Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Всесвітня історія 2 курс.doc
Скачиваний:
54
Добавлен:
18.11.2018
Размер:
1.29 Mб
Скачать
  1. Страны латинской америки

      Основные тенденции социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки в первые послевоенные десятилетия. Характерной особенностью развития стран Латинской Америки стал процесс проведения разнообразных экономических, политических, правовых и социокультурных реформ. В зависимости от уровня экономического и политического развития эти страны подразделяются на три группы.

      Наиболее развитыми государствами Латинской Америки являются Аргентина, Уругвай и Чили, раньше других вступившие на путь капитализма. К этой группе относятся Бразилия и Мексика. В дальнейшем к ним подключились Венесуэла и Колумбия. Их развитие отличается большим динамизмом. В целом эти семь стран сосредоточили 80—85 % экономики региона. Они определяют облик и уровень его развития.

      Вторая группа стран — Перу, Эквадор, Боливия и небольшие государства Центральной Америки и Карибского бассейна. В них слабее развита обрабатывающая промышленность, преобладает сельское хозяйство и заметнее патриархальные пережитки.

      Третью группу составляют наименее развитые страны центральноамериканского субрегиона и территории Карибского бассейна (Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа, Коста-Рика, Панама, Белиз, Гаити), а также Парагвай. В этих странах доминирует сельское хозяйство со значительными патриархальными пережитками, остается сильной зависимость от иностранных монополий, низок уровень жизни, нищета подавляющего большинства населения, нестабильность политической жизни, существенна роль армии (за исключением Коста-Рики). Доминирование в этом субрегионе американской торгово-производственной компании “Юнайтед фрут компани” (ЮФКО) стало особенностью ее экономики.

      Общей чертой экономики стран региона являлось преобладание аграрно-сырьевого экспортного хозяйства. Оно традиционно было связано с буржуазно-помещичьей олигархией и иностранным капиталом. Проведение аграрных реформ привело к изменению структуры производства. Быстрый рост местной промышленности вследствие сокращения импорта, из воюющих стран привел к развитию “импортозамещающей индустриализации”. В свою очередь, выросла численность рабочих и служащих на предприятиях, которые пополнялись крестьянами-переселенцами. Город становится центром политической жизни.

      Политическая обстановка в регионе в послевоенный период характеризовалась неустойчивостью, хрупкостью конституционных, демократических форм власти, партийно-политических структур. Вооруженные силы оказывали давление на конституционные правительства, совершали государственные перевороты, сменяя одно правительство другим.

 Заметную роль в общественной жизни региона сохраняет католическая церковь. В регионе проживает около половины католиков мира. В районах с компактным индейским населением сохраняется значительный вес индейского традиционного общества, его общинного устройства.

      Национал-реформистские течения в Латинской Америке. В послевоенное десятилетие были созданы партии националисти­ческого и реформистского толка. Они использовали революцион­ный лексикон, доступный настроениям широких масс. К числу наиболее популярных национал-реформистских партий относились: в Перу — апристская Народная партия, Венесуэле — Демокра­тическое действие, в Боливии—Националистическое революционное движение, в Мексике — Институционно-революционная партия, в Коста-Рике — Национальное освобождение и др.

      Самым массовым национал-реформистским движением стал перонизм в Аргентине. Наиболее влиятельной фигурой того времени был генерал Хуан Доминго Перо и, ставший после войны президентом Аргентины (1946—1955 гг.). В основе политики Перона лежали идеи хустисиализма и особого аргентинского пути развития. “Хустисиализм” (от исп. — “справедливость”) представлял собой концепцию о единстве всех слоев аргентинской нации под лозунгом “Великой Аргентины”.

      Будучи военным, X . Перон выбрал авторитарный метод управления страной. В правительство наряду с Перонистской партией вошли также профсоюзы. Был проведен ряд радикальных реформ: национализированы железные дороги, телефон, Центральный банк, другие предприятия, поощрялся национальный капитал. Социальное законодательство предоставило широкие социальные права трудящимся, гарантией их была конституция, принятая в 1949 г. Но в сентябре 1955 г. в результате военного переворота X . Перон вынужден был бежать из страны.

