Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
SimonovSozidayushy_mozg.doc
Скачиваний:
101
Добавлен:
05.11.2018
Размер:
117.25 Кб
Скачать

17

П. В. Симонов

Созидающий мозг

Нейробиологические основы творчества

М.:Наука, 1993, 111 стр.

Введение

Два мира есть у человека

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил

Николай Заболоцкий

В начале своей книги П. В. Симонов говорит о том, что процесс творчества вызывается к действию необходимостью удовлетворения разного рода потребностей. Потребности, возникая, восстанавливая память о прошлом опыте удовлетворения этих потребностей, создают мотивации. Условия внешней среды, определяющие соотношение информации, имеющейся не данный момент, и информации, необходимой для удовлетворения ведущей потребности, в свою очередь, создают положительные или отрицательные эмоции. Эмоции, по Симонову являются языком сверхсознания, реализующего творческий процесс.

Прежде чем рассматривать структуру творческого акта, автор проводит систематизацию потребностей разного рода, исходно, высказывая мысль, что основные потребности человека имеют корни в живой природе еще дочеловеческого периода.

С. 10. Глава 1. Потребности высших животных и совершенствование способов их удовлетворения.

(Прошу внимательно прочесть этот раздел, т. к. речь идет о животных, а на самом деле все эти же рефлексы и потребности на их основе есть и у людей. ГИШ)

Свои многообразные потребности животные удовлетворяют с помощью генетически запрограммированных врожденных (безусловных) рефлексов и путем обучения, т.е. выработки индивидуально приобретенных условнорефлекторных навыков.

(В послепавловской литературе большое внимание уделяется различию представлений о том, что лежит в основе поведения, реактивность (по Павлову, безусловные и условные рефлексы), или активность: целенаправленное поведение на основе доминирующей мотивации, возникающей, в свою очередь, на основе доминирующей потребности (Анохин, Бернштейн и др.) Если развивать мысль о соотношении активности и реактивности, то необходимо отметить, что ни Анохин, ни, в реферируемой работе, П. В. Симонов не дают определение потребности как таковой. Я думаю, что потребности – это и есть многочисленные безусловные и условные рефлексы, их неразрывное сочетание, сплав. Определение понятия потребность через понятие рефлекс – правильно ли? Вероятно, правильно, т. к. мы знаем, что если у собаки будет нарушен участок мозга, который реагирует на снижение сахара в крови – «центр голода», то она не будет искать пищу, даже будучи голодной, и может умереть от истощения. Чтобы возникла потребность, необходима информация от рецепторов о ее необходимости. Так что потребности и возникают на основе рефлексов и удовлетворяются посредством рефлексов. Думаю, это очень важно. Если я не права, поспорьте со мной. ГИШ).

Собственно, и П. В. Симонов, приводя в своей книге классификацию потребностей, делает это через перечень разного рода простых и сложных безусловных и условных рефлексов. Он говорит, что сложнейшие безусловные рефлексы и возникающие на их основе индивидуальные формы поведения можно объединить в три основные группы.

1)Витальные безусловные рефлексы обеспечивают индивидуальное и видовое сохранение живых существ. К ним относятся рефлексы: пищевой, питьевой, регуляции сна, оборонительный, включая ориентировочно-оборонительный, рефлекс экономии сил и др. (Как вы помните из курса «Физиология ВНД и сенсорных систем», все эти рефлексы имеют свой набор рецепторов или набор изменений состояния нервных клеток, которые сигнализируют о том или ином дефиците в организме веществ или энергии. ГИШ). Признаки витальных рефлексов: 1)неудовлетворение соответствующей потребности ведет к физической гибели особи, 2) реализация рефлекса не требует другой особи данного вида.

(Неясным вопросом относительно наличия соответствующих рецепторов и, соответственно, наличия в основе какого-то рефлекса, является потребность в экономии сил, хотя П. В. Симонов и называет эту потребность рефлексом. ГИШ). По его словам, потребность в экономии сил лежит в основе деления животных на «работников» и «паразитов». При такой постановке опытов, когда пищедобывательное действие и подкрепление – корм были разделены в пространстве, животные (крысы) делились на группы. Одни нажимали на педаль и потом бежали к кормушке, а другие сидели у кормушки и ждали, когда там появится еда (Masur et al., 1978 и др).

2) Ролевые (зоосоциальные) инстинкты могут быть реализованы только путем взаимодействия с другими особями своего вида. Эти безусловные и условные рефлексы лежат в основе полового, родительского, территориального рефлексов, в основе феномена эмоционального резонанса (сопереживания) и формирования групповой иерархии. Самостоятельной потребностью является привязанность животных друг к другу и к человеку. Привязанность животных как самостоятельная потребность проявляется в возможности выработки условных рефлексов на ласку и речь. Зоосоциальной потребностью является координация действий разных особей при их совместном выполнении какой-то общей задачи. Животных можно обучить координировать свои действия, если, например, подкреплять только совместное их поведение.

