни децентрации находятся в сюжетно-ролевой игре. Вместе с тем в работах его аспирантов и учеников ([2], [3], [4], [10]) — использовалась не живая ролевая игра, а лишь ее искусственная форма. Общим с игрой было использование условных персонажей; принятие роли такого персонажа являлось необходимым условием успешного формирования позиции. При этом часто получалось, что дети увлекались игровой атрибутикой, разыгрывали свою игровую ситуацию, а не ту, которая была необходима для эксперимента. Экспериментатор старался сократить и преодолеть игровое отношение ребенка к ситуации, ослабить его, стимулировал переход от фактически игровых к условно-договорным отношениям, в которых ребенок использовал средство удержания позиции. Указанные работы свидетельствуют о том, что переход от игрового действия к познавательному не является эволюционным, а сопровождается коллизией и кризисом, преодолением привычного способа действия.

Наш замысел состоял в том, чтобы исследовать позиционное действие не в искусственной экспериментальной процедуре, а в привлекательной и естественной для старших дошкольников деятельности — в детском кукольном театре. Анализ культурологической и театроведческой литературы, в которой обсуждается строение сценического действия, позволил выдвинуть гипотезу о том, что кукольный театр может при определенных условиях стать «генетической клеточкой» позиционного, децентрированного действия.

Согласно Л. Рихтеру [12] и другим, язык театра кукол является, по сути, языком театра вообще. Сценическое действие актера театра кукол обладает характеристикой позиционности, поскольку оно раздвоенноедвунаправленное [1], [7], [8]. Актер кукольного театра должен одновременно иметь в виду не только внутренний характер куклы, содержание спектакля, но и зрителя, которому он показывает кукольный спектакль. Актеру необходимо, во-первых, преодолевать свое непосредственное (естественное) видение и учитывать то, что видит зритель; во-вторых, преодолевать свою непосредственную речь и учитывать то, что слышит зритель, постоянно сообразуясь с его реакциями; в-третьих, согласовывать речь и движение куклы.

Мы провели формирование позиционного действия на материале кукольного театра, решая при этом две основные исследовательские задачи. Во-первых, мы хотели понять, доступно ли дошкольникам позиционное сценическое действие и какова его специфика. Анализ литературы показал, что позиционным и одновременно наиболее технически сложным является сценическое действие в театре би-ба-бо2, потому что в нем кукольник не видит зрителей. По нашим наблюдениям для детей пятилетнего возраста этот тип театра труден. Мы начали обучение с более простого типа театра, который близок к режиссерской игре — театра настольного3. Нас интересовала не только внешняя картина сценического действия в этих двух типах театра (что и как ребенок показывает, как он организует спектакль для зрителей), но также и внутренняя картина, возникновение которой А. В. Запорожец связывал с внутренней моторикой действия, внутренним проигрыванием действия [5], [9].

34

Во-вторых, мы хотели понять, способствует ли сформированное позиционное сценическое действие появлению у ребенка новых возможностей в других видах деятельности. По этой причине уровень сценического действия был сопоставлен с успешностью решения познавательных задач на децентрацию, а также с уровнем готовности к обучению в школе.

Эксперимент, проводившийся в 2003—2005 гг. с 14 детьми (по семь детей в экспериментальной и контрольной группах: ЭГ и КГ) в ДОУ № 1505 ЮЗАО Москвы, состоял из следующих серий.

I. Измерение уровня решения познавательных задач на децентрацию (констатирующий эксперимент с ЭГ и КГ).

II. Формирование позиционного сценического действия в настольном кукольном театре с детьми экспериментальной старшей группы детского сада (5—6 лет).

III. Измерение уровня решения познавательных задач на децентрацию (контрольный эксперимент с ЭГ и КГ).

IV. Формирование позиционного сценического действия в театре би-ба-бо с теми же детьми ЭГ, посещающими уже подготовительную группу детского сада (6—7 лет).

V. Измерение уровня решения познавательных задач, а также готовности к школе (второй контрольный эксперимент с обеими группами детей).

Последовательно опишем эти серии. В начале эксперимента (I серия) обе группы детей решали познавательные задачи на децентрацию. По результатам начальной диагностики мы в качестве ЭГ выбрали ту, которая показала более низкие результаты.