      Перонизм сыграл позитивную роль в национальном возрождении и развитии. Об этом свидетельствует возвращение X . Перона к власти после 17-летнего военного режима в Аргентине.

      В Мексике демократические преобразования проводило правительство Л. Карденаса, целью которых было националь­ное возрождение страны. Национал-реформизм прочно укоренил­ся в мексиканском рабочем движении. После войны ведущей и самой популярной и массовой партией Мексики стала Институционно-революционная партия. Профсоюзы — конфеде­рация трудящихся Мексики — активно сотрудничали с прави­тельством и партией.

   Реформистская альтернатива. “Союз ради прогресса”. Со второй половины 50-х годов широкий размах получают революционные и вооруженные повстанческие движения, целью которых ставилось радикальное решение многочисленных проблем. В их числе — кризисные явления в мировой экономике, падение цен на экспорт товаров из стран Латинской Америки, ухудшение финансовой сферы, рост цен, высокий уровень безработицы. Ситуацию осложнял демографический взрыв — рост населения, обостривший социальную напряженность.

      Кроме того, неблагоприятный политический климат диктатор­ских режимов служил предпосылкой подъема революционно-демократического движения. В результате были свергнуты дикта­туры в Перу, Колумбии, Гондурасе, Венесуэле. В Аргентине военные передали полномочия конституционному президенту Фропдиси. В Никарагуа, Гватемале и Боливии развернулось антидиктаторское движение.

      Воплощением идей национал-реформизма явилась программа “Союз ради прогресса”. Эта программа экономической, социальной и политической модернизации Латинской Америки была предло­жена президентом США Дж. Кеннеди в рамках политики “новых рубежей” и принята 19-ю латиноамериканскими республиками в августе 1961г. В течение 10 лет предполагалось выделить 100 млрд. долларов. Из них 20 млрд. долларов предоставляли США и 80 млрд. — сами страны Латинской Америки.

      Подъем антидиктаторской борьбы. Кубинская революция. Наиболее яркими событиями 50—80-х годов в борьбе с диктатор­скими режимами были революции на Кубе, в Чили, Никарагуа.

      Революционная борьба на Кубе против диктаторского режима Ф. Батисты началась в 50-х годах. Руководил повстанческими отрядами молодой адвокат Фидель Кастро Рус, сын богатого землевладельца. Он отказался от своего сословия, обладал огромной волей, смелостью, вызывал у кубинцев всеобщее восхищение. Первой попыткой было неудачное нападение на военную казарму в г. Сантьяго 26 июля 1953 г.

      Повстанческая армия, в руководство которой входили известные революционеры, в том числе братья Кастро, Че Гевара, Вальдеса Менендес и другие, вела партизанскую войну в горах на востоке острова. Режим Батисты рухнул. 1—2 января 1959 г. Гавану заняли отряды повстанческой армии. В стране начались революционные преобразования и строительство социализма. Постепенно складывался тоталитарный режим, основанный на однопартийной системе, господстве одной идеологии, культе вождя.

      На Кубе был ликвидирован частный сектор в деревне, национализированы все мелкие промышленные предприятия, сфера торговли и обслуживания. После разрешения “Карибского кризиса” 1962 г. были восстановлены дипломатические и экономические отношения Кубы со странами региона. Куба вошла в движение неприсоединения. До настоящего времени она остается одной из последних социалистических стран в мире.

      В 2005—2007 гг. Ф. Кастро из-за болезни стал отходить от власти. В 2008 г. он ушел с поста представителя Государственного Совета. Все его полномочия перешли к его брату Раулю Кастро.

      Революционное развитие в странах Латинской Америки. Победа Кубинской революции оказала сильное влияние на освободительное движение в странах Латинской Америки.

