Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реформы Петра и их значение.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
11.11.2018
Размер:
90.62 Кб
Скачать
  1. Предпосылки петровских преобразований.

Семнадцатый век как культурная эпоха в России начинается и заканчивается раньше календарного семнадцатого века: началом его считают смерть Ивана Грозного и воцарение его сына Федора (1584), а концом — восхождение на престол Петра Первого (1689). Подобные исторические рамки неслучайны: своеобразие российского семнадцатого века определено прежде всего стилем правления последнего из Рюриковичей, избранных соборами царей периода Смуты и первых царей династии Романовых. Образ «богобоязненного» и даже «тишайшего» православного царя отделяет эту эпоху с одной стороны от «непросвещенного деспотизма» Василия Третьего, Ивана Третьего и Ивана Четвертого, а с другой — от «просвещенного абсолютизма» правителей России восемнадцатого столетия. В эту эпоху как никогда до и после в царской России возрастает значение органов народного представительства — Земских соборов, — где решаются не только проблемы текущей политики (например, объявление войны какому-либо государству), но и важнейший для России вопрос о престолонаследии.

Однако идея народного представительства была постепенно сведена на нет противоположным процессом — закрепощением крестьянства (по Уложению 1649 года крестьяне юридически считались «прикрепленными» к земле, но фактически становились собственностью землевладельца) и «слободских людей», которым запрещался переход в другие сословия.

Внутренне противоречивым был и ответ на вопрос об отношении России к Западной Европе. С одной стороны, события периода Смуты и польской интервенции вызвали резкую антипатию и страх перед всем «западным»: многочисленные полемические сочинения, распространившиеся в России в 17 веке, были полны предостережений от «люторской» и «папежской» ересей, а также всякой светской науки как «еллинской премудрости», в лучшем случае бесполезной в деле спасения души. Россия чувствовала себя единственным оплотом православия, осажденной неприятелем крепостью; отсюда — популярность повестей об осадах и «сидениях» («Сказание» Авраамия Палицина об осаде Троице-Сергиевой Лавры поляками в 1608 — 1610 гг., «Повесть об азовском сидении» и др.). С другой стороны, власть в России чувствовала потребность в различных западных специалистах: металлургах, «рудознатцах», военных, докторах (для нужд царствующей фамилии), филологах (для исправления богослужебных книг), ученых. Так, среди иностранцев, приглашенных в Россию, были братья Лихуды, ставшие преподавателями первого в России высшего учебного заведения — Славяно-греко-латинской академии (основана в 1687).

Первый русский учебник истории. Составлен для сына царя Алексея Михайловича Федора. 1674.

В семнадцатом веке значительно расширились границы Российского государства. После территориальных потерь периода Смуты страна вновь вернула себе северо-западные области: Новгород, Старую Руссу и др. (Столбовский мир со Швецией, 1617), смоленские, северские земли, присоединила Украину (Андрусовское перемирие с Польшей, 1667). После кратковременного отступления, вызванного гибелью отряда Ермака (1584), продолжилось продвижение на восток Сибири. В 1586 был основан старейший из существующих сибирских городов — Тюмень, в 1593 — Сургут. К 1607 русские землепроходцы вышли к Енисею, где построили крепость Новую Мангазею (Туруханск). К 1624 были освоены земли у реки Лены, а в 1639 — побережье Охотского моря (отряд Ивана Москвитянина). В 1648 Семен Дежнев совершил плавание из Устья Колымы до Анадыря — из Северного Ледовитого океана в Тихий. В 1650 Ерофей Хабаров достиг реки Амур.

Являясь важнейшим оплотом православия, Россия в конце 16 в. (1588) ввела у себя патриаршество. С середины семнадцатого столетия в стране шло интенсивное строительство каменных церквей и монастырских комплексов, в числе которых особое место занимал Новоиерусалимский монастырь, основанный патриархом Никоном (1656). Воскресенский собор монастыря воспроизводит Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Однако, церковная реформа патриарха Никона, цель которой состояла в приведении русских богослужебных книг в соответствие греческим образцам, привела к невиданной в истории Русской церкви ожесточенной полемике между сторонниками нового и старого написаний. В результате возникшего раскола образовалась непримиримая оппозиция не только церковной, но и светской власти (и в Никоне, и в поддерживающих его царях противники реформы видели слуг дьявола, действующих против последнего оплота истинной веры).

По сравнению с Западной Европой, где 17 век означал вступление в иную культурную эпоху — Новое время, изменения, произошедшие в России, кажутся менее значительными и касаются в основном политической сферы. В экономическом и технологическом отношении Россия еще больше отстала от стран Запада. Вместе с тем, именно 17 век стал, с точки зрения сторонников идеи самобытности, эпохой наиболее органичного развития национальных духовных основ допетровской Руси.