Поддержание сложных иерархических отношений в группе является важным фактором эволюции. Высокоранговый самец имеет преимущественный доступ к пище и к самкам. Он убивает детенышей своего предшественника и даже своих, если они дестабилизируют группу Иерархическая зоосоциальная мотивация оказывается сильнее родительского инстинкта. При искусственном раздражении «центров агрессии» в гипоталамусе обезьяны нападают преимущественно на подчиненных самцов (но не на самочек). Ранг самца определяется не только его генетическими данными, но и формируется в процессе индивидуального развития. Личный опыт побед и поражений может трансформировать первоначально агрессивное поведение самцов в подчиненное. Особую роль в этом процессе играют миндалина и обонятельные луковицы, серотонинергическая система гипоталамуса и дофаминергическая система среднего мозга. Опыт побед активирует дофаминергическую систему, а опыт поражений изменяет активность серотонин- и норадренергической систем. У мышей, которые не были в состоянии дать отпор в случае нападения, увеличивалось потребление этанола. А мыши, одерживающие победы, этого свойства не проявляли (Кудрявцева, 1990, 1991).

(Этот абзац поместить в какой-то другой раздел. ГИШ. По Достоевскому, человек отличается от природы тем, что «она не врет» Однако, у природы есть множество примеров обманного поведения. Например, по словам П. В. Симонова, у павианов, шимпанзе и у горилл обнаружены обманные действия. Молодой павиан, преследуемый взрослым, принимает позу настораживания перед несуществующей опасностью, имитирующую встречу со змеей, человеком, что блокирует агрессивность преследователя (Byrene,Whiten, 1987)).

Феномен эмоционального резонанса обозначает тот факт, что на поведение животных оказывают влияние сигналы эмоционального состояния других животных: вокализация, запах, движения. Феномен эмоционального резонанса отличается от подражательного поведения, поскольку животное-наблюдатель не повторяет наблюдаемого поведения, а мотивируется исходящими от него сигналами. Так, у животных проявляется забота о своих собратьях. Например, крысята перетаскивают своих ровесников в безопасный отсек, если там, где они находятся, через пол пропускают ток (Aquino et al. 1985). Прекращение оборонительного поведения другой особи может служить подкреплением для выработки инструментального поведения у части (не у всех) крыс, собак и обезьян (дается литература и опыты своей лаборатории, стр. 14).

Способность производить действия, избавляющие от боли другую особь, положительно кореллирует с уровнем ранга животного, с его устойчивостью к эмоциональному стрессу, с исследовательским поведением, и отрицательно – с агрессивностью.

3) Третью группу мотиваций поведения животных составляют безусловные рефлексы саморазвития: исследовательская активность, рефлексы сопротивления принуждению - рефлекс свободы и рефлексы превентивной вооруженности или имитационной компетенции, в том числе игровой рефлекс. В отличие от витальных и зоосоциальных безусловные рефлексы саморазвития ориентированы на освоение новых пространственно-временных сред. Игровое поведение не относится к ролевым зоосоциальным рефлексам, поскольку в игре отсутствуют иерархические тенденции и агрессия. Его назначение – тренировка тех навыков и умений, которые понадобятся позднее для удовлетворения многих витальных и зоосоциальных потребностей. Исследовательское поведение животных побуждается самостоятельной потребностью получения информации. Возможность осуществлять ориентировочно-исследовательскую деятельность может стать подкреплением (Дьюсбери, 1981).

Нормальная жизнедеятельность требует притока из внешней среды не только вещества и энергии, но и новой информации. При информационном обогащении среды в период развития увеличивается вес мозга, толщина коркового вещества, изменяется химизм мозга. Обогащенная среда увеличивает синтез ДНК в клетках мозга, а сенсорная изоляция угнетает ее (Выгвицкая, 1983).

Подкрепление исследовательского поведения тесно связано с механизмами положительных эмоций. Нейроны в переднемедиальной коре у крыс, реагирующие на стимуляцию эмоционально-позитивных пунктов мозга, активируются и при ориентировочно-исследовательском поведении (Kanki et al., 1983). Вознаграждающий эффект удовлетворения исследовательской потребности реализуется с участием эндогенных опиатов (Katz, Gelbart, 1978; Kavaliers, 1988).

Исследования этологов показывают у животных и человека специфической потребности управлять событиями, которая трансформируется в потребность уметь, быть компетентным (Yarrow, Messer, 1983). Эта потребность удовлетворяется с помощью двух основных безусловных рефлексов: подражательного и игрового. Подкреплением игрового поведения, по-видимому, является удовольствие, которое оно доставляет. Разрушение областей мозга, богатых опиоидами, нарушает игровое поведение, ослабляет его и налоксон – антагонист опиоидов. Малые дозы морфина его усиливают (Siviy, Panksepp, 1985). Игра обеспечивает физическую тренировку, навыки борьбы, общения с другими особями своего вида, приемы охоты. Манипуляционная игра с предметами возникла только у высших приматов и способствовала формированию символического интеллекта (Smith, 1982). В сущности, это явилось филогенетическим прообразом той роли, которую орудийный труд позднее сыграл в развитии речи и понятийного мышления.

Три группы потребностей (витальные, зоосоциальные, развивающие) являются первичными: не выводятся друг из друга.Подобные группы потребностей можно выявить и для человека.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]