      В 60—70-х годах в Уругвае, Бразилии, Аргентине, Мексике были организованы массовые движения за национальное освобождение. В результате к власти в этих странах пришли левые силы. Избранные президенты в интересах своих стран вели независимый национальный курс, в том числе в международной политике. Панама восстановила суверенитет над зоной канала, заключив договор с США (1977 г.).

      Чилийская революция (1970—1973 гг.) явилась апогеем революционных и демократических преобразований. В 1969 г. левые партии и организации создали блок Народного единства во главе с социалистом Сальвадором Альенде. Победа на прези­дентских выборах 4 сентября 1970 г. позволила сформировать правительство Народного единства.

      Одним из первых законов в сфере экономики был Закон о национализации крупных иностранных предприятий. Построение социализма ставилось целью преобразований в Чили.

      11 сентября 1973 г. произошел военный переворот, прави­тельство Народного единства было свергнуто, сам Альенде погиб. К власти в Чили пришла военная хунта генерала Аугусто Пиночета (1973—1990гг.).

      Революция в Никарагуа вылилась в центральноамериканский конфликт, ставший объектом конфронтации двух сверхдержав — США и СССР. Главными предпосылками революции стали синдром отсталости — издержки зависимой агроэкспортной модели экономики и антинародная политика клана Сомосы. Революционная борьба в форме партизанских действий началась в Никарагуа в конце 50-х годов. В 1961 г. была создана единая политическая организация — Сандинистский фронт национального освобождения (СФНО).В 1979 г. в результате успешных военных действий сандинисты свергли диктатора.

      После нескольких лет внутренних трудностей переходного периода и угрозы внешней интервенции со стороны США и других соседних государств в 1984 г. на всеобщих выборах победу одержали вновь сандинисты во главе с одним из руководителей СФНО — Д. Орт era . В 1990 г. президентские полномочия были переданы В. Чаморро, кандидату правых. Однако в 2000 г. Д. Орте-га снова был избран президентом.

      Политика модернизации военных режимов 70—80-х годов. Свержение правительства Народного единства в Чили стало не единственным поражением левых демократических сил. Свергнуты были левые националистические правительства в Аргентине, Боливии, Бразилии, Гватемале, Гондурасе, Уругвае, Эквадоре. В середине 70-х годов произошло изменение ситуации в целом в регионе: были установлены военно-диктаторские режимы авторитарного типа (военные хунты).

      Репрессивные режимы жестоко расправлялись с левыми силами и с оппозицией. Постепенно общеэкономические преобразования вынуждали их эволюционировать в сторону либерализации политики.

 На особенность авторитарных военных режимов влияли изме­нения мирового развития, вызванные НТР, ростом интернацио­нализации экономики, усилением неолиберального рыночного регулирования. Новая роль военных в Латинской Америке объяснялась ростом численности пролетарских и средних городских слоев в обществе, что привело к пополнению офицерского корпуса выходцами из этих малообеспеченных слоев. Под влиянием НТР образованные офицеры способны были понять причины отсталости своих стран и принимали новые доктрины по ограничению зависимости от иностранного капитала и местной олигархии.

      Так, военные власти Аргентины и Бразилии за счет сокращения госсектора и укрепления частного сектора стимулировали экспортное производство, активно привлекая иностранный капитал. Внушительные успехи в экономике Бразилии назвали “бразильским чудом”: ежегодно в течение 7 лет темпы роста ВВП составляли 11%. Экономические реформы в Чили и устойчивые темпы роста ВВП заставили говорить о чилийском “экономическом чуде”. Итогом же эволюции режима А. Пиночета в Чили явились общенацио­нальные дни протеста и проведение референдума в 1988 г. Против диктатора проголосовали 53% чилийцев, и в декабре 1989 г. президентом был избран лидер ХДП П. Эй л вин, которому 11 марта 1990г. А.Пиночет передал власть.

