Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4.1.УМК Суд. рассм. дел о несост. (банкрот.) (о....doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
04.11.2018
Размер:
633.34 Кб
Скачать

Статус арбитражного управляющего

Статьей 20 Закона определено, что арбитражным управляющим может быть назначено арбитражным судом физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Следовательно, на законодательном уровне деятельность арбитражного управляющего отнесена к предпринимательской. Данные плательщики, имеющие статус индивидуального предпринимателя, должны исполнять налоговые обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации по налогам и сборам.

Тем не менее на арбитражного управляющего на различных стадиях банкротства могут быть возложены или возлагаются функции руководителя должника, т.е. по сути арбитражный управляющий становится еще и исполнительным органом должника.

В исследуемом явлении товаром арбитражного управляющего служат профессиональные навыки и умение, которые позволяют ему осуществлять процедуры банкротства, руководство должником и управление его имуществом. Причем реализация его возможностей идет в рамках достижения целей всего процесса банкротства. Такими целями являются: а) управление должниками, столкнувшимися с финансовыми трудностями, и, в случае наличия у них производственного потенциала, оказание им поддержки для выхода из кризисного положения; б) ликвидация убыточных предприятий; в) защита законных прав и интересов должников и кредиторов. Перечисленные цели, на мой взгляд, являются основными и для деятельности арбитражного управляющего. Что же касается извлечения прибыли, то, бесспорно, деятельность арбитражного управляющего, как и любая другая деятельность в обществе, должна быть оплачена. В части 1 ст. 26 Закона определено, что вознаграждение арбитражного управляющего за каждый месяц осуществления им своих полномочий устанавливается в размере, определяемом кредитором (собранием кредиторов) и утвержденном арбитражным судом, а в случае отстранения арбитражного управляющего вознаграждение может не выплачиваться. В части 2 ст. 23 Закона о банкротстве установлено, что при выдвижении конкурсным кредитором или уполномоченным органом (собранием кредиторов) требований к кандидатуре арбитражного управляющего конкурсный кредитор или уполномоченный вправе указать размер и порядок выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему.

Арбитражный управляющий получает вознаграждение за счет имущества должника, если иное не установлено собранием или соглашением кредиторов. В Законе определен минимальный предел вознаграждения, который составляет не менее чем 10 тыс. руб. В любом случае размер вознаграждения утверждается определением или решением арбитражного суда. На основании указанного акта бухгалтерия должника или кредитора (в зависимости от того, из чьих средств выплачивается вознаграждение) производит выплаты в том же порядке, что и по исполнительным документам. Данные правила свидетельствуют о том, что арбитражный управляющий не имеет возможности самостоятельно устанавливать размер своего вознаграждения и каким-либо образом влиять на порядок его выплаты.

Арбитражный управляющий по правовому положению значительно отличается от исполнительного органа юридического лица, поэтому нет оснований утверждать, что арбитражный управляющий становится "новым директором" должника на период банкротства. Во-первых, установленные Законом о банкротстве полномочия арбитражного управляющего значительно шире полномочий исполнительного органа юридического лица. Во-вторых, цель деятельности арбитражного управляющего иная, чем цель деятельности должника, от имени которого выступает исполнительный орган. В-третьих, исполнительный орган не обладает той самостоятельностью, которая свойственна арбитражному управляющему как предпринимателю. Арбитражный управляющий, в отличие от исполнительного органа, действует не только в интересах должника, но и в интересах кредиторов. В-четвертых, при осуществлении своей деятельности арбитражный управляющий как предприниматель несет больше рисков, чем исполнительный орган юридического лица.