      Падение диктатур и восстановление демократических режимов (80-е — начало 90-х годов). К середине 80-х годов произошла эволюция военно-авторитарных режимов. В странах росло недо­вольство тем, что продолжаются массовые репрессии, отсутствуют демократические свободы, нарушаются права человека. Против этого все чаще выступала оппозиция, которую поддерживали широкие массы народа. Диктатуры теряли социальную и полити­ческую поддержку. Процесс ликвидации диктатур ускорился.

      В 1983 г. в Аргентине на президентских выборах победил кандидат от гражданской оппозиции Р. Альфонсин, что поло­жило конец правлению военных. В 1985 г. в Бразилии и Уругвае военные передали власть гражданским президентам. В 1986 г. на Гаити пала тираническая диктатура семьи Дювалье. Тогда же пали диктатуры в Гватемале и Гондурасе, в 1989 г. был свергнут парагвайский диктатор А. Стреснер.

      Впервые в истории континента почти повсеместно власть перешла к конституционным правительствам, они восстановили демократические свободы. Однако государства оказались в сложных экономических условиях. Модернизация, продолженная в новых условиях, не смогла улучшить социально-экономическое и политическое положение, Одновременно усиливалась финансовая, экономическая и научно-техническая зависимость региона, обострялись противоречия между государствами.

      Современные проблемы развития стран Латинской Америки. Интеграционные процессы. Ориентация на внешние факторы, финансово-экономическую поддержку извне являются характерной тенденцией в развитии экономики стран региона. Огромная внеш­няя задолженность постоянно растет. Если в 1970 г. она составляла 20 млрд. долларов, в 80-х годах — 400 млрд., то к середине 2000 г. она увеличилась до 770 млрд. долларов.

      Основное направление нынешних политических и экономических усилий латиноамериканских правительств — поиск альтернативы. Трезво оценивая свое положение в мире, они понимают, что в одиночку страны континента обречены на полное бесправие, осо­бенно в отношениях с США. Сама жизнь заставляет их совер­шенствовать пути региональной интеграции. Общая тенденция развития интеграции заключается в объединении усилий в защите общих интересов. Особенность экономической интеграции в Латинской Америке — это существование нескольких торгово-экономических группировок.

      В 60-х годах крупнейшими интеграционными объединениями стали Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ) и Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР). В ЛАСТ входят 11 стран Южной Америки и Мексика. ЦАОР составляют Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа и Коста-Рика.

      В 1967 г. государства региона подписали Договор Тлателолько (по названию района мексиканской столицы, где он был подписан) о создании безъядерной зоны. В ходе интеграции возникли субре­гиональные группировки. В 1969 г. внутри ЛАСТ появилась Андская группа (Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия и Чили), к ней присоединилась Венесуэла. В 1995 г. Андская группа была преобразована в Андскую систему интеграции.

      В 1975 г. создается Латиноамериканская экономическая система в составе 25 государств с целью содействия их экономическому сотрудничеству.

      Бразилия и Аргентина в 1986 г. заключили Соглашение об экономическом союзе. В марте 1991 г. он был преобразован в Южноамериканский общий рынок (МЕРЕОСУР) в составе Бразилии,

      Аргентины, Уругвая и Парагвая (70% территории Южной Аме­рики). С 1 января 1995 г. МЕРКОСУР превратился в Таможенный союз, где 90% товаров были освобождены от таможенных пошлин.

      Существует еще одна тенденция в интеграционном процессе латиноамериканских государств. Она заключается в сближении и в перспективе в интеграции с США, вплоть до создания общей с ними зоны свободной торговли в западном полушарии.

      В настоящее время интеграционные объединения Латинской Америки, в особенности МЕРКОСУР, быстрыми темпами развивают связи с Европейским сообществом. За минувшие 10 лет товарооборот увеличился в пять раз.

      В 2004—2008 гг. в ряде стран (Перу, Эквадор, Боливия, Мек­сика и др.) в результате выборов к власти пришли антиаме­рикански настроенные политики. Они стремятся избавиться от засилья североамериканских монополий. Эту политику активно поддерживают Куба и особенно Венесуэла.